Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация





Скачать 81.44 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация
Дата публикации08.10.2013
Размер81.44 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
План – конспект

урока русского языка .

Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом»

Тип урока: урок – коммуникация

Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи;

развивающая: развитие коммуникативной компетенции учащихся: участие в диалоге, составление правильных речевых конструкций;

воспитательная: формирование устойчивого интереса к родному языку на примере жизни и творческой деятельности академика Д.С.Лихачева.
Оборудование: мультимедиа, словари, раздаточный материал.
Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие учащихся, гостей.

II. Актуализация знаний.

1. Графический диктант.

З/д: составьте схемы предложений. Определите, какие это предложения.

1. В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.

2.По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

3.Поворот вправо – и перед нами бескрайняя водная гладь Байкала.

4.И вот сразу же по окончании университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

5.Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в другие издания.

Проверка (слайд № 2)
II Монологический ответ учащегося о постановке знаков препинания в ССП

? Какие знаки препинания ставятся между частями ССП? На какие группы по значению и союзам они делятся?

( Раздается текст Д.С.Лихачева)

В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочесть вслух…

И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

Во- первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, хорошо написанные прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова и целые предложения…

Во- вторых, я решил писать каждый день и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», т.е. не останавливаясь. Я решил (и решил правильно), что главный источник богатой письменно речи – речь устная. Поэтому я старался записывать свою … устную речь, старался догнать свой внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе XI – XIII вв. Далось мне это нелегко… Я переписывал текст от руки десять раз. Правил и переписывал, правил и переписывал… Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня стали приглашать участвовать в разных изданиях…
III. Чтение текста.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью я принесла этот текст?

(Ответ учащихся)
Учитель: А легко ли высказать свое мнение?

(Ответ учащихся)
Учитель: Так о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответ учащихся)
Учитель: Другими словами, мы должны провести экспертизу текста. Итак, мы все филологи- эксперты. Но прежде чем приступить к анализу текста, необходимо сказать несколько слов об авторе. Ведь автор вкладывает свое «Я» в написанное, а через написанное познается личность писавшего.
IV. Презентация учащихся о Лихачеве (домашнее задание)

V. Работа по группам.

Учитель: У нас 4 группы экспертов, каждая будет выполнять свою работу. Итогом работы группы станет обобщение по тому направлению, по которому она работала, и мы, обобщив все материалы, получим конечный продукт – анализ текста Д.С.Лихачева.

(Руководители групп получают материалы).
Задание 1 группы


  1. Прочитайте текст, ответьте: какова основная мысль текста ;

  2. Какую систему придумал Д.С.Лихачев, чтобы научиться писать? Составьте инструкцию. В каком стиле она получится?


Задание 2 группы
1.Определите стиль текста

2. Определите тип речи.

3. Докажите свое мнение. Ответ дайте в научном стиле.
Задание 3 группы

1.Проанализируйте лексику и синтаксис текста:

а) пользуясь толковым словарем, дайте значение слов: АДРЕСАТ*, АДРЕСАНТ*, КОРРЕКТОР*. Сравните слова- паронимы адресат – адресант.

б) охарактеризуйте предложения с точки зрения синтаксиса. Докажите целесообразность их использования в данном тексте.

VI. Подведение итогов работы каждой группы.

(Учащиеся представляют результаты работы своих групп, остальные делают заметки)

а) Слайды №№3 - 6 (словарная работа группы 3)

VII. Обобщение проделанной работы.

Учитель: Итак, группы представили результаты своих исследований. Обобщим. (Ответы в виде экспресс – вопроса и ответа. Ответы дают все группы)

Учитель: а) Стиль (публицистический – слайд № 7)

б) Тип речи (рассуждение)

в) Основная мысль (работа над текстом – трудное, но нужное занятие)

г) Языковые средства: (сложные предложения, вводные слова)

д) Что нужно делать, чтобы научиться писать, по мнению Лихачева? (обогащать свою речь: читать хорошую прозу; писать каждый день)

VIII. Представление своих способов работы над созданием тексов: сочинений, других творческих работ.

Учитель: Итак, создание текста – сложное и кропотливое занятие. Необходима система, способы создания текстов. А есть ли у вас свои способы?

Не знакомя ребят с текстом Лихачева, я попросила их за день до урока познакомить со своими способами работы над созданием текстов.

IX. Рефлексия.

Подумайте, помогло ли вам наше сегодняшнее занятие задуматься над проблемой серьезной работы по созданию собственных текстов?

Насколько вы оцените свое участие в работе группы? Выберите в конверте оценку.

X. Творческое задание.

Процесс создания текста часто называют «муками слова». Напишите сочинение-миниатюру «Мои «муки слова»

XI. Заключение.

Лев Николаевич Толстой писал: « Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Дерзайте, и у вас все получится!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

План – конспект урока русского языка в 9 классе

«Сложные предложения. Работа с текстом»


Выполнила Важенина Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

г. Мончегорск

2010

Группа 1

А) Основная мысль текста: работа над созданием текста – занятие трудное, но необходимое для овладения правильной письменной и устной речью.

Б) Инструкция ( в виде плана: 1.

2. и т.п.)

В) Стиль инструкции – деловой, т.к. назначение данного стиля – сообщение конкретной информации, стиль деловых бумаг. Характеризуется четкостью, лаконичностью, соблюдением строгой структуры.

Группа 3
1. Мы работали со словарем (дать полное название словаря)

2. Объяснить значение слов6 адресат, адресант, корректор.

3. Проанализировали лексику данного текста и пришли к следующим выводам:

  • Автором используются общеупотребительные слова (образование, проза, образ т др., т.е. слова, употребляемые и понимаемые всем русским народом)

4.Синтаксическая картина текста такова: большей частью автор использует сложноподчиненные предложения (пример), два сложносочиненных предложения (И вот сразу по окончании университета…- 3 абзац): также с целью четкого оформления мысли Лихачев употребляет вводные слова (во-первых, во-вторых); вставные конструкции (и решил правильно); предложения с однородными членами.

Мы пришли к выводу, что синтаксис данного текста соответствует стилю и типу речи, а стиль и тип выбраны в соответствии с целью автора - рассказать о своей сложной работе над созданием собственных текстов.



5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект урока английского языка в 7 классе. Тема урока : Let’s plan...
Научить учащихся употреблять в речи Past Progressive, научить отличать Past Progressive от Past Simple, Present Progressive, научить...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения
Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУчитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы...
...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект урока английского языка в 7 классе Тема : How to become successful
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрок русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения с разными...
Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconКонспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения,...
Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрока Тема урока Тип урока
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» Тип урока: урок коммуникация iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск