РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
2-4 класс
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физической культуре для 2-4 классов разработана на основе учебной комплексной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются доктор педагогических наук В.И. Лях.., кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, издательство Москва «Просвещение»,2008-2009 г.
Учебная программа для 2-4 классов рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и физического развития учащихся средствами учебного предмета физическая культура в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам, требования к уровню подготовки выпускников начальной общей школы.
Общая характеристика учебного предмета
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных оздоровительных и воспитательных. Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Цели
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и умения в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит 306 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе начального общего образования из расчета 3 часов в неделю со 2 по 4 класс.
Двигательные умения, навыки и способности
- В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках.
- В метаниях на дальность и на меткость: метание небольших предметов и мячей из различных исходных положений.
- В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма
- В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.
- Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.
- Способы физкультурно- оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры.
- Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
- правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы.
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
О способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
О терминологии изучаемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
О физических качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные занятия;
Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой
Основное содержание
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
1. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положение тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно - сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.
2. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья.
3. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения.
4. Обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитию мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
5. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.
6. Овладение приемами саморегуляции, контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.
7. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса.
Название снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, строевые упражнения, развитие координационных, силовых способностей и гибкости а также правильной осанке. Освоение акробатических упражнений, висов и упоров, навыков лазания и перелазания, опорных прыжков, навыков равновесия.
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость, упражнений в прыжках в длину. Освоение навыков ходьбы и развитие скоростных и координационных способностей, прыжков, овладение навыками метания.
Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации. Специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде (скольжение на груди, спине, задержка дыхания). Движения рук и ног при плавании различными способами. Игры на воде
Лыжная подготовка
Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, техника безопасности при занятиях лыжами. Переноска и надевание лыж, ступающий и скользящий шаг без палок и с палками, повороты переступанием на месте и в движении, подъемы и спуски с небольших склонов, торможение плугом, прохождение дистанции до 2,5 км, попеременный двухшажный ход.
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасность. Закрепление и совершенствование навыков бега, развития скоростных способностей, ориентирование в пространстве, метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. Овладение элементарными технико -тактическими взаимодействиями.
Национальные виды физических упражнений и подвижные игры связанные с региональными особенностями
Тематическое планирование по физической культуре 2 класс
№
п/п
| Тема
| Содержание учебного материала
| дата
| Примечание
| 1
| I четверть 1.Техника безопасности на спортивной площадке.
| Техника безопасности на спортивной площадке. Правила и нормы поведения на уроках физической культуры. Строевые упражнения повторение 1 класс. Разновидности ходьбы, бега. ОРУ в движении. Высокий старт. Прыжки в длину с места. Игра «Салки».
|
|
| 2
| Тема: Легкоатлетические упражнения. 1.Прыжки в длину с места на результат.
| Строевые упражнения повторение 1 класс.
Разновидности ходьбы, бега.
Высокий старт.
Бег с ускорением до 20 м.
ОРУ в движении.
Прыжки в длину с места.
Игра «Салки».
Равномерный бег 2 минуты
|
|
| 3.
| Тема: Легкоатлетические упражнения. 1.Высокий старт.
2. Бег 30 метров на результат.
| Строевые упражнения повторение 1 класс
Разновидности ходьбы, бега.
Высокий старт
Бег 30 м.
ОРУ в движении.
Прыжки по разметкам
Игра «Пятнашки»
Равномерный бег 3 минут
|
|
| 4.
| Тема: Легкоатлетические упражнения. 1. Подтягивание на высокой перекладине (м), низкой (д) 2.Прыжки в длину с разбега с 3-5 шагов.
| Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков. Дыхание во время ходьбы.
Разновидности ходьбы, бега.
ОРУ в движении.
Прыжки с поворотом на 180. Прыжки в длину с разбега 3-5 шагов.
Подтягивание на высокой перекладине (м), низкой (д)
Встречная эстафета.
Игра «Пятнашки»
|
|
| 5
| Тема: Легкоатлетические упражнения. 1. Подтягивание на высокой перекладине (м), низкой (д) на результат.
2.Прыжки в длину с разбега с 3-5 шагов.
| Строевые упражнения. Повороты на месте.
Разновидности ходьбы, бега.
Прыжки по разметкам
Прыжки в длину с разбега 3-5 шагов.
Подтягивание на высокой перекладине (м), низкой (д) на результат.
Варианты игры мини-футбол.
|
|
| 6
| Тема: Легкоатлетические упражнения. 1.Прыжки в длину с разбега с 3-5 шагов.
2.Метание мяча в вертикальную и горизонтальную цель.
| Разновидности ходьбы.
Равномерный бег до 5 минут.
Прыжки через земляные возвышения.
Метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель.
Метание мяча на дальность с места
Круговая эстафета
Игра по упрощенным правилам «Русская лапта»
|
|
| 7
| Тема: Легкоатлетические упражнения.
1.Прыжки в длину с разбега на результат.
| Разновидности ходьбы.
Равномерный бег до 3 минут.
Прыжки через земляные возвышения.
Метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель.
Бег 1000 метров
Игра «Мы – физкультурники»
|
|
| 8
| Тема: Легкоатлетические упражнения.
1.Метание мяча на дальность.
.
| История первых Олимпийских игр древности.
Разновидности ходьбы. Бег с чередованием с ходьбой
Метание мяча на дальность.
Шестиминутный бег.
Игра «Метко в цель»
|
|
| 9
| Прыжки через верёвочку
.
| Правила и нормы поведения во время игры.
Строевые упражнения. Повороты на месте.
Чередование ходьбы и бега (50 бег, 100 ходьба).
Прыжки через верёвочку
.
|
|
| 10
| Многоскоки направой и левой ноге
| Значение утренней гимнастики.
Строевые упражнения.
Чередование ходьбы и бега (50 бег, 100 ходьба). Многоскоки направой и левой ноге
ОРУ типа утренней зарядки.
|
|
| 11
| Ловля и передача мяча в парах.
| Гигиена одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.
Ходьба, бег с игровыми заданиями.
ОРУ типа утренней зарядки.
Ловля и передача мяча в парах.
Эстафеты с мячами.
Игра «Вызов номеров»
|
|
| 12
| 1.Ловля и передача мяча в движении.
| Ходьба и бег с заданиями.
ОРУ типа утренней зарядки.
Ловля и передача мяча в движении..
Бросок набивного мяча от груди.
Сгибание и разгибание в упоре лежа на полу
Игра «Охотники и утки».
|
|
| 13
| 1.Ведение мяча на месте
| Строевые упражнения Перестроения из одной в две шеренги.
Ходьба и бег с игровыми заданиями.
ОРУ типа утренней зарядки.
Ведение мяча на месте.
Бросок набивного мяча от груди.
Игра « Кто дальше бросит»
Игра «Охотники и утки».
|
|
| 14
| 1.Ведение мяча в ходьбе.
.
| Строевые упражнения Перестроения из одной в две шеренги.
Ходьба и бег с игровыми заданиями.
ОРУ с мячами.
Ведение мяча на месте.
Ведение мяча в ходьбе
Наклон вперед на результат.
Игра «Два мороза»
|
|
| 15
|
1.Ведение мяча в ходьбе.
| Физические упражнения и их отличия от естественных движений.
Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставным шагом.
Ходьба и бег с заданиями
ОРУ с мячами.
Ведение мяча на месте.
Ведение мяча в ходьбе правой левой рукой.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на результат.
Игра «Два мороза»
|
|
| 16
| 1.Ведение мяча в ходьбе правой, левой рукой.
| Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставным шагом.
Ходьба и бег с игровыми заданиями.
ОРУ с мячами.
Ведение мяча на месте. Правой, левой рукой
Ведение мяча в ходьбе.
Броски мяча в щит.
Игра «Попади в обруч».
Игра Мини-баскетбол
|
|
| 17
|
1.Ведение мяча в беге по прямой.
| Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставным шагом.
Ходьба и бег с игровыми заданиями.
ОРУ в движении.
Ведение мяча в ходьбе.
Ведение мяча в беге.
Броски мяча в щит
Поднимание туловища на результат
Игра Мини-баскетбол
|
|
| 18
| 1.Ведение мяча в беге по прямой.
| Ходьба и бег с игровыми заданиями.
ОРУ в движении.
Ведения мяча в ходьбе по прямой.
Ведение мяча в беге по прямой.
Броски в кольцо
Игра мини-баскетбол по упрощенным правилам.
|
|
| 19.
| Подвижные игры
|
|
|
| 20-22
| Метание
| Ознакомить учащихся с правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах; метание малого мяча ОРУ в движении
|
|
| 23
| Подвижные игры
|
|
|
| 24-26
| Лазание и перелезания
|
|
|
| 27
| Итоговый урок
|
|
|
| 28
| II четверть
1. Техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений.
| Техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений.
Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставным шагом.
Расчет на первый второй. Танцевальные шаги.
ОРУ типа утренней гимнастики.
Перекаты. Кувырок вперед.
Эстафеты со скакалкой, с большими гимнастическими мячами.
Игра «Угадай, кто подходил»
|
|
| 29
| Лазание и перелезания
| Ходьба, бег, прыжки, лазание - как жизненно важные способы передвижения.
Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставным шагом.
Расчет на первый второй. ОРУ типа утренней гимнастики.
«Лиса в курятнике»
|
|
| 30
| .Соревнования и эстафеты
| Режим дня. Личная гигиена. Дневник самонаблюдения. Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставным шагом.
Расчет на первый второй..
ОРУ со скакалками. эстафеты
Игра “Посадка картофеля”, «Угадай, кто подходил».
|
|
| 31-34.
| Упражнения в равновесии
| Строевые упражнения. Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
Бег, ходьба с игровыми заданиями.
ОРУ со скакалками.
Упражнения в равновесии
|
|
| 35.
| Подвижные игры
|
|
|
| 36-42
| Акробатические упражнения
| Название гимнастических снарядов.
Строевые упражнения. Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
Ходьба, бег с сочетанием танцевальных шагов.
ОРУ
Акробатические соединения из разученных элементов.
Наклон вперед.
Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе.
Вис спиной к гимнастической стенке. Поднимание прямых и согнутых ног.
Игра “Посадка картофеля”, «Угадай, кто подходил».
|
|
| 43-47
| Танцевальные упражнения
| Ознакомить учащихся с красотой движений танцевальных упражнений
|
|
| 48
| Итоговый урок
|
|
|
|
|
|
|
|
| 49
| IIIчетверть
Правила ТБ занятий на улице
| Правила ТБ занятий на улице Игра «Попади снежком в цель»
Контроль умения передвигаться на лыжах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50-62
| Лыжная подготовка
| Повторить передвижение ступающим шагом, проложение учебной лыжни
|
|
|
|
|
|
|
| 63
| Игры и эстафеты
|
|
|
| 64
| Лыжная подготовка
| Свободное катание на лыжах
Игры на свежем воздухе
|
|
| 65
| Подвижные игры
|
|
|
| 66-68
| Акробатические упражнения
| Строевые упражнения и перестроения.ходьба и бег
Подвижные игры
|
|
| 69
| Лазания и перелезания
| Переползание опорный прыжок, подвижные игры.
|
|
|
70-72
| Лазание и перелезания
| Строевые упражнения, ходьба и бег
|
|
|
73
| Полоса препятствий
| Ходьба на носках полоса препятствий
|
|
| 74-77
| метание
| Метание мяча в цель, общеразвивающие упражнения, подвижные игры
|
|
| 78
| Итоговый урок
|
|
|
|
79
|
IV четверть
Повторение
|
|
|
| 80-81
| Метание
| Метание мяча в цель по горизонтальной и вертикальной мишени
|
|
| 82
| Подвижные игры.
|
|
|
| 83
| Строевые упражнения
|
|
|
| 84-85
| Броски мяча в щит
| Броски мяча в щит Строевые упражнения подвижные игры
|
|
| 86
| Упражнения в равновесии
|
|
|
| 87
| Подвижные игры
|
|
|
| 88-91
| Упражнения в равновесии
| Упражнения в равновесии, ходьба на носках по линии разметки, повороты
|
|
| 92
| Прыжки на одной и двух ногах
|
|
|
| 93-99
| Прыжки
|
|
|
| 100-102
| Уроки повторения
|
|
|
|
|