Скачать 132.12 Kb.
|
Урок русского языка в 9 классе по теме:"Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи "Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.Н. Лихачев (слайд 1) I. Определение темы и целей. Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете слова Лихачева. Записать в тетрадь число, оставить 2 строчки чистыми. Тест. Цель: повторение теории. 1) Какой раздел науки о языке изучаем в 9 классе (синтаксис и пунктуация) 2) Какие 3 большие темы мы уже изучили (ССП, СПП, СБП) 3) Всегда ли мы встречаем предложения, относящиеся к конкретному виду (Нет) 4) Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический) - Как будут называться предложения, включающие в себя разные виды связи. (Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи) Объявление темы: "Сложные предложения с разными видами связи союзной и бессоюзной связи "(слайд 2) Итак, зная все виды сложных предложений, чем мы будем заниматься на уроке, какие задачи решать. (Речь пойдет о предложениях, в которых сочетаются все виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная. Должны научиться находить такие предложения в текстах и расставлять в них знаки препинания). Цели: познакомить учащихся с предложениями сложной конструкции; формировать навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции; систематизировать теоретические сведения о сложных предложениях разных типов; отрабатывать умение определять структуру предложения; составлять схемы предложений; продолжить работу по подготовке к экзамену по русскому языку. II. Слуховой диктант. Цель: закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. 1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка. 2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. 3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. 4) Ты понял жизни цель: счастливый человек, Для жизни ты живешь. 5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит. 6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей. 7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. 8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами Ответ:
Самостоятельная проверка через слайд 3
На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно. III. Работа в группах. Цель: проверка умения определять виды сложных предложений и расставлять в них знаки препинания. Заранее подготовленный ученик читает текст вслух НЕМНОГО ИСТОРИИ Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, (1) что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе, (2) и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, (3)а потом он попал в Италию. Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы, (4)некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, (5) что пришлось делать искусственные, (6) так как живых не стало хватать. Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель, (7)однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки». (По Н.Верзилину) 1задание для групп Задания для первой группы I. Допишите предложения: Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых… II. В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения и основы этих предложений. Задания для второй группы I. Выберите правильный ответ: 1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых: а) простые предложения равноправны по смыслу; б) предложения связаны между собой интонационно; в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому. 2. Сложноподчиненное предложение состоит: а) только из придаточных предложений; б) из двух независимых предложений; в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений. II. В данном тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Проверка через слайд 4 1 группа 2 картофель появился, история любопытна 3 моряки отведали первыми, он попал 7 чиновники принуждали сажать, это вызывало 2 группа 1 европейцы привыкли, не могут обходиться 5,6 установилась мода, пришлось делать, не стало хватать - Можно ли данный текст назвать ценным, с точки зрения языка. ( Да, так в нем автор использовал разные по строению предложения) - Какие предложения кроме ССП и СПП использованы автором? Минутка отдыха Давайте немного отвлечемся. Сегодня понедельник, начало новой недели, у вас позади два выходных дня. Попробуйте в 2-3 предложениях выразить настроение, с которым вы их провели. - Встречаются ли задания, которые мы сейчас выполняли на ГИА в 9 классе? IV Давайте вместе прочитаем предложения, попробуем расставить знаки препинания и определить связь между частями: Слайд 5 Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед нами уходя в бесконечную даль. Я понимал что выручить нас может только случайность или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. Вывод: в сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие- при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов. Пунктуация в таких предложениях подчиняется основным правилам постановки знаков препинания. В некоторых вариантах на ГИА задание В14 выглядит так: Слайд 6 В14 Среди предложений 17-20 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения. (17) При чтении научной и научно-популярной книги приходится обязательно сталкиваться с новыми словами, терминами. (18)Лучше всего их заносить в специальную тетрадь. (19) Для этого необходимо дополнительное время, но зато это оправдывает себя потом: значительно легче воспринимается дальнейший текст. (20)Научная книга обычно читается по частям, с перерывами для отдыха, для обдумывания, просмотра или чтения дополнительных источников, справочников, словарей, но и слишком часто отвлекаться не рекомендуется. 2 задание для групп V Работа в группах. Цель: проверка умения расставлять знаки препинания в предложениях сложной конструкции. Задания для первой группы Задание: прочитайте предложения, расставьте знаки препинания. После каждого предложения напишите, какие виды связи употреблены в данных предложениях. 1.Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы отправились. 2.Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие жёлтые цветы. 3.Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой. Задания для второй группы Задание: прочитайте предложения, расставьте знаки препинания. После каждого предложения напишите, какие виды связи употреблены в данных предложениях. 1.На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом но оттуда ответили что Звягинцева переправили в армейский госпиталь. 2.Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать. 3.Шумит лес лицу жарко а со спины пробирается колючий холод. Проверка через слайд 1 группа 1 предложение – бессоюзная и сочинительная связь. 2 предложение – сочинительная и подчинительная связь. 3 предложение – СПП с последовательным подчинением. 2 группа 1 предложение – сочинительная и подчинительная связь. 2 предложение – сочинительная и подчинительная связь. 3 предложение – бессоюзная и подчинительная связь. VI. Творческая работа. Цель: проверка умения строить предложения по соответствующим схемам. 1 группа Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам. Здоровье – бесценное достояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
2 группа Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. VIII Индивидуальная работа. Каждый ученик выполняет по 3 варианта заданий В14 по материалам ГИА.
Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание На выбор:1) Написать сочинение-миниатюру « Мудрость народного слова», используя при этом сложные предложения. 2) По данному тексту составить подобные задания, которые были предложены на сегодняшнем уроке. Текст (1)Снежные крупинки косо неслись по ветру с тихим, невнятным шорохом, быстро засыпая все: траву, и иссушенную морозом траву, и пожухлую осоку на болоте,- и белыми пятнами устилали замерзшие водяные прогалины, которые, чтобы не оставлять следов, тщательно обходила Зоська. (2)Но этих прогалов в траве было много, и она поняла, что никуда от них не деться на этом широком болоте, и пошла напрямик, не разбирая дороги. (3) Местами девушка глубоко проваливалась в мох, но до воды не доставала. (4) Все-таки болото за последние дни хорошо промерзло. (5) То ли снегопада, то ли близкого вечера болотно-лесное пространство вокруг все больше мрачнело, хмурилось, наполняя тревогой и без того неспокойную душу путницы. (6)Только выбравшись из лесных зарослей, Зоська оглянулась, хотя сзади вроде бы никого не было. (7) Чтобы отрешиться от недобрых мыслей, она остановилась, смела с плеч снег, отряхнула юбку. (8)Не прошло и минуты – снег снова густо завалил куртку, и она подумала, что напрасно отряхается: лучше поберечь варежки, которые и без того промерзли насквозь и не грели. Рефлексия Продолжите предложение: 1 Мне сегодняшний урок понравился, потому что…… 2 Мне сегодняшний урок не понравился, потому что…… |
Литература «Снежная королева» ... | Урок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии | ||
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном... | Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | ||
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения. Повторение» ... | Урок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения... Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами... | ||
Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | Урок русского языка в 8 классе по теме «Назывные предложения» Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно... | ||
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Сложные предложения с различными видами связи Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между... | ||
Конспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения,... Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними | Урок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения.... Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской... | ||
Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | Урок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова" Обучающие: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.... |