Скачать 71.39 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 90 городского округа Тольятти Конспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения, их признаки. Основные виды сложных предложений» 9 «Д» класс Составила учитель русского языка и литературы Соколова Наталья Васильевна Присутствовали: Фадеева Н.П. Батагова Н.В. Таланцева В.Ю. Рыбалкина Е.В. Найдёнова Т.Н. 30 сентября 2009 г. Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Задачи: • закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении; • научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения; • тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; • повторить сочинительные и подчинительные союзы, производные предлоги; • закрепить знание орфограмм «проверяемые безударные гласные в корне», «-н- и –нн- в суффиксах отглагольных прилагательных»; • повторить типы текста и стили речи; • воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по-доброму, быть неравнодушным к людям. Планируемые (конечные) результаты: • знание основных видов сложных предложений, основных способов связи простых предложений в сложном; • умение отличать простые предложения с различными видами обособлений от сложных, различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения, строить схемы различных видов сложных предложений. Место урока в календарно-тематическом планировании: урок № 9 по КТП. На предыдущих уроках было повторение синтаксиса простого предложения. Данный урок как логическое продолжение даёт обобщённую характеристику сложных предложений и отличие их от простых. Предварительная работа: индивидуально-дифференцированные задания учащимся (этимология фразеологизма «колосс на глиняных ногах», мини-сочинение с использованием односоставных предложений). Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с текстом, таблица «Основные виды сложных предложений», планшет со словарными словами (колосс, колоссальный, гигант, гигантский), карточки с разноуровневыми заданиями. Словарно-семантическая работа: колосс, колоссальный. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно. - На прошлых уроках мы повторили простое предложение, виды обособлений. Сегодня на уроке мы рассмотрим сложное предложение, способы связи простых предложений в составе сложного, поупражняемся в умении отличать простые предложения с обособленными членами от сложных; сложносочинённые от сложноподчинённых и бессоюзных предложений; строить схемы сложных предложений с различными видами связей. II. Лексико-орфографическая работа. 1. На доске планшет со словами. Запись слов в тетрадь: колосс, колоссальный - Как вы думаете, что означает слово «колосс»? (ответы учащихся) Запись в тетради значения слова: колосс – статуя громадных размеров. - Какое устойчивое выражение с данным словом вы знаете? (Колосс на глиняных ногах) - Что оно означает? Каково его происхождение? 2. Сообщение учащегося о происхождении и значении фразеологизма (заранее проделанная индивидуальная работа с сетью Интернет, фразеологическим словарём В.П. Жукова. Приложение 1). Подберите синонимы к слову «колоссальный», расположив их в порядке усиления признака (большой, огромный, гигантский, громадный, исполинский и пр.). - Расположение слов в порядке усиления или уменьшения значения называется градацией. (Запись термина в тетрадь) - Составьте предложения со словами «колосс», «колоссальный». III. Проверка домашнего задания. Составление небольшого текста с использованием односоставных предложений. (2-3 ученика читают свои тексты, объясняя, какие виды односоставных предложений в нём использованы) Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2). IV. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях, изученных в 5-8 классах.
- Какие предложения называются сложными? - Прочитаем, какое определение сложного предложения даётся в учебнике на с. 20. - Как связываются простые предложения в составе сложного? 2. Запишем предложения, найдём разницу между ними. • Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. • Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. - Чем различаются эти предложения? - Найдите грамматическую основу или основы предложений. - Произнесём предложения вслух и попробуем определить интонацию конца предложений. - Обладают ли простые предложения с составе сложного интонационной законченностью? (Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, а связываются по смыслу и особенностям произношения в одно целое.) - Выполните синтаксический разбор первого предложения. Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега. V. Знакомство с основными видами сложных предложений. (На экране таблица) Сложное предложение союзное бессоюзное
Объяснение учителя: - В зависимости от того, как связываются простые предложения в составе сложного, они разделяются на союзные и бессоюзные. - В бессоюзном сложном предложении простые предложения связываются при помощи интонации, без союзов и союзных слов. Прочтите пример бессоюзного предложения и посмотрите его схему. - В зависимости от того, какими союзами связываются простые предложения в союзных сложных, они подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения – это равноправные, независимые, самостоятельные предложения, связь между ними сочинительная, с помощью сочинительных союзов (и, да=и, не только – но и, как – так и, а, но, да=но, однако, зато, или, либо, то – то, не то – не то). Прочтите пример сложносочинённого предложения и посмотрите его схему. Части сложносочинённого предложения показываем на схеме в квадратных скобках. Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых одно зависит от другого. Зависимое предложение называется придаточным, оно не может существовать самостоятельно, независимо от главного. Связь между ними подчинительная, с помощью подчинительных союзов (потому что, так как, чтобы, когда, едва, лишь, если, как будто и др.) и союзных слов (что, где, который, куда, откуда и др.). Прочтите пример сложноподчинённого предложения и посмотрите его схему. Придаточное предложение показываем на схеме в круглых скобках, а главное – в квадратных. Физминутка. VI. Работа с текстом (текст на экране). Добр…та – вещь уд…вительная. Она сбл…жает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разг…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добр…та изб…вляет нас от од…ночества, душевных ран и непроше…ых обид. Мы больше получим, чем отд…дим, если будем чаще вспом…нать про то, что нас соед…няет, про то, что человек ст…новится Человеком только благодаря другому человеку. Вопросы и задания: • Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст? (Доброта/ О доброте) • Определите тип текста, стиль. (Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический) • Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните. • Найдите производный предлог (благодаря). • Объясните постановку тире в первом предложении. • Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения? • Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Назовите средства связи, используемые в третьем предложении. VII. Работа с материалом учебника (упр. 52, с.22). Задание: выписать предложения, подчеркнуть грамматические основы, построить схемы, указать номера предложений. Задание выполняется в 3 варианта: 1 в. – сложносочинённые предложения; 2 в. – сложноподчинённые предложения; 3 в. – бессоюзные предложения. (3 ученика выполняют задание у доски) VIII. Подведение итогов урока. - На какие виды подразделяются сложные предложения? - В чём отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых? - В чём особенность бессоюзных сложных предложений? - Какие знаки препинания разделяют части сложных предложений? IX. Домашнее задание. Упр. 53, § 7. Комментарий учителя к выполнению упражнения: списать, расставляя знаки препинания, обозначить грамматические основы в сложных предложениях, указать средства связи, построить схемы сложных предложений. X. Комментарий оценок. |
Урок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения» ... | Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: Виды сложноподчинённых предложений (8 урок в теме «Сложные предложения») | Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Особенности... Вид урока: Урок с применением икт. На уроке применялся цифровой образовательный медиаресурс «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы с вами изучили основные виды сложных предложений, их строение, виды придаточных и особенности присоединения придаточных предложений... | Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение» Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В основу классификации сложных предложений положены средства синтаксической связи частей предложения, образующих сложное предложение.... | Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения с разными... Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический) | ||
Конспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)... Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Конспект урока диктант по теме «Виды сложных предложений» фио (полностью)... ... | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие... Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного... | Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | ||
Конспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения».... Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Урок-обобщение по теме «Основные виды сложных предложений» Учитель предлагает учащимся 1-й группы записать в диалоговом окне одно предложение по теме «Томпонский район». Предложение должно... | Конспект урока ... |