Скачать 106.32 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Сложносочиненные предложения Тема урока ФИО: Яковлева Ирина Александровна Место работы: МОУ СОШ №3 г. Мурома Владимирской области Должность: учитель русского языка и литературы Предмет: русский язык Тема и номер урока в теме: Виды сложноподчинённых предложений (8 урок в теме «Сложные предложения»). Базовый учебник: Вид урока: урок-практикум. Цель урока: формирование универсальных учебных действий через усвоение видов сложносочинённых предложений по значению и союзам Задачи урока: -предметные обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; проверить степень сформированности представлений обучающихся о сложносочиненном предложении и сочинительной связи; - метапредметные - формировать потребность работать со словарём, позитивное отношение к исследовательской работе, совершенствовать речевую деятельность школьников; развитвать умения применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, учебной деятельности; - личностные создавать условия для воспитания любви к родному языку, воспитания речевой культуры. Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран, Таблица 1. Структура и ход урока
Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение 2 Конспект урока I. Организационный момент. Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП. Учащиеся задают вопросы по теме урока, прогнозируют основные вопросы урока и виды деятельности. - На какие группы делятся сложные предложения? Работа с интерактивной таблицей «Виды сложных предложений» Делаются выводы: -Простые предложения могут соединяться в сложное предложение интонацией или союзами; - Сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Какие предложения называются сложносочиненными? Учитель демонстрирует классу интерактивное определение «Сложносочиненное предложение». Делается вывод о том, что эти предложения равноправные по смыслу и связаны сочинительными союзами. На какие три разряда по значению делятся сочинительные союзы? Учитель демонстрирует вложения гипертекстового определения «Сложносочиненные предложения». 2.Формирование умений и навыков. Задание: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора. Все предложенные предложения - цитаты из стихотворений Н. Рубцова. (Слайды №2,3,4,5 презентации; слайд №2 – портрет Н. Рубцова) * Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (слайд №3) * И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. (слайд №4) * В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. - Какая тема объединяет эти предложения? (слайд №5) – Составьте предложения по схемам ( слайд №6 презентации) на тему «Осень в лесу» [ - = o, и о, и о ]. [ - = ], и [ = ], и [- = ]. Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски) Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат. – Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов. – Какие буквы в записанном предложении обозначают 2 звука? Почему? – Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными? – А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами? Развитие умения расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении отрабатываются с помощью правила – алгоритма «Запятая перед союзами и, да(в значении ), или» и примеров из учебного словаря «Запятая перед одиночными союзами и, или в сложносочиненном предложении». С целью дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется ряд электронных заданий : «Знаки в сложносочиненных предложениях» варианты 1, 2, 3, 4, 5 и интерактивных текстов «Объясните знаки препинания в сложносочиненных предложениях» варианты 1, 2, 3 с использованием интерактивных доски. Самостоятельная работа по вариантам На столах для каждой группы предложения. Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин) Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев) Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский) Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин) Задание 1 вариант– записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 вариант– записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединя ют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы. 3 вариант – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Проверка самостоятельной работы - Вы успешно выделяете ССП. Они очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу следующего задания формулируем так: одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами? И какие именно? Домашнее задание (дифференцированное) -Выполнить электронные задания на домашнем компьютере или пользуясь раздаточным материалом: Тест «Сложносочиненные предложения» Тест «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». - Учебный мини – проект: Обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение «Сложносочиненное предложение», пользуясь учебным словарем «Запятая перед одиночными союзами и, или в сложносочиненном предложении». Приложение 3 Методические рекомендации к уроку с использованием разных видов ЭОР сайта "Единая коллекция ЦОР" http://school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы представляют собой разновидность электронного учебного пособия, отличительными характеристиками такого пособия являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, что позволяет составлять из них наборы для групповой работы в классе с использованием интерактивной доски или проекционного оборудования, а также в системе самостоятельных работ и домашних заданий. Предлагаю конспект урока по русскому языку с использованием разных видов ЦОР: • Гипертекстовые определения и правила • Анимации и иллюстрации • Интерактивные правила, орфограммы, учебные тексты • Учебные словари • Электронные задания и тесты Список электронных ресурсов, составленный мною по данной теме, позволит учителям русского языка использовать ЦОР по своему усмотрению на уроках по теме «Виды сложных предложений». К конспекту урока прилагаются различные виды творческих заданий для коллективной и индивидуальной работы в классе и в качестве домашней Данный урок является завершающим в изучении темы «Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях» », на котором идет обобщение полученных знаний и отработка умений и навыков на практическом материале. Подобраны учебные задания , целью которых являются : - узнавание нового материала; - применение знаний; - творческий подход. При подготовке использованы фрагменты конспектов уроков Поповой О.Н, Грекова Н.Г |