Скачать 39.54 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 классе «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». Цель урока: обобщение и закрепление знаний о односоставных предложениях. Задачи: 1. Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений.
Оформление: портрет Н.В.Гоголя, слова писателя: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России», картины Куинджи: «Украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре». Ход урока. 1. После взаимных приветствий и обсуждения темы и задач начинаем урок с высказывания Н.В.Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи». Разбираются трудные случаи орфографии и пунктуации в предложении. Один из учеников рассказывает все об определенно-личных предложениях. После ответа ученика для закрепления сведений о сфере употребления определенно-личных предложений записываем текст: А.С.Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: « Сейчас прочел «Вечера...». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». Выясняется, почему здесь уместны определенно-личные предложения. Приходим к выводу, что такие предложения исползуются преимущественно в разговорной речи, лирических стихотворениях, письмах. Учащиеся приводят свои примеры с определенно-личными предложениями.7мин
Записывается текст: И присудили его сжечь живого на виду у всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костер. Вопросы учащимся:
3. Читаем описание светлицы из повести «Тарас Бульба», что даст нам возможность говорить о роли назывных предложений. Все было чисто, вымазано цветною глиною. На стенах сабли, нагайки,сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие с круглыми, тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквях, скозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чаркивсякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями чрез третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами … . Предлагается найти односоставные предложения. Указать назывные. Какую роль они выполняют в предложенном тексте? 5 мин. 4. Знакомимся с примерами, где односоставные предложения входят в состав сложных. Находим в составе записанных сложных предложений односоставные. 1). Темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебристо-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу. 2). По смуглым лицам виднго было, что все они были закалены в битвах. 3). Мороз увеличился, и вверху сделалось так холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое. Определяем вид найденных односоставных предложений. Что позволило отнести их к этому виду? - Ответы учащихся. 5 мин.
Первая группа находит в предложенном тексте односоставные предложения и определяет их тип. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина. И чудится, будто весь вылит он из стекла ибудто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи свои в холод стеклянных вод. (Н.В.Гоголь). Вторая группа пишет миниатюру по одной из картин Куинджи, взяв за начало слова Гоголя из «Майской ночи»: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Третья группа работает с предложенными текстами, находя соответствие им на представленных картинах. Какими средствами автор достигает ощущения живописности нарисованной словами картины?
Все остальное скрыто в темноте и лишь угадывается. Стройные, как гигантские свечи, тополя, уснувшая мельница. Все как будто спит и мерно дышит, одухотворенное сказочной поэзией художника-чародея.
Учащиеся сообщают о результатах своей работы. Подводим итог совместной деятельности на уроке. Было ли интересно? Удалось ли закрепить понятие об односоставных предложениях? Узнали ли что-то новое? |
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» Цели и задачи изучения темы | Конспект урока русского языка в 8 классе «Повторение и обобщение... Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,... | ||
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | Конспект урока русского языка в 8 классе Тема: «Односоставные предложения» Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение... | ||
Конспект урока русского языка в 4 классе Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Урока: «Безличные предложения» Цели: повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы... | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Число имён существительных» Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Тема: Односоставные предложения Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом... | ||
Конспект урока русского языка в 5 б классе. 2012 февраль Тема урока:... На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж... | Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С.... Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме... Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Урока по теме “Делимость чисел”. Тип урока: урок обобщения и систематизации... Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме "Делимость чисел", подготовка к контрольной работе | ||
Конспект урока русского языка по теме «Имя существительное» 2 класс... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова |