Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 104.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.02.2014
Размер104.9 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > География > Разработка урока
Разработка урока русского языка в 9 классе

Учитель Нищакова О.Н.

Тема: СПП с несколькими придаточными.
Цели: 1. Закрепить навыки постановки знаков препинания в СПП с несколькими

придаточными.

2. Показать роль пунктуации: коммуникативную и эстетическую.

3. Воспитывать стремление к счастью, к природе.
Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Мы с вами изучили основные виды сложных предложений, их строение, виды придаточных и особенности присоединения придаточных предложений к главному. А дома, используя план рассказа, вы должны были повторить все о придаточных обстоятельственных предложения.

Беседа по вопросам:

  • На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные предложения?


(Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств: где? когда? почему? как? каким образом. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого.)


  • К каким придаточным обстоятельственным иногда трудно поставить вопрос?


(СПП с придаточными причины и с придаточными следствия тесно связаны друг с другом, т.к. в одной части их выражается причина, а в другой – следствие. Если в главном предложении излагается причина, то в придаточном – следствие ее, и наоборот.)


  • Какие союзы помогают определить значение придаточных обстоятельственных предложений?

Особое внимание следует уделить изъяснительным и определительным придаточным, т.к. эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.
Работа со слайдом.
Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного определяют по союзу или союзному слову, но порой это приводит к ошибочному решению. Поэтому важно установить смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса.

Придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.) Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным:
что ты скажешь.

кто приходил.

как это сделать.

Я знаю (что?), какой сегодня день.

когда он вернется.

где он живет.

почему ты молчишь.

зачем он приходил.
Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:
которая была ярко освещена.

Мы вошли в что находилась справа.

ту комнату куда нас пригласила хозяйка.

(какую?), откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.
III. Языковая разминка.

  • Работа над развитием речи. (КАРТОЧКА)


Очень часто в устной и письменной речи встречаются ошибки в образовании слов, форм слов, в построении предложений. Сейчас вы должны будите отредактировать предложения.
1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

(С шестьюстами)

2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

(Нет времени)

3. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

(Не кладет)

4. Наш боксер был слабже своего соперника.

(Слабее)

5. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

(Тонет)


    • Определите характер исправленных ошибок.

(Образование форм числительных, существительных, глаголов, прилагательных, нарушение стилистических норм)

  • Орфоэпическая разминка. (ДОСКА)


Расставить ударения в словах, написанных на доске.
Новорождённый, кухонный, обеспечение, приговор, процент, пуловер, принять, ракушка, столяр, танцовщица, украинский, цемент, щавель, эксперт.

IV. Закрепление изученного материала.

Сообщение темы и целей урока.

ДОСКА: расставить знаки препинания в сложном предложении.

Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

[…], (что (когда…), то …).
Если рядом оказывается два подчинительных союза или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но.

Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю.

[…], (что, (когда…), то …).
Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится.


  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.
1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.
В приведенном предложении есть вторая часть двойного союза то, следовательно, на стыке союзов запятая не нужна.


  • Записать предложения. Составить схему первого предложения. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках». (КАРТОЧКА)


Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы со ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему при.вести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

- Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев? Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если… Полагаю, что, для того чтобы…


  • Записать предложения. Обозначить орфограмму «Разделительные ъ и ь». Обозначить границы простых предложений в составе сложных. Подчеркните основы предложений. (КАРТОЧКА)


[Просыпаюсь я рано с первыми лучами и вижу], как бьются они, (чтобы проникнуть в овраг сквозь туман).

Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь. [Монетки осени так промерзли или подсохли],( что слышно),( как в трепете друг о друга стучат).

    • Какой тип речи использован в тексте М. Пришвина?

    • Какое чувство (радости, грусти, умиления, тревоги, тоски и т.п.) вызывает описание природы?




  • Обратимся к поэтическому тексту из стихотворения Н. Рыленкова и охарактеризуем синтаксический строй текста. К сочинению на какую тему может служить эпиграфом последнее предложение? ДОСКА.


Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах, а в лесу древесины запас;

А в лесу древесины запас;

Кто не сможет с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поёмном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу –

Тот не знает народной души!

Синтаксический строй стихотворения характеризуется сложностью и разнообразием. Использование СПП с несколькими придаточными дает возможность точно, лаконично выразить главную мысль стихотворения.


  • Найдите придаточные изъяснительные. К чему они прикрепляются?

(Придаточные изъяснительные относятся к глаголам говорят, не знает. Присоединяются с помощью союза что союзного слова как.)


  • Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание глаголов?

(Видит, любит, заплачет, пахнет, может, знает; не может, не знает, не заплачет, не любит; сдружиться.)


V. Итог урока.

(Тест)
VI. Домашнее задание.

Тест по теме «Сложноподчиненные предложения».

  1. Укажите неверное утверждение.

    1. В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

    2. В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

    3. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

  2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

    1. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

    2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

    3. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.

3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

  1. Я сказал, что люблю осенний лес.

  2. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

  3. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

  1. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.

  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.

  3. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

  1. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  2. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.

  3. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.

6. Укажите СПП с придаточным места.

  1. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

  2. Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.

  3. Нет истины, где нет любви.

7. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

  1. Дети знают, что такое благодарность и умеют сохранять ее надолго.

  2. Люблю, когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

  3. Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

8. Укажите СПП с придаточным причины.

  1. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.

  2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

  3. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

9. Найдите СПП с несколькими придаточными.

  1. Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

  2. Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

  3. Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

10. Укажите правильный ответ.

  1. Туман перед рассветом сделался прозрачным.

  2. Туман перед рассветом сделался прозрачным.

  3. Туман перед рассветом сделался прозрачным.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а) б) в) г)

ко..ентатор м мм м мм

гости..ая нн н н нн

пе..имист сс сс с сс

э..ект ф фф фф ф

12. Укажите правильный разбор слова по составу:

  1. Замочек. Б. Замочек. В. Замочек.

  • Отредактировать записанные предложения. Определите характер исправленных ошибок.


1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

2. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

3. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

4. Наш боксер был слабже своего соперника.

5. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.
1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.



  • Записать предложения. Составить схему первого предложения. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».


Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему пр...вести. Когда жизненная борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге.

- Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика Д. Писарева.

Предложение начните так:
Я согласен (не согласен) с тем, что если…

Полагаю, что, для того чтобы…



  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.
1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.


  • Записать предложения. Составить схему первого предложения. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».


Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему пр...вести. Когда жизненная борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге.

- Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением критика Д. Писарева.

Предложение начните так:
Я согласен (не согласен) с тем, что если…

Полагаю, что, для того чтобы…

______________________________________________________________________________

  • Определить тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет

землю.

2. Она не любила, когда ее тревожили утром.

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены.

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

______________________________________________________________________________

  • Определить тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет

землю.

2. Она не любила, когда ее тревожили утром.

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены.

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

______________________________________________________________________________



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск