Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Каменка
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»
(Урок по курсу «Обществознание» 10 класс)
Выполнил Терешин С .А.
учитель обществознания
МОУ-СОШ с. Каменка
Марксовского района
Саратовской области
Цель: формирование компетентности учащихся на основе применения образовательных технологий,
в процессе урока отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ, повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме. Задачи урока:
Дидактическая: создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся. Образовательная: сформировать и углубить знания учащихся об этносоциальных сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения конфликтов в современном мире. Развивающая: развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся подготовку к ЕГЭ по предмету.
Воспитательная: воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения. Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, род, народность, национальное самосознание, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид.
Межпредметные связи: история
Дидактический материал: текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации
Оборудование: проектор, экран, компьютер, рабочий лист, презентация «Нации и межнациональные отношения», презентация «Межнациональные конфликны», пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ
Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.
Подход: компетентностный
Методы: анализ, объяснительно-иллюстративный, эвристический, интерактивный
Выполняемая задача
| Задание практической работы
|
|
| I этап. Подготовительная работа.
Учащимся к данному уроку предлагается изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69.
Подготовить презентацию «Межнациональные конфликты».
| Актуализация темы
Мотивация
Форма урока
Целеполагание
| II этап. Вступительная часть. Вводное слово учителя.
Сегодня поговорим об социальное развитие современного общества.
Вопрос учащимся - Чем вызвана актуальность темы урока?
Один из вариантов ответа.
Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве.
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проявлением нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии и расизма, антисемитизма и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Этот факт представляет собой угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути социального развития.
Но сегодня в условиях развития идей и принципов толерантности и предупреждения экстремизма, данная тема призвана показать, что народы могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов. Сегодняшний урок мы проведем в форме урока-практикума, работать будем в парах (коммуникативная компетенция) отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить, осмыслить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме запись темы в тетрадь
| Развитие коммуникатив-ных умений
| Учащимся предлагается поработать в группах (парах) с рабочим листом (задания написаны на рабочем листе).
| Задания на закрепление терминологии
| Слайд № 3
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятия «__________ (1) и "этнос" сходны, поэтому их определения аналогичны.
В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин "этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса.
Для ___________(2) главное основание объединения людей в одну ____________(3) - кровно-родственные связи и общее_______________ (4).
С возникновением государств появляются ______________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются ________________(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, "единое чувство судьбы"».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) происхождение Е) народность
Б) племя Ж)национальность
В) общность 3) раса
Г) нация И) диаспора
д) народ
В данной ниже таблице указаны номера пропусков.
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
| Рефлексия Что помогло справить с заданием?
Заполнение таблицы Каково практическое применение выполненного вами задания?
|
Опережающее задание Формирование информацион-ной компетенции
(навыки работы с источниками)
| Слайд №4
2. Назовите общности людей:
- итальянцы (нация);
- кривичи (племена);
- саксонцы (народности);
- эвенки (народности);
- радимичи (племена);
- баски (народности);
- русские (нации);
- ирландцы (народности);
- дреговичи (племена);
- англичане (нация);
- вятичи (племена);
- испанцы (нации).
| Культуровед-
ческая компетенция
Умение объяснить понятие Обучение самоконтролю
Отслеживание своих учебных действий
| Слайд № 5
3. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку
1) православные 2) французы 3) католики 4) мусульмане
Слайд № 6
4.Верны ли следующие суждения о нации
А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены экономическими связями.
Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| Вы согласны, что все перечисленные варианты это соц. общности?
По какому признаку сформированы остальные общности?
________________
| Умение применять знание классификации Обучение самоконтролю
Побуждение к самостоятель-ным выводам и умозаключени-
ям
| Каждая нация имеет свои национальные интересы.
Слайд № 7
5. Верны ли следующие суждения о национальных интересах
А. Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.
Б. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами.
1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
|
Докажите, что данное утверждение верно
В чем заключается особенность национальных интересов?
| Умение применять знание классификации
| Слайд № 8
6. Тенденцию к национальной интеграции отражает
1)сепаратизм 2) расширение межэтнических связей 3)национальная изоляция 4)развитие национальной культуры
|
Какую тенденцию в национальных отношениях отражают другие варианты?
|
|
| Задание на установление соответствия.
Разновидность задания на
классифика-
цию
Обучение самоконтролю
Отслеживание действий по алгоритму
| Слайд № 9
В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами
Примеры проявления
А) транснациональные корпорации
Б) протекционизм в экономике
В) религиозный фанатизм
Г) экономические и политические союзы
Д) национализм в политике и культуре
Основные тенденции развития наций
1)межнациональная дифференциация
2)межнациональная интеграция
| Пошаговая отработка технологии выполнения задания
1 шаг Основание классификации задано в условии – это тенденции развития нации. 2 шаг
Уточним содержание понятий
1)межнациональная дифференция
2)межнациональная интеграция
В другом столбце примеры.
3шаг
Соотнесение понятия и примеров.
| Умение отличать социальный факт от оценочного суждения
| Слайд № 10
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на национально-психических образованиях. (3) Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в некоторую совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления закреплены некритически воспринятым ответом негативного отношения к представителям других социально-этнических общностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
| Прежде всего необходимо вспомнить, что такое социальный факт и какие положения являются оценочными. Социальный факт - вполне реальное событие явление, то, что существует. Это знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в котором оно имело место.
Оценка содержит собственное суждение и отношение к объекту, предположения о свойствах и тенденциях изменения данного объекта, прогностические суждения, оценка может быть многоплановой
|
|
|
| Объяснительно-иллюстратив-ный
Формирование информацион-ной, интегративной, языковой
компетенции
| Для выполнения заданий части С с развернутым ответом нам понадобится дополнительная информация по теме «Межнациональные конфликты»
| Сделать записи в тетради (примеры межнациональных конфликтов)
Демонстрация
презентации
| Работа с источниками
Компетенция (грамотность) в области чтения 1) понимание прочитанного материала в целом,
2) умение извлекать из текста важную информацию, 3)интерпретиро-вать его основное содержание,
4) анализировать,
оценивать смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном В ходе тестирования оцениваются различные когнитивные умения, которые можно объединить в три группы:
- нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде;
- интерпретация текста;
- рефлексия и оценка текста. Коммуникатив-ная компетенция
- владение различными видами речевой деятельности
(диалог, чтение, письмо) Информационная компетенция
(извлекать, систематизиро-
вать, анализировать)
| Прочитайте текст и выполните задания Сl - С4.
« ... История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилизации, отражают лишь ее миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы. < .... >
Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. < ... >
... Выявились два подхода к анализу этнополитических столкновений.
Первый - социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных слоев, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Второй - политологический. Опираясь на такой подход, ученые первоочередное внимание уделяют трактовке роли национальных элит (прежде всего интеллектуальных и политических) в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам»
(Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования / / Социально-политический журнал. 1996. N2 4. С. 41, 42-43, 45.). Сl. Что понимает автор под этнонациональным конфликтом?
С2. На основании текста заполните таблицу.
Подходы к анализу
этнополитических столкновений
| Объяснение причин
этнополитического
конфликта
|
|
| СЗ. Автор говорит о длительности истории этнополитических конфликтов. Привлекая знания курсов истории и обществознания, приведите три примера этнополитических конфликтов.
С4. В тексте охарактеризованы два подхода к объяснению причин этнополитического конфликта. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите другие три причины этнополитических конфликтов.
| Задание выполняем в тетради.
Возможно использование дополнительного материала (презентация) Учимся читать, думать, понимать
нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде
| Эвристический метод
Ценностно-смысловая концепция:
- формирование ценностных ориентиров ученика,
- способность понимать окружающий мир.
Социокультур-ная компетенция
-иметь представления о системе правовых норм и ценнностей в России
Коррекция имевшихся представлений по изучаемой теме в соответствии с полученной информацией
| Документы, определяющие национальную политику в нашей стране:
1. КРФ (1993 года).
2. « Концепция национальной политики РФ» (1996 года).
Учащиеся работают со статьями КРФ (гл.2 ст.13 (5), 19, 26, 29; ст.65, 69). Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:
какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?
- уважение к людям всех наций-ст.26;
- равенство –ст.19,69;
- принципа толерантности(терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65
Слайд № 11
| Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране?
| Рефлексия.
| Каковы сферы применения отработанных навыков и умений? Какова практическая направленность?
- уметь правильно выбирать целевые и смысловые установки для собственных действий и поступков
|
|
Информацион-ная
компетенция
|
Слайд №12-13
Д.З. по электронной почте.
А 1. В демократическом государстве национальная политика реализуется через
1)гарантирование прав малочисленных народов
2)конституционного закрепления национального избирательного ценза
3)предоставление прав граждан по национальному признаку
4) ограничение использования национального языка
С 8. Составить развернутый план по теме «Межнациональные отношения»
С 9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
Ф. Абрамов.
«Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» О. Бауэр
« Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними, - есть полное извращение национальной идеи…» В.Соловьев
| |