Скачать 36.58 Kb.
|
Урок русского языка по теме «Наречие» в 7 классе Тип урока: обобщающее повторение по теме “Наречие”. Цели урока: Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умения работать в заданном темпе. Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, интереса к изучению русского языка, доброжелательного отношения и взаимопомощи Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, словари, интерактивная доска Ход урока: 1.Организационный момент 2.Словарная пятиминутка Замените одним словом: кот наплакал (МАЛО), черепашьим шагом (МЕДЛЕННО), курам на смех (БЕССМЫСЛЕННО) - слайд №2 Составьте словосочетания с отгаданными словами (мало сделать, медленно идти, бессмысленно поступить) Исключите из слова РЕДЬКА букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь» (ИЗРЕДКА) – слайд №3 3. Сообщение темы и целей урока: - Ребята, какой частью речи являются отгаданные вами слова (НАРЕЧИЯ). - Наречие – это тема нашего урока (Запись числа, темы). - По словосочетаниям, которые вы составили, вспомните всё, что вы знаете о наречии. Учащиеся: (сначала дети устно, затем появляется слайд №4) - Наречие – это самостоятельная часть речи. - Наречие обозначает признак действия. - Наречия отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? КАК? КОГДА? - В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. - Наречия не изменяются. 4. Работа по теме урока Учитель: А сейчас мы с вами проведём эксперимент, чтобы доказать, что наречия не изменяются. Ученик работает у доски: (запись предложений на доске и в тетрадях).
- Назовите наречие (ВЧЕРА) - К какой части речи относится наречие? (к глаголу) - Какой вывод можно сделать из предложений, записанных на доске? (Наречие – это неизменяемая часть речи. При изменении глаголов, наречие не изменяется) - На какой вопрос отвечает? (когда?) Учитель: Наречий в языке много, все они отвечают на разные вопросы. По значению наречия не одинаковы. Они могут обозначать … Что могу обозначать наречия? Ученики: образ действия, время, место, меру и степень действия, причину, цель. 5. Самостоятельная работа по карточкам. Проверим на слайде №5 Выпишите наречия с пропусками и со скобками. Какие орфограммы, связанные с правописанием наречий, вы повторили? С начала сентября воздух начинает (по)немногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава (чуть)чуть поб..лела. Лужи сплош.. засыпаны листьями. (По)осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние. Они идут беспрестан…о, и земля (не)просыхает скоро. Ветер дует без устали. Листья на деревьях начинают кое(где) желтеть. Поля (мало)помалу пустеют. Повторили: 1. Дефисное написание наречий. (Наречия, образованные повтором слов или с помощью однокоренных слов пишутся через дефис); 2. Наречия с приставками ПО и суффиксами ОМУ – ЕМУ или с приставкой КОЕ пишутся через дефис; 3. Правописание Ь на конце наречий после шипящих. 4. Н НН в наречиях на О и Е. 6. Орфоэпическая разминка Правильно расставьте ударение в наречиях. Слайд №6 Впереди, по-своему, без умолку, наверх, неподалёку, навзничь, досуха, надвое, красивее, незачем. 7. Образовать словосочетания глагол + наречие, соединяя подходящие по смыслу слова. Слайд №7 8. Работа с текстом. Слайд №8 Звезды еще св…ркали остро и холодно, но небо на востоке стало уже св…тлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прош…лся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тр…вожно. (Б.Полевой) – Как бы вы озаглавили отрывок? («Рассвет», «В лесу» и др.) - Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание. – Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, красивая, яркая.) – Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.) - Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик. - Давайте подберём эпитеты. Работа со словарями. Проверяем на слайде №9 (Звезды) сверкали остро и холодно, т.е. пронзительно, резко, отчетливо, напряженно, но в то же время равнодушно, бесстрастно. (Полнозвучно – громко, оглушительно. Звонко – громко, заливчато, издавая чистые звуки.) Итак, наречия живописуют глагол, давая ему образную выразительную характеристику. 8. Подведение итогов урока. Вопросы по повторению |