Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана»





Скачать 166.35 Kb.
НазваниеПрограмма составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана»
Дата публикации05.08.2014
Размер166.35 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 6 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи курса:

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.


  • по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  • представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;

  • о письменности башкир; о шэжэрэ

  • о традициях и обычаях башкир

  • о театрализованных обрядах и театрах

  • об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир

  • о роле живописи

  • о культуре местного населения


Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
Общая характеристика учебного процесса:
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий урок с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Работа с документами;

  • Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

  • Раскрывать содержание иллюстраций.

  • Просмотр видеофильмов

  • Подготовка сообщений на данную тему

  • Подготовка реферата

  • Работа над исследовательской работой


Содержание программы
Программа состоит из следующих разделов:
Исторический Башкортостан
Башкиры в составе Золотой Орды. Последствия татаро-монгольского завоевания для них. Распад Золотой Орды. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение.
Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана.
Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края.
Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале.
Участие башкир в военных походах России.
Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша.
Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

Башкирское народное творчество
Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие: «Происхождение башкир», «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».
Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства. Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».
Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель: «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора».
Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века. Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».
Легенды о небесных светилах и явлениях природы: «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица».
Топонимические легенды, характерные для местности расположения образовательного учреждения.

Писатели Башкортостана – детям
Г. Хусаинов «Семь родов». Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства.
А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету». Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны. Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). Памятник А.Матросову в г.Уфе.
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие).
Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях. Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».
А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе. «Жавронок».
С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».
К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров». Героизм защитников Родины.
Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей: «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».

Хозяйство и быт башкир
Скотоводство – основное занятие древних башкир. Лошадь в их хозйстве. Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.
Образ коня в фольклоре и музыке: сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса. Кумысолечебницы Башкортостана.
Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи (саба, турсук, башкунэк), одежда (тулуп, шуба).
Земледелие. Орудия труда. Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.
Бортничество. Орудия труда: музга, кирем, дымник. Башкирский мед.
Лесные промыслы. Обработка дерева (посуда: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и т.д.), бересты, коры и лыка. Резьба по дереву.

Религия
Понятие о религии. Роль религии в истории народов. Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.
Основатель ислама пророк Мухаммад. Распространение ислама на территории Башкортостана. Миссионеры. Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века.
Столпы ислама и веры: иман – вера, намаз – молитва, ураза – пост, хадж, закят – уплата налога. Коран – священная книга мусульман. Соборная мечеть.
Основание Духовного управления мусульман в Уфе (1789).
Архитектура ислама. Мечети. Различия в интерьере мечетей и церквей.
Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.
Древний календарь тюркских народов, основанный на верованиях. Названия дней недели и месяцев у башкир. Солнечный календарь. Лунный календарь. Двенадцатигодичный цикл смены времени – мусаль. Легенда «Как возник мусаль?». Особое значение отдельных его годов.
Распространение христианства на территории Башкортостана. Церкви как памятники архитектуры. Библия – священная книга христиан.

Письменность башкир
Орхоно-енисейская письменность. Общее между ее буквами и башкирскими тамгами. Письменный памятник в честь Кюль-тегина и башкирский фольклор.
Формирование общего для всех тюркских народов (башкир, татар, казахов, узбеков) книжного языка «тюрки» на основе арабской графики. Рукописная литература. Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет».
Творчество поэта XIII в. Кул Гали. Дастан «Кысса и Йусуф». Народные варианты сюжета.
Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник. Их роль и значение в жизни башкир.

Театрализованные обряды и театр
Регулирование общественных отношений. Народные традиции и обычаи. Элементы театра в обрядах, народном творчестве (айтыш - поэтические сотязания, песни “Хан кызы”, “Шаура”) и танцах (“Три брата”, “Юаса”).
Театрализованные обряды “Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник. Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.
Элементы театра в башкирской свадьбе.
Понятие о театре. Атрибуты и термины театрального искусства. Республиканский театр кукол. История возникновения и становления театра. Режиссеры, актеры, художники театра. Башкирская и русская его труппы. Репетуар. Международные гастроли.

Орнамент и декоративно-прикладное искусство
Своеобразие национального художественного восприятия мира у башкир. Башкирский народный орнамент, его красочность и многообразие. Элементы узора - геометрические, растительные, зооморфные. Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый цвета. Расположение элементов узора: бордюр, отделка розеткой, сплошная сетка. Основные орнаментальные комплексы.
Виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, тиснение на коже, ковроткачество, вышивка, художественная и ювелирная обработка металла. Истоки декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом жизни башкир. Яркость и самобытность изделий.
Декоративно-прикладное искусство в оформлении жилья. Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.
Украшение бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба ворот, фронтонов, наличников. Разновдность и богатство резьбы.

Живопись
Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура, графика, художественная фотография. Живопись как вид искусства. Формирование профессионального изобразительного искусства в Башкортостане. Основание Уфимского общества любителей живописи и его роль в объединении профессиональных художников (1913).
Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в картинах художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту».
Основание Художественного музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.
Творческая жизнь и педагогическая деятельность А..Э. Тюлькина (1888-1980). Натюрморты, родной город и край, предметы домашнего обихода, цветы в картинах художника: “Восточный натюрморт”, “Избушка рыбака”, “Башкирская улочка”, “Старая Уфа”, “Цветущие окна”, “Гортензии”.
Биография и творческий путь К.С. Девлеткильдеева (1887-1947). Картины “Девушка в голубом”, “Девушка-башкирка”, “Башкир-охотник”. Портреты “Мажит Гафури”, “Гималетдин Мингажев”, “Автопортрет”. Педагогическая деятельность К. Девлеткильдеева.
Творческая деятельность М.Н. Елгаштиной (1873- 1966). Основание театра кукол (1932). Природа Башкортостана в ее живописных полотнах: “Вечерний час”, “Весенние сумерки”, “Река Сим”, “Уфа уходящая”.

Культура местного населения
Духовная и материальная культура родного села, района.
Хозяйство и быт, декоративно-прикладное искусство.
Краеведение. Знатные люди своего региона. Народные песни местного населения.
Посещение краеведческих и художественных музеев региона.

УМК:

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова
Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 5 класс.
Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история
Электронные пособия:


  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)

2.Баш7орт 262би2те

3. Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)

   

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Литература для ученика
Учебник «Родной Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008, 6 класс.

«Рассказы по истории Башкортостана»
Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа,Китап,1988г.

  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа,Китап,1989г.

  3. Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.

  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1999.



Календарно-тематическое планирование уроков




Содержание темы

Количество часов

Сроки проведения уроков

Домашнее задание


1

Повторение пройденного. Духовная и материальная культуры

1




Картинки к теме

2

Башкиры в составе Золотой Орды.

1




Статья из журнала

«Панорама Башкортостана»

3

Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана

1




Подготовить сообщения по темам

4

Феодальное башкирское общество, его структура

1




Тест

5

Основание г. Уфы. Колонизация края.

1




Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта», описание

6

Участие башкир в военных походах России

1




Статьи из журнала принести


7

Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений

1




В тетради закончить таблицу

8

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.


1




Пересказ с.43-55

9

Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие

1




С.Галин «Башкорт халкыны ауыл – тел ижады», «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».


10

Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия

1




Подготовить пересказ одного предания


11

Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства

1




В тетради закончить

12

Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель

1




Защита рефератов


13

Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века

1




с.67-76 конспект


14

Легенды о небесных светилах и явлениях природы

1




Подготовить сообщения по темам


15

Топонимические легенды

1




Пересказ одной легенды

16

Г. Хусаинов «Семь родов».

1




Читать в тетради

17

А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».

1




Сообщение на тему:»Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове).


18

Произведения поэтов Башкортостана о родном языке

1




«Башкортостан»,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана» читать

19

Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.

1




статья из книги А.Хабирова «Йенле шишмелер» стр.104-115, Цикл рассказов «Сказания Голубой речки» читать


20

А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».


1




Тест по творчеству А.Карная

21

С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».


1




Рисунки закончить

22

К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров».


1




Тест по творчеству К.Мэргэна

23

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей

1




Презентация

« Г.Тукай»

24

Скотоводство – основное занятие древних башкир

1




Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.

Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана»


25

Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи

1




Подготовить презентацию


26

Земледелие. Орудия труда.

1





Подготовить доп.материал

27

Бортничество. Орудия труда.

1




Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Баш7орт балы»

28

Лесные промыслы. Обработка дерева

1




Атлас РБ принести

29

Понятие о религии. Роль религии в истории народов.

1




Выучить определения в тетради


30

Архитектура ислама. Мечети

1




Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой найти и пересказать


31

Письменность башкир

1




Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф», анализ эпизодов


32

Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник

1





«Шежере» -генеалогическое древо свое нарисовать

33

Театрализованные обряды и театр

1




Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй” прочитать


34

Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись. Итоговый урок

1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconПрограмма составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана»
При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету История и культура Башкортостана для 4 класса составлена на основе программы Культура Башкортостана...
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconМетодические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским...
Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и...
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconХарактеристика программы рабочая программа по
«Технология» составлена на основе Примерных программ учебных предметов и Требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной...
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар учителей икб «Актуальные проблемы преподавания предметов «История и культура Башкортостана» и «Уроки жизни»»
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе на 2013-2014 учебный год
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconЭлективный курс для профильного обучения» Номинация: «Разработка...
...
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л....
Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» iconРабочая программа по истории (Всеобщая история и история России)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: «Новая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск