«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам»





Скачать 47.95 Kb.
Название«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам»
Дата публикации09.09.2014
Размер47.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Приложение №1

Семинар учителей русского языка и литературы Калининского района г. Чебоксары

по теме: «Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам».

11 марта 2005 года.


План – конспект урока «Решение лингвистических задач».

6 класс.

Учитель - Калля А. Н.

Цели урока:



  1. познакомить учащихся с некоторыми методами исследования языка; уделить внимание слову как носителю объёмной информации;

  2. углубить знания о средствах связи предложений в тексте.



Ход урока.
1.Работа с текстом.

- Что такое текст? Из каких единиц он состоит? Какие средства связи предложений в тексте вам знакомы? ( Замена существительного местоимением, лексический повтор, замена синонимом.)
-Перед вами стихотворение известной русской поэтессы М Цветаевой.
Полюбил богатый - бедную,

Полюбил учёный - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Золотой- полушку медную.
-О чём, по-вашему, это стихотворение? Сколько в нём предложений? Как они связаны между собой? (Перечисление параллельных фактов - синтаксический параллелизм как средство связи предложений в тексте).
-Анализ лексического состава отдельных предложений: богатый - бедный

учёный - глупый

румяный - бледный

золотой - медный
-Какая из пар слов лишняя в ряду? Почему? (3 первые ряда состоят из антонимичных слов, а в последнем они не являются прямыми антонимами, но в тексте приобретают значение противопоставления. Вывод: это так называемые текстовые антонимы.)
Запись названий новых понятий с примерами в ученический словарь.


2.Существует множество языковых средств, помогающих строить тексты. Чтобы стать мастером, следует учиться у мастеров, каковыми являются, к примеру, восточные сказители.

Так вот, в одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь(министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя.

Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.


На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».




ЗАДАНИЕ: соединить начало и конец каждой фразы, определив средство связи между ними.
Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия одного и того же ряда:
Зерцало–солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.

Сорвали покров ночи – без покрова

Пламя солнца – с пылающим сердцем
Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти
3.Следующая задача из очень старой, изданной ещё в 1921 году книги «Изучение родного языка». Её автор – замечательный педагог и исследователь М.А.Рыбникова. Она считала очень важным для человека умение вдумываться в слово, в его корень, в его живые связи с другими словами.

Даны следующие пары слов:

Плетень – частокол

Сад – роща

Перчатки – рукавицы
Задание 1.

По какому принципу составлены пары? (Одно общее значение для каждой пары.)
Задание 2.

Почему одинаковые понятия названы разными словами? (Каждое слово в паре конкретизирует общее значение, по нему можно получить дополнительные сведения: из чего предмет, для чего, как выглядит и т. д.)
плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей

частокол – изгородь из тесно, часто вбитых кольев

сад - деревья в нём посадили
роща – деревья в ней выросли сами; от «расти»


4. Знаком ли вам суффикс – ну -? Каково значение этой морфемы? Примеры использования?
У некоторых глаголов с суффиксом – ну – корень оканчивался в древности на согласный звук, который впоследствии был утрачен .

Например:

Дви-нуть - дви Г- нути

Ки-нуть – Ки Д-нути

Задание 1.Восстановите данный согласный в словах современного русского языка.

Как это можно сделать?

тро _ нуть

вя _ нуть
то _ нуть
тя _ нуть
гля _ нуть
опроки _ нуть
Для решения данной задачи используется метод сравнительного анализа языковых единиц . Следует к каждому слову подобрать ряд однокоренных слов и сравнить их.

Получим следующую картину.

троГнуть сравни : соврем. «троГать»

вяДнут «увяДать»
тоПнуть» «утоПить»
тяГнуть «тяГа»
гляДнуть «гляДеть»
опрокиДнуть «киДать»
ВЫВОД: следы былого и в языке довольно просто обнаружить


Задание 2.Постарайтесь то же самое сделать для глагола
ка _ нуть
Какую особенность имеет это слово в отличие от предыдущих?
Ответ:

КаПнуть –каПать Но в отличие от предыдущих слов данное используется и в устаревшем варианте.
Кануть в лету = исчезнуть, уйти в прошлое.

5. Домашнее задание.
В древнем языке всех славян был глагол «зыбати» со значением «качать, колебать».
Найдите не менее 3 слов с этим корнем в современном русском языке, определите их эначения.


  1. «Вопрос на засыпку»: депутат Сидоров на выборах в Городское Собрание набрал 7245 голосов. Сколькими голосами он был избран?



А) семь тысяч двести сорока пятью;

Б).семью тысячами двухстами сорока пятью;

В).семи тысячами двумястами сорока пятью;

Г) семью тысячами сорока пятью;

Д) семью тысячами двести сорока пятью.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconСтатья отнесена к разделам: Преподавание литературы
Голубева Ольга Альбертовна, учитель русского языка и литературы, классный
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconДоклад на секции учителей русского языка и литературы на тему: «Преподавание...
Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Огрормный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к...
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconСамоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,...
Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14...
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconПлан работы окружного русского языка и литературы на 20
Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов)
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
«Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам» iconДоклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск