Скачать 47.95 Kb.
|
Приложение №1 Семинар учителей русского языка и литературы Калининского района г. Чебоксары по теме: «Преподавание русского языка и литературы по инновационным программам». 11 марта 2005 года. План – конспект урока «Решение лингвистических задач». 6 класс. Учитель - Калля А. Н. Цели урока:
Ход урока. 1.Работа с текстом. - Что такое текст? Из каких единиц он состоит? Какие средства связи предложений в тексте вам знакомы? ( Замена существительного местоимением, лексический повтор, замена синонимом.) -Перед вами стихотворение известной русской поэтессы М Цветаевой. Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Золотой- полушку медную. -О чём, по-вашему, это стихотворение? Сколько в нём предложений? Как они связаны между собой? (Перечисление параллельных фактов - синтаксический параллелизм как средство связи предложений в тексте). -Анализ лексического состава отдельных предложений: богатый - бедный учёный - глупый румяный - бледный золотой - медный -Какая из пар слов лишняя в ряду? Почему? (3 первые ряда состоят из антонимичных слов, а в последнем они не являются прямыми антонимами, но в тексте приобретают значение противопоставления. Вывод: это так называемые текстовые антонимы.) Запись названий новых понятий с примерами в ученический словарь. 2.Существует множество языковых средств, помогающих строить тексты. Чтобы стать мастером, следует учиться у мастеров, каковыми являются, к примеру, восточные сказители. Так вот, в одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь(министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя. Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.
ЗАДАНИЕ: соединить начало и конец каждой фразы, определив средство связи между ними. Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия одного и того же ряда: Зерцало–солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало. Сорвали покров ночи – без покрова Пламя солнца – с пылающим сердцем Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти 3.Следующая задача из очень старой, изданной ещё в 1921 году книги «Изучение родного языка». Её автор – замечательный педагог и исследователь М.А.Рыбникова. Она считала очень важным для человека умение вдумываться в слово, в его корень, в его живые связи с другими словами. Даны следующие пары слов: Плетень – частокол Сад – роща Перчатки – рукавицы Задание 1. По какому принципу составлены пары? (Одно общее значение для каждой пары.) Задание 2. Почему одинаковые понятия названы разными словами? (Каждое слово в паре конкретизирует общее значение, по нему можно получить дополнительные сведения: из чего предмет, для чего, как выглядит и т. д.) плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей частокол – изгородь из тесно, часто вбитых кольев сад - деревья в нём посадили роща – деревья в ней выросли сами; от «расти» 4. Знаком ли вам суффикс – ну -? Каково значение этой морфемы? Примеры использования? У некоторых глаголов с суффиксом – ну – корень оканчивался в древности на согласный звук, который впоследствии был утрачен . Например: Дви-нуть - дви Г- нути Ки-нуть – Ки Д-нути Задание 1.Восстановите данный согласный в словах современного русского языка. Как это можно сделать? тро _ нуть вя _ нуть то _ нуть тя _ нуть гля _ нуть опроки _ нуть Для решения данной задачи используется метод сравнительного анализа языковых единиц . Следует к каждому слову подобрать ряд однокоренных слов и сравнить их. Получим следующую картину. троГнуть сравни : соврем. «троГать» вяДнут «увяДать» тоПнуть» «утоПить» тяГнуть «тяГа» гляДнуть «гляДеть» опрокиДнуть «киДать» ВЫВОД: следы былого и в языке довольно просто обнаружить Задание 2.Постарайтесь то же самое сделать для глагола ка _ нуть Какую особенность имеет это слово в отличие от предыдущих? Ответ: КаПнуть –каПать Но в отличие от предыдущих слов данное используется и в устаревшем варианте. Кануть в лету = исчезнуть, уйти в прошлое. 5. Домашнее задание. В древнем языке всех славян был глагол «зыбати» со значением «качать, колебать». Найдите не менее 3 слов с этим корнем в современном русском языке, определите их эначения.
А) семь тысяч двести сорока пятью; Б).семью тысячами двухстами сорока пятью; В).семи тысячами двумястами сорока пятью; Г) семью тысячами сорока пятью; Д) семью тысячами двести сорока пятью. |
Статья отнесена к разделам: Преподавание литературы Голубева Ольга Альбертовна, учитель русского языка и литературы, классный | Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | ||
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | Доклад на секции учителей русского языка и литературы на тему: «Преподавание... Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Огрормный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
Размышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу... | ||
Самоанализ профессиональной деятельности Стефановой Ларисы Михайловны,... Й язык и литература. Мне была присвоена квалификация учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж работы – 18 лет. 14... | В. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы | ||
Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | План работы окружного русского языка и литературы на 20 Диагностика педагогического состава (уточнение базы данных учителей русского языка и литературы, молодых специалистов) | ||
«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования | ||
Применение it на уроках русского языка и литературы Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира | Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты |