Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе





Скачать 54.13 Kb.
НазваниеРоль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе
Дата публикации24.06.2014
Размер54.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.

Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;

2) определение их роли в художественном тексте;

3) воспитание любви к родной природе через слово и произведения искусства.

Ход урока.

I. Организационно-мотивирующий этап. Вызов интереса.

На доске написаны слова –

Зимние предложения.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какие ассоциации вызывают у вас эти слова на доске? (Ответы: разговор пойдет о предложениях; с помощью предложений мы будем составлять текст)

- Да, вы правы, речь пойдет о предложении. Имя нашего сегодняшнего урока: «Односоставные предложения». Но разговор будет не только о предложениях.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте. Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.

Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).

II. Терминологический диктант.

(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах )- Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.

III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающим32 в воздухе паром4.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) выполнить указанные виды разбора;

4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

5) найти художественно-выразительные средства, определить их роль в стихотворении.

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

IV. Выполнение теста (со взаимопроверкой).

1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а). 10

б). 2

в). 3

г). 5

2.Какое предложение не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

б).Вечереет.

в).Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

4. Найдите назывное предложение.

а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

Проверь себя.

1. г).

2. г).

3. б).

4. б).

5. б).

Взаимопроверка

V. Подбор синонимов.

- Русский язык, как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Для предложений,записанных на доске, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные, определить их тип.

1.Снег замёл дорогу.

(Снегом замело дорогу. (безличное)

2.Начинался рассвет.

(Начинало рассветать. (безличное)

3.Стукнул мороз.

(Морозит. Морозно. Мороз.)

4.Я любуюсь одинокой звездой.

( Любуюсь одинокой звездой. (Определённо-личное)

VI. Творческая работа

Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.

Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...

Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)

- Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Учитель: Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы.

Ученики получают карточки (пазлы)

На обратной стороне пазла составьте 4-5 предложений, желательно односоставных, которые характеризовали бы то, что изображено с этой стороны.

Прочитайте полученные мини-сочинения. - Ребята, внимательно изучите полученные пазлы. Это маленькие кусочки единой картины

Вот картина уже собрана.

Внимательно рассмотрите собранную картину. Что же мы видим?

- Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия? (Делается вывод).

VII. Домашнее задание.

- Дома вы поработаете художниками, попытайтесь нарисовать зиму в любое время дня и суток, передав красками, карандашами, свое настроение. На обратной стороне картинки напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что это: сумасбродство и буйство красок или необычное художественное видение?». Используйте в сочинении односоставные предложения

VIII . Заключение. Подведение итогов.

- Ребята, как по-вашему, можно ли с помощью односоставных предложений передать настроение и чувства человека?

Рефлексия.

  • Что повторили сегодня?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Какой этап урока показался самым интересным?

  • Что было трудно?

Выставление оценок.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок русского языка в 8 классе. Тема: Обстоятельства, выраженные...
Т и ставить запятые; закрепление умения различать синтаксические конструкции с союзом как; показать роль сравнительных оборотов в...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Григорьева А. В
Образовательная: выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения»....
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном...
Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство»
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconТема урока Материал учебника
Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconПрактикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению
Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУпотребление наречий для связи предложений в тексте
Сегодня на уроке мы продолжим изучать наречие. Повторим смысловые группы наречий, способы связи предложений в тексте. Научимся употреблять...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок литературы. Использование различных стилей речи в художественном...
Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка на тему: «Виды односоставных предложений»
Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа...
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе iconУрок 15 Тип занятия : изучения нового материала, комбинированный
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск