Скачать 43.69 Kb.
|
НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Т е к с т 1. Конституция РФ о национальных отношениях Из Конституции Российской Федерации С т а т ь я 19 <...> 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С т а т ь я 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С т а т ь я 29 <...> 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Вопросы: 1. В чем состоит значение приведенных выше статей Конституции? 2. Какие проблемы национальных отношений подпадают под действие указанных статей и какие не подпадают? 3. Соблюдаются ли эти статьи Конституции в полной мере? Если нет, то чем вы объясняете их невыполнение? Т е к с т 2. Что такое нация? Э. Геллнер — современный английский философ Что же... представляет собой эта случайная, но в наш век, по-видимому, универсальная и нормативная идея нации? Обсуждение двух очень приблизительных, предварительных определений поможет добраться до сути этого расплывчатого понятия. 1. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения. 2. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек; нации — это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей (скажем, жители определенной территории или носители определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие общие качества, какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее. Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991. — С. 34—35. Вопросы: 1. Чем отличается данное определение нации от характеристики, приведенной в учебнике? С чем частично совпадает? В чем состоит это совпадение? 2. Что дает эта характеристика нации для национального самоопределения человека? 3. Какая норма в Конституции РФ близка основной идее данного фрагмента? Т е к с т 3. Патриотизм или национализм Д. С. Лихачев (1906—1999) — литературовед, академик Российской академии наук Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей... Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям. Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру... Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же — самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Лихачев Д. С. Патриотизм и национализм // Говоря откровенно. — М., 1989. — С. 98—99. Вопросы и задания: 1. Почему Д. С. Лихачев называет патриотизм благороднейшим из чувств? Приведите примеры подлинного патриотизма в поступках людей. 2. Что дает основание Д. С. Лихачеву называть национализм самым тяжелым из несчастий человеческого рода? К каким трагическим последствиям ведет национализм? 3. Что имеет в виду Д. С. Лихачев, говоря: «Зло маскируется под добро»? Почему и как это происходит? 4. Как отличить подлинный патриотизм от национализма? |
Проекта: Нации и межнациональные отношения «заметки на полях», составляет конспект в тетради. Основные положения изученного материала представляются в презентации, и выбранный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конституции РФ. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года на референдуме. Мурсал зачитал текст Преамбулы Конституции, в которой... | ||
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.... Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц текст. – М. Маркетинг, 2001. – 39 с | Федеральные органы управлением образованием Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... | ||
Сайты федеральных органов управления образованием Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... | Список ресурсов образовательного назначения в сети Интернет Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... | Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... | ||
Рабочая программа по дисциплине дс. 01. 14 Внешнеэкономическая деятельность предприятия Охватывает круг вопросов, затрагивающих международные экономические отношения в различных сферах деятельности, международные и национальные... | Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» Цель: формирование компетентности учащихся на основе применения образовательных технологий | ||
Программа дисциплины «Национальные интересы России в мире» для специальности... Цель курса – дать студентам целостное представление о национальных интересах России в теоретико-методологическом, внутриполитическом... | Протокол № от /Фомина Т. Г Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Программа дисциплины «Национальные интересы России в мире» для специальности... Цель курса – дать студентам целостное представление о национальных интересах России в теоретико-методологическом, внутриполитическом... | «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)» Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Итоговый тест по литературе за курс 9 класса 1 вариант часть1 Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конституция Российской Федерации (с гимном России) [Текст]. Спб. Victory, 2012. 48 с |