2. развитие догматической науки





Скачать 384.38 Kb.
Название2. развитие догматической науки
страница1/4
Дата публикации22.07.2013
Размер384.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
2. РАЗВИТИЕ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ

2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки

Божественное Откровение есть "то, что Сам Бог открыл че­ловекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его" [8, 5].

Именно из Божественного Откровения почерпается все уче­ние Православной Церкви. И Откровение Божественное — это не есть однократный акт, а процесс. В Ветхом Завете Бог по­степенно открывал людям некоторое знание о Себе, приспособ­ляясь к способности восприятия дохристианского человечества.

В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение вет­хозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа. Апос­тол Павел так и начинает свое послание к Евреям (Евр. 1, 1-2): "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне...", т.е. Христос открыл нам все необходимое для спасения. В Ветхом Завете Откровение носило фрагментарный характер, посколь­ку каждый автор Священных Книг, каждый из пророков сооб­щал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, это знание было опосредованным, по­скольку каждый из пророков говорил о том, что он, как чело­век, знает о Боге.

Во Христе мы имеем завершение Откровения, во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос — это не просто тот, кто что-то знает о Боге, а Сам Бог. Здесь уже не люди свидетельствуют о своем опыте, а Сам Бог открывает истину о Себе. Поэтому во Христе мы имеем полноту Боже­ственного Откровения.

Священное Писание прямо говорит, что Господь Иисус Хри­стос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере, ту полноту, которую человек способен вместить. В Евангелии от Иоанна (Ин. 15, 15) говорится, что Господь возвестил ученикам "...все, что слышал от Отца..."

Из этого же Евангелия мы знаем, что Святой Дух, сошед­ший на учеников в День Пятидесятницы, никакого нового от­кровения, никакого нового учения не принес, Он только напом­нил ученикам то, чему учил Христос. Сам Господь во время прощальной беседы с учениками говорит о Святом Духе, что он "...от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16, 14). По толкованию большинства эгзегетов "От Моего возьмет" — означает: "возьмет от Моего учения".

Вся эта полнота истины сохраняется в Христовой Церкви. Священномученик Ириней Лионский говорит:

"Апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам" [9, 331].

В Священном Писании также говорится, что апостолы всю полноту истины, полученную от Христа, возвестили Церкви (Деян. 20, 27), они возвещали Церкви "Всю Волю Божию", а не только некую часть ее.

Именно в силу полноты Новозаветного Откровения, кото­рое подтверждается тождественностью опыта святых всех эпох и всех народов, никаких новых откровений, никаких новых вероучительных истин, никаких новых заветов быть не может, и поэтому любые подобного рода явления попадают под анафе­му апостола Павла (Гал. 1, 8): "... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема".

2.2. Теория "догматического развития"

Как в таком случае относиться к появлению догматов? Сам факт, что в Церкви появляются новые догматы, является ли свидетельством появления в Церкви новых вероучительных истин?

В западном богословии, начиная с середины прошлого века получила широкое распространение так называемая "теория догматического развития", автором которой является католи­ческий богослов кардинал Ньюман.

Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь облада­ет полнотой богооткровенной истины, но для соборного созна­ния Церкви эта истина является сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церков­ного сознания.

Теория эта очень удобна для западных христиан с той точ­ки зрения, что она легко позволяет оправдать всевозможные Произвольные догматические нововведения как Римокатоли-ческой Церкви, так и протестантских конфессий.

С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но, с другой, она ведет к парадоксальным выводам. Скажем, в таком случае нам приходится признать, что Церковь времен апо­столов, даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики.

2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки

Естественно, что с такой постановкой вопроса согласиться нельзя. Однако, очевидно, что догматическая наука действи­тельно развивается. Но в каком смысле развивается? Развитие догматической науки есть все более точное выражение в слове познанной Истины. Истина уже раз и навсегда открыта нам Иисусом Христом, она дана в Откровении, и ее все более и бо­лее точное выражение в слове и есть собственно работа бого­слова.

Протоиерей Георгий Флоровский так об этом говорит: "Дог­мат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это толь­ко свидетельство. Весь смысл догматических определений сво­дится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала" [10, 185]. То есть Церковь лишь формулирует догматы, придает им сло­весную форму, облекая мысль Откровения в точные формули­ровки, которые не допускают произвольных интерпретаций.

Церковь с самого начала своего существования не сомнева­лась, что Бог — един по существу и троичен в Лицах. Однако ключевой термин, который позволил словесно выразить эту веру, это несомненное убеждение Церкви, появился только в IV веке (термин "единосущие")-

То же самое мы увидим, если рассмотрим христологичес-кое учение Церкви. Церковь никогда не сомневалась, что Хри­стос есть истинный Бог и истинный человек. Но только в V столетии, когда возникли острые христологические споры, Цер­ковь сформулировала христологический догмат и указала те апофатические определения, которые позволяют нам правиль­но мыслить образ ипостасного соединения во Христе двух при­род.

Вот что o6 этом сказано у Викентия Лиринского: "Предание, говорит Апостол, сохрани, т. е. талант веры все­ленской сбереги в целости и неповрежденности, чтобы, что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты полу­чил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота постав­лял ты нагло свинец или, обманно, медь. Если дарование Бо-жие сделало тебя способным по уму, по образованию, по учено­сти, то будь Веселеилом духовной Скинии. Полируй драгоцен­ные камни Божественного догмата, придавай им блеск, грацию и прелесть, старайся, чтобы вследствие твоего ясного изложе­ния яснее разумели то, во что верили не так ясно. Достигай, чтобы потомство со знанием славословило то, что прежде древ­ность чтила несознательно. Научи тому, чему тебя научили, и говоря новое, не скажи нового. Но, может быть, кто-нибудь ска­жет: и так в Церкви Христовой не должно быть никакого пре-спеяния религий. Все конечно должно быть, и притом вели-чайше. Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам в себе, а пере­мена — в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть и превращается в другое. Итак, пусть возрастает и в выс­шей степени преспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость как каждого отдельного христианина, так всех вместе, как одного человека — так и всей Церкви, но толь­ко в том же своем роде, т. е. в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же понимании. Следу­ет древние догматы небесной философии с течением времени укреплять, обглаживать, очищать, но не следует их переменять, не следует их обсекать, не следует уродовать. Церковь Христо­ва, заботливая и осторожная блюстительница догматов, никог­да в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прицеп­ляет, своего не теряет и чужого не присвояет, но со всею рачи­тельностью старается единственно о том, чтобы рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности предначертано, основано, то довершать и обделывать, если что пояснено уже и истолковано — то укреплять и подтверждать, если что уже подтверждено и определено — то хранить. Чего другого, нако­нец, всегда старалась она непременно достигнуть определения­ми Соборными. Не того ли только, чтобы после с рассудитель­ностью веровали в то же самое, во что прежде веровали в про­стоте. Не колеблясь говорю и всегда скажу, что Вселенская Церковь побуждаемая новизнами еретиков, через определение своих Соборов не другое что-нибудь делала, как именно то, что принятое ею прежде от предков по одному Преданию подтверждала потом для потомков" (Цит. по [5, 4]).

2.4. Задачи и метод богословской догматической науки

Задача, что называется стратегическая, догматической на­уки — служить единению человека с Богом, приобщать челове­ка к вечности.

Вторая, не менее важная, тактическая задача догматичес­кой науки — это задача чисто историческая, задача свидетель­ства. Каждая эпоха ставит перед церковным сознанием свои, проблемы, и каждое поколение богословов должно дать опре­деленный ответ на эти вопросы, причем, непременно в соответ­ствии с Православной традицией.

Что касается научного метода догматики, то он состоит в систематическом раскрытии основных православных вероучен-ных истин. Метод этот следующий: указать основание догма­тов в Священном Писании и привести принципиальные поло­жения святоотеческой мысли по тем или иным догматичес­ким вопросам.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточ­ной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

2. Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952.

3. Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов). Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Тро­ицкая Сергиева Лавра, 1994.

4. Яннарас X. Вера Церкви. М., 1992 (Пер. с новогреческо­го).

5. Иерей Борис Левшенко. Догматическое богословие. Курс

лекций. ПСТБИ, 1996.

6. Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994.

7. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. М., 1882, т. 4.

8. Митр. Филарет. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Белосток, 1990.

9. Св. Ириней Лионский. Против ересей, кн. 5, гл. 20, §1. Сочинения. СПб., 1990.

10. Прот. Г. Флоровский. Богословские отрывки. Вестник РСХД. Париж, 1981, № 105-108.
РАЗДЕЛ II СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

1. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ

Священное Предание — это общая форма сохранения и рас­пространения Церковью своего учения. Или другая формули­ровка — сохранения и распространения Божественного Откро­вения. Сама эта форма сохранения и распространения, так же как и термин "Предание", несомненно освящена авторитетом Священного Писания.

В книгах Нового Завета мы можем найти целый ряд мест, которые указывают на важность Предания в жизни Церкви. Давайте вспомним эти стихи.

Во-первых, это 2 Фес. 2, 15: "...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим".

1 Кор. 11,2: "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам".

1 Тим. 6, 20 : "О, Тимофей! храни преданное тебе.".. Или славянский текст, более соответствующий греческому ориги­налу: "О, Тимофее! Предание сохрани".

2. ПОНЯТИЕ О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ

Предание(71аро£5оБц). Буквально это греческое слово озна­чает преемственную передачу, например, передачу по наслед­ству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому. .

Св. Викентий Лиринский задает вопрос: "Что такое преда­ние? — и сам же на него отвечает, — То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выду­мал."..

Такой механизм преемственного распространения Боже­ственного Откровения также имеет свое основание в Священ­ном Писании, где говорится о том, что именно таким образом Должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение.

1 Кор. 11, 23: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ."..

Ин. 17, 8. Сам Господь говорит об этой форме сохранения Истины: "ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели".

Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли.

Тертуллиан, апологет конца II — начала III века, говорит: "мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога". Таким обра­зом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Свя­щенное Предание — это непрерывная цепь передач богооткро-венной истины от одного человека другому, или от одного по­коления людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.

Это очень важный момент, который надо отметить, именно этим Священное Предание и отличается от других традиций, например, культурных. Протестанты, например, могут с боль­шим уважением относиться к Преданию Православия, они мо­гут согласиться с тем, что все это хорошо и полезно, но при этом они заявляют, что это от человеков, а потому, хотя и по­лезно, но не является необходимым.

Однако, при таком понимании Священного Предания, кото­рое дано в Новом Завете, разрыв с Преданием — это не просто разрыв?с какой-то человеческой традицией. Поскольку началь­ное звено Предания находится в Боге, то разрыв с Преданием — это не просто выход из традиции Восточной Церкви, а, по существу, отпадение от Бога.

Почему не все Божественное Откровение, дано Церкви в виде Писания? Почему не все вошло в Писание, не все было записано?

Очевидно, что все не могло быть записано по причине того, что в Предание входит многое такое, что вообще, в принципе, не может быть записано. Когда мы говорим о механизме Преда­ния встает вопрос: что передается в Предании? Во-первых, пе­редается некоторое знание, передаются некоторые памятники, в которых это знание зафиксировано: книги, иконы, чинопос-ледования, канонические правила, различного рода предписа­ния и т. д.

Однако, Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Поскольку Предание говорит нам о Боге и о бо-гопознании, а подобное, как известно, познается подобным, то для того, чтобы понимать то, что передается в Предании, пред­варительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознании. Иначе говоря, необходимо иметь некоторый опыт, личный опыт богообщения, поскольку духовная жизнь — это прежде всего образ жизни, а не образ мысли.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф об этом пишет следую­щим образом: "...предание есть непрерывная последовательность не толь­ко идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллекту­альную согласованность, но и живое общение на путях пости­жения истины".

По существу ту же самую мысль двумя тысячами лет ранее высказал апостол Павел (1 Кор. 4, 16) : "...подражайте мне, как я Христу".

Однако Предание не ограничивается и этим, потому что Христос не только преподал Своим ученикам учение, не толь­ко явил им пример Своей жизни, не только сообщил некий опыт жизни в Боге, но Он же повелел им принять Духа Свято­го, силу благодати, которая единственно открывает путь к по­знанию Божественной истины. Только в свете благодати и по­стигается учение Христа, и сам опыт жизни во Христе, безус­ловно, опыт благодатный.

Апостол Павел (1 Кор. 12, 3) утверждает, что: "...никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым", т. е. исповедать Христа своим Господом может толь­ко тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой.

Поэтому святитель „Филарет Московский отмечает, что "Свя­щенное Предание — это не только видимая и словесная пере­дача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения".

Таким образом, Священное Предание включает в себя как бы три уровня: низший, первый уровень — это, собственно, пе­редача знания и исторических памятников, которые связаны с этим знанием, во-вторых, это передача опыта духовной жизни, и, в-третьих, это передача благодатного освящения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. развитие догматической науки iconДмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении государственной...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
2. развитие догматической науки iconТема Историко-методологические аспекты теории государства и права
Историко-теоритические предпосылки возникновения и развития науки о праве в России. Развитие отечественной науки о праве и государстве...
2. развитие догматической науки iconТема Историко-методологические аспекты теории государства и права
Историко-теоритические предпосылки возникновения и развития науки о праве в России. Развитие отечественной науки о праве и государстве...
2. развитие догматической науки iconИстория науки о человеческом мозге
Рамн как с научной, так и с клинической стороны, развитие этой проблемы планируется в «Стратегии развития медицинской науки в Российской...
2. развитие догматической науки iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
2. развитие догматической науки iconПовышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического...
Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники,...
2. развитие догматической науки iconОбразования и науки в россии
Развитие богословия в российских университетах в XIX — начале XX в. (Александр Смирнов)
2. развитие догматической науки iconПолитехнический молодежный фестиваль науки
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
2. развитие догматической науки iconРабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной...
«Грамматика, правописание и развитие речи 5 – 9 классы» по ред. А. К. Аксенова,А. П. Антропова, допущенной Министерством образования...
2. развитие догматической науки iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание в эпоху Средневековья
2. развитие догматической науки iconСписок рекомендуемых тем рефератов по специальности
Развитие теории региональной науки, методы и инструментарий региональных исследований
2. развитие догматической науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» работает по 4 направлениям:...
2. развитие догматической науки iconВыдающиеся биологи и их вклад в развитие науки
Приравниваются работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов
2. развитие догматической науки iconУрок по теме «Дни недели» Задача: познакомить детей с названиями...
Емени. Развивающая: Развитие речи – усложнение и обогащение ее словарного запаса, Развитие мышления – развитие умений анализировать...
2. развитие догматической науки iconРеферат По дисциплине
Охватывает часовой промежуток в 25 веков. При чем логика как наука за этот весомый промежуток времени успела значительно измениться....
2. развитие догматической науки iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Специальность научных работников (отрасль науки): 07. 00. 00 – Исторические науки, 08. 00. 00 – Экономические науки, 22. 00. 00 –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск