Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»





Скачать 171.59 Kb.
НазваниеТема урока: «Нации и межнациональные отношения»
Дата публикации06.08.2014
Размер171.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Каменка

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения»

(Урок по курсу «Обществознание» 10 класс)

Выполнил Терешин С .А.

учитель обществознания

МОУ-СОШ с. Каменка

Марксовского района

Саратовской области

Цель: формирование компетентности учащихся на основе применения образовательных технологий,

в процессе урока отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ, повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме.
Задачи урока:

Дидактическая:  создать условия               для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.                                   
Образовательная: сформировать и углубить знания учащихся об этносоциальных сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения конфликтов в современном мире.
Развивающая: развивать универсальные учебные действия: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся подготовку к ЕГЭ по предмету.

Воспитательная: воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения.
Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, род, народность, национальное самосознание, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид.

 

Межпредметные связи: история

 

Дидактический материал: текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации 

Оборудование: проектор, экран, компьютер, рабочий лист, презентация «Нации и межнациональные отношения», презентация «Межнациональные конфликны», пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ

Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.

Подход: компетентностный

Методы: анализ, объяснительно-иллюстративный, эвристический, интерактивный


Выполняемая задача

Задание практической работы







I этап. Подготовительная работа.

 Учащимся к данному уроку предлагается изучить статьи Конституции РФ № 13, 19, 26,29,65,69.

Подготовить презентацию «Межнациональные конфликты».


Актуализация темы

Мотивация

Форма урока

Целеполагание

II этап. Вступительная часть. Вводное слово учителя.

Сегодня поговорим об социальное развитие современного общества.

Вопрос учащимся - Чем вызвана актуальность темы урока?

Один из вариантов ответа.

Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проявлением нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии и расизма, антисемитизма и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Этот факт представляет собой угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и является препятствием на пути социального развития.

Но сегодня в условиях развития идей и принципов толерантности и предупреждения экстремизма, данная тема призвана показать, что народы могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов.
Сегодняшний урок мы проведем в форме урока-практикума, работать будем в парах (коммуникативная компетенция)
отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить, осмыслить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме
запись темы в тетрадь


Развитие коммуникатив-ных умений

Учащимся предлагается поработать в группах (парах) с рабочим листом (задания написаны на рабочем листе).

Задания на закрепление терминологии

Слайд № 3

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия «__­­­________ (1) и "этнос" сходны, поэтому их определения аналогичны.

В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин "этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса.

Для ___________(2) главное основание объединения людей в одну ____________(3) - кровно-родственные связи и общее_______________ (4).

С возникновением государств появляются ______________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйст­венно-культурными отношениями территориально-со­седского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются ________________(6) - этносоциальный организм, объединенный связями куль­турного, языкового, исторического, территориально-по­литического характера и имеющих, по словам англий­ского историка Д. Хоскинга, "единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единст­венном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение Е) народность

Б) племя Ж)национальность

В) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

д) народ

В данной ниже таблице указаны номера пропусков.

Запишите под каждым номером букву, соответствую­щую выбранному вами слову.


Рефлексия
Что помогло справить с заданием?

Заполнение таблицы
Каково практическое применение выполненного вами задания?


Опережающее задание
Формирование информацион-ной компетенции

(навыки работы с источниками)

Слайд №4

2. Назовите общности людей:

- итальянцы (нация);

- кривичи (племена);

- саксонцы (народности);

- эвенки (народности);

- радимичи (племена);

- баски (народности);

- русские (нации);

- ирландцы (народности);

- дреговичи (племена);

- англичане (нация);

- вятичи (племена);

- испанцы (нации).


племена

народности

нации













Культуровед-

ческая компетенция

Умение объяснить понятие
Обучение самоконтролю

Отслеживание своих учебных действий

Слайд № 5

3. Какую социальную общность выделяют по этническому признаку

1) православные 2) французы 3) католики 4) мусульмане

Слайд № 6

4.Верны ли следующие суждения о нации

А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены экономическими связями.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Вы согласны, что все перечисленные варианты это соц. общности?

По какому признаку сформированы остальные общности?

________________



Умение применять знание классификации
Обучение самоконтролю

Побуждение к самостоятель-ным выводам и умозаключени-

ям

Каждая нация имеет свои национальные интересы.

Слайд № 7

5. Верны ли следующие суждения о национальных интересах

А. Национальные интересы требуют от нации сохранения своей неповторимости, уникальности.

Б. Национальные интересы требуют развития широких культурных контактов с другими народами.

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



Докажите, что данное утверждение верно

В чем заключается особенность национальных интересов?

Умение применять знание классификации

Слайд № 8

6. Тенденцию к национальной интеграции отражает

1)сепаратизм 2) расширение межэтнических связей 3)национальная изоляция 4)развитие национальной культуры



Какую тенденцию в национальных отношениях отражают другие варианты?







Задание на установление соответствия.

Разновидность задания на

классифика-

цию


Обучение самоконтролю

Отслеживание действий по алгоритму

Слайд № 9

В 3. Установите соответствие между тенденциями развития наций и примерами

Примеры проявления

  • А) транснациональные корпорации

  • Б) протекционизм в экономике

  • В) религиозный фанатизм

  • Г) экономические и политические союзы

  • Д) национализм в политике и культуре


Основные тенденции развития наций

  • 1)межнациональная дифференциация

  • 2)межнациональная интеграция




Пошаговая отработка технологии выполнения задания

1 шаг Основание классификации задано в условии – это тенденции развития нации.
2 шаг

Уточним содержание понятий

1)межнациональная дифференция

2)межнациональная интеграция

В другом столбце примеры.

3шаг

Соотнесение понятия и примеров.


Умение отличать социальный факт от оценочного суждения

Слайд № 10

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано.

(1) Националистическая психология не возникает са­ма по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на на­ционально-психических образованиях. (3) Они под влия­нием массовых интересов становятся предметом абсолю­тизации и превращаются в некоторую совокупность ис­каженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления за­креплены некритически воспринятым ответом негатив­ного отношения к представителям других социально-­этнических общностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


Прежде всего необходимо вспомнить, что такое социальный факт и какие положения являются оценочными. Социальный факт - вполне реальное событие явление, то, что существует. Это знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в котором оно имело место.

Оценка содержит собственное суждение и отношение к объекту, предположения о свойствах и тенденциях изменения данного объекта, прогностические суждения, оценка может быть многоплановой












Объяснительно-иллюстратив-ный

Формирование информацион-ной, интегративной, языковой

компетенции

Для выполнения заданий части С с развернутым ответом нам понадобится дополнительная информация по теме «Межнациональные конфликты»





Сделать записи в тетради (примеры межнациональных конфликтов)

Демонстрация

презентации

Работа с источниками



Компетенция (грамотность) в области чтения
1) понимание прочитанного материала в целом,

2) умение извлекать из текста важную информацию, 3)интерпретиро-вать его основное содержание,

4) анализировать,

оценивать смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном
В ходе тестирования оцениваются различные когнитивные умения, которые можно объединить в три группы:

- нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде;

- интерпретация текста;

- рефлексия и оценка текста.
Коммуникатив-ная компетенция

- владение различными видами речевой деятельности

(диалог, чтение, письмо)
Информационная компетенция

(извлекать, систематизиро-

вать, анализировать)



Прочитайте текст и выполните задания Сl - С4.

« ... История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилиза­ции, отражают лишь ее миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы. < .... >

Под этнополитическим конфликтом понимается конф­ликт, характеризующийся определенным уровнем орга­низованного политического действия, участием общест­венных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской вой­ны, в которых противостояние проходит по линии этни­ческой общности. < ... >

... Выявились два подхода к анализу этнополитиче­ских столкновений.

Первый - социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясня­ются при опоре на анализ этнических параметров основ­ных социальных слоев, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этниче­скими характеристиками региона, переживающего этно­политическую напряженность.

Второй - политологический. Опираясь на такой под­ход, ученые первоочередное внимание уделяют трактовке роли национальных элит (прежде всего интеллектуаль­ных и политических) в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уров­ня открытого конфликта. В качестве ключевого исследу­ется вопрос о власти, доступе к ресурсам»

(Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования / / Социально-политический журнал. 1996. N2 4. С. 41, 42-43, 45.).
Сl. Что понимает автор под этнонациональным конфликтом?

С2. На основании текста заполните таблицу.

Подходы к анализу

этнополитических столкновений

Объяснение причин

этнополитического

конфликта







СЗ. Автор говорит о длительности истории этнополи­тических конфликтов. Привлекая знания курсов исто­рии и обществознания, приведите три примера этнополи­тических конфликтов.

С4. В тексте охарактеризованы два подхода к объяс­нению причин этнополитического конфликта. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите другие три причины этнополитических конфликтов.


Задание выполняем в тетради.

Возможно использование дополнительного материала (презентация)
Учимся читать, думать, понимать

нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде

Эвристический метод

Ценностно-смысловая концепция:

- формирование ценностных ориентиров ученика,

- способность понимать окружающий мир.

Социокультур-ная компетенция

-иметь представления о системе правовых норм и ценнностей в России

Коррекция имевшихся представлений по изучаемой теме в соответствии с полученной информацией

Документы, определяющие национальную политику в нашей стране:

1. КРФ (1993 года).

2. « Концепция национальной политики РФ» (1996 года).

Учащиеся работают со статьями КРФ (гл.2 ст.13 (5), 19, 26, 29; ст.65, 69). Анализируют статьи, приводят примеры, делают выводы по вопросам:

какие конституционные положения отражают принципы национальной политики?

- уважение к людям всех наций-ст.26;

- равенство –ст.19,69;

- принципа толерантности(терпимости) –ст. 13,29; - сотрудничества и демократизации национальной политики ст. 26,65

Слайд № 11


Какие документы, определяют национальную политику в нашей стране?


Рефлексия.

Каковы сферы применения отработанных навыков и умений? Какова практическая направленность?

- уметь правильно выбирать целевые и смысловые установки для собственных действий и поступков





Информацион-ная

компетенция


Слайд №12-13

Д.З. по электронной почте.

А 1. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

  • 1)гарантирование прав малочисленных народов

  • 2)конституционного закрепления национального избирательного ценза

  • 3)предоставление прав граждан по национальному признаку

  • 4) ограничение использования национального языка

С 8. Составить развернутый план по теме «Межнациональные отношения»

С 9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

  • «Народ умирает тогда, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»

  • Ф. Абрамов.

  • «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» О. Бауэр

  • « Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними, - есть полное извращение национальной идеи…» В.Соловьев

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconПроекта: Нации и межнациональные отношения
«заметки на полях», составляет конспект в тетради. Основные положения изученного материала представляются в презентации, и выбранный...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» icon§ 21 — 22. Этнос : нации и народности. Межнациональные отношения
Наименьшая по численности кровнородственная группа, связанная единством происхождения, называется: 1 клан; 2 семья; 3 народность;...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconТема урока : «Межнациональные отношения»
Воспитание уважения и толерантности к народам нашего многонационального государства
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«заметки на полях», составляет конспект в тетради. Основные положения изученного материала представляются в презентации, и выбранный...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconРеферат. Тема: «Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества»
Тема: «Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества»
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconДоклад о развитии гражданского общества в Ярославской области 2013 г. План
Охватывает многие сферы общественной жизни: межнациональные отношения, молодежную политику, поддержку семьи и др
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconПлан-конспектурока покупки (Тема урока)
Воспитание толерантного отношения к культуре другой страны, уважительного отношения друг к другу
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconИсследование «Межнациональные и межконфессиональные отношения в городе...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconНации и национальные отношения текст Конституция РФ о национальных отношениях
Что же представляет собой эта случайная, но в наш век, по-видимому, универсальная
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconУроку №15. Тема урока: Икона
Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Межнациональные отношения...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconТема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте»
Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconУрок по физической культуре- 5 класс Тема урока : Освоение техники...
Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconТема урока, тип урока
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconУрок музыки 3 класс тема урока "Образ матери-великая тема искусства"
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...
Тема урока: «Нации и межнациональные отношения» iconКонспект урока по математике. Тема урока: Задачи на движение. Отношения...
«География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск