Скачать 45.04 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе МОУ Вохомская средняя общеобразовательная школа Тема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» Цель:
Ход урока: Вы знаете, ребята, я вот сегодня шла в школу и думала: «Как грустно, что ушло яркое солнечное лето, закончилась золотая осень, что вот-вот на землю ляжет седая морозная зима! У меня грустное настроение, а у вас? Вам нравится зима? Чем? Но зима- очень сложное время для «братьев наших меньших» – зверей и птиц . Именно об этом пишет один из известных русских журналистов Василий Песков. Давайте прочитаем, как что он пишет о зиме. - Выразительное чтение отрывка из статьи В.Пескова «Перезимуем!» (текст дается на карточках и без заглавия) Зима заставляет очень многих пернатых проделать громадный путь в Африку, в теплую Азию. А как поживают в холодное и голодное время те, кто с нами всегда остается? По-разному. Посмотрите внимательно на снегиря. Он особенно рад морозному дню. Сидит румяный, громко насвистывает – для него, любителя семян, еды вдоволь. Достаточно беспечно ведут себя чижи, щеглы, чечетки. Везде в изобилии семена березы, ольхи, бурьянов. На рябинах охотно кормятся свиристели. Над заснеженным лесом более медленно, чем обычно, летит ворон, высматривая добычу. Он вынослив и жизнестоек. Из пернатых хуже всех бедствуют синицы. Уже с осени из лесов перебираются они ближе к жилью человека и вполне ему доверяют. Не обманите доверия птиц! Привыкшие к заботе человека синицы могут погибнуть в морозные дни, не имея корма. У птичьей столовой не должно быть выходных. Пусть птицам станет легче зимовать. Беседа с классом: - А вы тоже считаете, что птицам надо помогать? Почему? Как вы это делаете? - Можно ли данную запись назвать текстом? Докажите свое мнение. - Какова тема этого текста? А основная мысль? - Как можно его озаглавить? Чье название лучше? У вас в учебнике на стр.250 тоже есть запись, где говорится о птицах. Давайте ее прочитаем. - Можно ли эту запись назвать текстом? Почему? Действительно, между предложениями в тексте должны существовать определенные смысловые отношения. Какие, это мы и выясним сегодня на уроке. Итак, тема нашего урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» Наша задача- не только выяснить, какие отношения могут существовать между предложениями в тексте, но и научиться определять их. Это нам поможет построить связное высказывание. Чем же будет определяться последовательность предложений? Ответить на этот вопрос нам поможет теоретический материал учебника (стр.251). Прочитаем его. -Как же необходимо расположить предложения, чтобы получился текст? Найдите среди предложений о снегирях такое, содержание которого понятно без других предложений и поэтому оно может быть началом текста.(4) - Какие предложения несамостоятельны? Найдите в них «сигналы» зависимости. В какой последовательности они должна располагаться? (4,1,2,3) Слово учителя. Смысловые отношения между предложениями могут быть различными. Содержание одного может быть противопоставлено содержанию другого. Такие отношения можно выявить по союзам но, а, зато. Содержание одного может раскрывать смысл содержания другого. Такие отношения выявляет слово а именно. Одно предложение может указывать на причину, цель, следствие или условие того, о чем говорится в первом. Эти смысловые отношения выявляются постановкой вопросов Почему? При каком условии? Для чего? Что из этого следует? Закрепление
- Какой вывод мы можем сделать? (Изменить порядок следования зависимых предложений нельзя, т.к. нарушаются смысловые связи) - Сравните свой вывод с выводом учебника (стр.252)
Для сильных уч-ся – упр.744 (тем, кто затрудняется, предложить «ключ» к упражнению) Для слабых – задание на карточке (тем, кто затрудняется, предложить «ключ» к упражнению) . Карточка Задание: преврати группу предложений в текст (расставь и запиши предложения в нужной последовательности), определи смысловые отношения между ними. При необходимости обращайся к материалам учебника на стр.251
упр.745 или работа по фотографии (упр.741) По заданию к упражнению Сильные уч-ся – самостоятельно Слабые – даются опорные слова. Итог урока -Что самое важное мы сегодня унесем с урока? Д/З упр741 или 745. О чем можно написать? Приложения Карточка Задание: определи, какое слово от какого образовано и при помощи какой морфемы. Запиши по образцу: Цветной, цвет. Жить, прожить. Белый, белизна. Бесплатный, платный. Опорные слова к упр.745 Зима-волшебница, пушистый ковер снега, диковинные существа, сидит нахохлившись, особое очарование придает лесу…, сказочный мир, потрескивает от мороза. Ключ к упр.744 6, 2, 4, 1… Ключ к заданию на карточке 3, 7, 6, 2… |
Употребление наречий для связи предложений в тексте Сегодня на уроке мы продолжим изучать наречие. Повторим смысловые группы наречий, способы связи предложений в тексте. Научимся употреблять... | Класс: 9 Цели урока Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по характеру союзов и значению;... | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические,... | ||
Конспект урока «Бессоюзные сложные предложения» Ф. И. О. Мадьярова... Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать... | Урок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения» ... | ||
Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Сложносочиненные предложения» Цель урока: совершенствование умений определять смысловые отношения в ссп и правильно ставить в нем знаки препинания | Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эта тема — одна из самых трудных тем синтаксиса и пунктуации, при изучении таких предложений необходима серьезная работа по развитию... | Исследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать... Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений | ||
Тема Число Цифра 8 Знать название и последовательность чисел при счете. Называть и обозначать действия сложения и вычитания. Понимать отношения между... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Познакомиться с односоставными предложениями. Классификация односоставных предложений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умение составлять слова в тексте в определенном порядке, формировать умения составлять текст по опорным словам, используя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Cоставление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия и пространственные отношения | ||
Конспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения,... Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними | 2Ответьте на вопросы Соотнести прослушанную информацию(высказывания в тексте) с картинками или данными в задании предложениями |