Скачать 46.73 Kb.
|
Тема. Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте. Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические, синтаксические). Оборудование: таблица «Средства связи предложений в тексте» Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Повторение. - Что мы называем текстом? Какую информацию несёт заголовок? Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой. Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания. - Как выделить в тексте микротему? В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац. - Перечислите известные вам признаки текста. Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Признаки текста: · Наличие темы и основной мысли · Наличие или возможность заголовка · Смысловая связь между предложениями · Определенная последовательность предложений · Использование языковых средств связи между предложениями 3. Изучение нового материала. Виды связи между предложениями в тексте: Последовательная Параллельная Ассоциативная (смысловая) Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений. Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений. При цепном способе связи предложения связываются между собой путём повтора ключевого слова, заменой синонимами (в том числе контекстными), повтором членов предложения. Анализ примеров: Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков) Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов. (Л.Колодный).
Анализ примеров: Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов). Пояснения: В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру. Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения). 4.Средства связи предложений в тексте, анализ таблицы : Лексические:
Морфологические:
Например, вводные слова итак, следовательно и другие обычно связывают последнюю часть текста со всей предыдущий частью. (Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.) Синтаксические средства связи:
Например: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте.
Например: Перейдём к следующей части высказывания. Об этом говорилось выше. Как уже было отмечено... и т.п. 5. Практическое упр. – назвать средства связи предложений в тексте. Ледники – это огромные массы льда, образованные и существующие за счёт накопления и преобразования в лёд выпадающего снега и движущиеся под действием силы тяжести. В горах ледники принимают форму потоков: ведь лёд, похожий на вязкую жидкость, течёт. Лёд в ледниках содержит мало примесей, при таянии из него получается самая чистая вода. Поэтому сейчас её всё чаще используют в лечебных целях. 6. Итог урока. Таким образом, мы рассмотрели средства связи предложений в тексте. Конечно, названные явления не исчерпывают всего многообразия средств связи предложений в тексте. Более того, зачастую в текстах одновременно используются средства разных уровней: Например: Отдел истории русской культуры обладает небольшой, но хорошей коллекцией окон. Созданная в основном усилиями псковских экспедиций сотрудников Эрмитажа, эта коллекция позволяет проследить закономерности иконописи новгородской, псковской, московской школ и особенно редких икон «северных писем». (В данном случае используется лексический повтор и указательное местоимение) Д.з.: выучить конспект, подобрать из худож. литературы примеры разных типов связи |
Употребление наречий для связи предложений в тексте Сегодня на уроке мы продолжим изучать наречие. Повторим смысловые группы наречий, способы связи предложений в тексте. Научимся употреблять... | Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | ||
Тема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать... | Средства и способы связи предложений в тексте Формирование умения замечать и сохранять в изложении стилевые и речевые особенности текста | ||
Задачи: познакомить со средствами связи предложений в тексте Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010 | Урок на тему: «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте» Оборудование: схемы, конспекты, репродукции картин художников, игровой материал( пазлы, домино) | ||
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» Что такое текст? Из каких единиц он состоит? Какие средства связи предложений в тексте вам знакомы? ( Замена существительного местоимением,... | «Я заменяю имена…» Употребление местоимений в речи Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений... | ||
Исследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать... Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения... | ||
Урок №13 тема: Золотое правило этики Цель: Сравнение светской и религиозной этики, выявление сходства и различия. Формулировка золотого правила этики его объяснение.... | Литература Тема урока: Комплексная работа с текстом ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной... | Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный... | ||
Конспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения,... Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа с текстом, самостоятельная работа, устная работа. Плакаты, индивидуальные карточки |