Скачать 52.94 Kb.
|
Конспект урока русского языка на тему: «Виды односоставных предложений». Цель урока: Углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений. Урок начинается с проблемной ситуации: объяснить, почему в предложениях: Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.- перед союзом И необходима запятая. От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)
Итак, уметь «узнавать в лицо» односоставное предложение, которое может «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений. Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». Для этого прочитаем в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме. С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта: Найди главный член предложения подлежащее сказуемое Прочитайте в учебнике названия § 21-24. Какие бывают виды односоставных предложений? Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте. В тетрадях ОК появляется запись. Найди главный член предложения подлежащее сказуемое назывное Определи, чем выражено сказуемое глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол; наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении. - не было нет. ? ? ? ? ? ? ☺ ☺ ? ? - н. ф. глагола я ты мы? вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл. определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч. (о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич. ☻ ср.р безличное (б/л) Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание: Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено: словом нет? Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени? Кратким страдательным причастием в среднем роде? Глаголом 1 лица будущего времени? Неопределенной формой глагола? Наречием? Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени? безличным глаголом 3 лица будущего времени? Личным глаголом в безличном значении? Глаголом в повелительном наклонении? Словом не было? Глаголом в форме 2-лица настоящего времени? Если в предложении только подлежащее? Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в справочной тетради ОК (опорных конспектов) в следующем виде: Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение. Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение. Славная осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член- подлежащее, это предложение назывное. Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное. Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение. Запишем объяснительный диктант с грамматическим заданием. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения. сущ. Им.п сущ. Им. п.
Графический диктант. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).
Завершаем урок диагностической самостоятельной работой.- Определить тип односоставного предложения.
Дидактический материал к следующему уроку подбирался с учетом ошибок, сделанных в работе, однако в продолжении следующих уроков усложняется не только содержание дидактического материала, но и приемы работы; все большее значение приобретают 2 аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставных предложений в составе сложного. Домашнее задание: выучить опорный конспект, записать примеры односоставных предложений из повести Тургенева И.С. «Ася». |
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Особенности... Вид урока: Урок с применением икт. На уроке применялся цифровой образовательный медиаресурс «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.... | Конспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения».... Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | ||
Тема урока Материал учебника Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных... | Конспект открытого урока русского языка по теме «Сложные предложения,... Цель: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними | ||
Конспект урока виды односоставных предложений (Тема урока) фио (полностью)... Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения? | Конспект урока тема урока: Виды односоставных предложений фио: Фурман... Базовый учебник: Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Под ред. Шанского Н. М. Русский язык. М.:... | ||
Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный... | Урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Назывные предложения» Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8 класс под редакцией... | ||
Конспект по теме «Виды односоставных предложений» Неопределённо-личные Сказуемое – глагол в форме 3 лица, ед., мн ч.(подлежащее мыслиться как нечто неопределённое) | Практикум по вторичному закреплению, выработка умений по их применению Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных... | ||
Конспект урока определенно-личные предложения. Фио (полностью) Транчукова... Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом... | Конспект урока ... | ||
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа... Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи | Конспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна... Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка | ||
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов» Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов» | Конспект урока. Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки... Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации |