Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура»





НазваниеМетодическое пособие по дисциплине «Физическая культура»
страница1/15
Дата публикации08.08.2014
Размер0.64 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Культура > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»

Мальцева Л.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



Методическое пособие по дисциплине
«Физическая культура»
для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург
2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В ППФП СТУДЕНТОВ 8


2. НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ППФП
ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 11


3. ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ППФП 14


4. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ППФП
СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ДОУ И АРХИВОВЕДЕНИЕ» 17


4.1. Упражнения для органов малого таза 17

4.2. Упражнения для развития правильной осанки 20

4.3. Упражнения с фитнес-мячом
(для самостоятельной работы) 21


4.4 Дыхательные упражнения 24

5. УПРАЖНЕНИЯ ППФП
ДЛЯ ГИБКОСТИ ТЕЛА 25


5.1. Общие правила растягивания тела 25

5.2. Комплекс упражнений на растягивание 27

5.3. Проверка гибкости тела 31

5.4. Гимнастические упражнения для пальцев рук 34

5.5. Упражнения для локтевых суставов 35

5.6. Упражнения для развития
шейного отдела позвоночника 36


5.7. Упражнения для грудного и поясничного отдела
позвоночника 37


6. УПРАЖНЕНИЯ ППФП ДЛЯ ГЛАЗ 39

6.1. Специальные упражнения для наружных мышц глаз 42

6.2. Физические упражнения
для внутренних (цилиарных) мышц глаз 42


6.3. Общеразвивающие упражнения
в сочетании с движением глаз 44


6.4. Занятия физкультурой
при слабой степени близорукости 46


7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ППФП СТУДЕНТОВ 47


7.1. Комплекс утренней гимнастики для девушек 47

7.2. Комплекс утренней гимнастики
с гантелями весом 3 кг для юношей 47


7.3. Примерный комплекс
специализированной физкультурной паузы 48


7.4. Методика самомассажа мышц
задней и боковой поверхности шеи 50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52



ВВЕДЕНИЕ


Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики. Сюда относятся уровень здоровья, науки и произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов и высокоэффективную трудовую отдачу их по профессии (качество, количество, надежность, перспективность производимого продукта, продолжительность и эффективность трудовой деятельности).

Дальнейшее совершенствование технологий и производства, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Общепризнано, что психофизиологические основы труда и спорта едины. Поэтому можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте, на подготовку к трудовой деятельности. Благодаря этому именно на занятиях физической культурой путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта можно направлено готовить студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, – это профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для профессиональной деятельности1, в частности, для специалистов документационного обеспечения управления (ДОУ) и архивоведения.

Прикладные знания – это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.), другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п. ). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий.

Одно из основных преимуществ физических упражнений в качестве ППФП заключается в том, что с их помощью можно смоделировать различные ситуации трудовой деятельности. Так, использование командных и игровых видов спорта позволяет с успехом применять их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Так, профессиональная деятельность специалиста службы ДОУ требует от него овладения не только физическими, но и психическими качествами. Ему необходимо оперативное мышление, хорошая память, сосредоточенное внимание. Важное значение имеет эмоциональная устойчивость, способность управлять своими чувствами, выдержка и самообладание.

Например, архивоведы в течение рабочего дня 6 – 8 часов проводят сидя, уже через 2 – 3 года у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

Занятия по гимнастике используются в основном для развития таких качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышается общая выносливость. Спортивные игры содействуют улучшению нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем; зрительного и слухового анализаторов; формируют ловкость, координацию движений, быстроту реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Занятия бегом и лыжами на свежем воздухе способствуют повышению выносливости, а также устойчивости к низким температурам. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях.

Основная направленность занятий ППФП заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма студента, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности. Например, недостаточный уровень развития физических качеств молодых специалистов промышленных предприятий является причиной 24% всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше – 37% ошибок2.

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия снижение уровня здоровья студентов приобрело устойчивый характер3. Этому способствуют такие специфические факторы учебного процесса колледжей, как нервно-эмоциональное напряжение, всеобщая компьютеризация, переутомление, психические травмы и гиподинамия. В этой связи особенно возрастает роль ППФП в укреплении здоровья студентов, в формировании потребности в занятиях физическими упражнениями и ответственности за свое здоровье.

Однако, в рамках типового урока физической культуры ППФП занимает только
1/8 часть времени. Этого, конечно, недостаточно для полноценного формирования у студентов необходимых навыков, поэтому огромное значение имеют занятия студентов во внеучебное время. Самостоятельные занятия студентов физической культурой и, в частности, ППФП, способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconМетодическое пособие представляет собой сборник дидактического материала,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconРеферат по дисциплине «Физическая культура» на тему: особенности занятий избранным видом спорта
Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб пособие для вузов [Гриф мо рф] / КноРус,...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconВ. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак
Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж
Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» icon«Физическая культура»
...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconПрограмма по дисциплине «Физическая культура»
Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconРабочая программа по дисциплине б физическая культура
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика по дисциплине...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconЛ. В. Воронкина Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов...
Учебное пособие предназначено в помощь студентам как информационный материал для самостоятельной подготовки к компьютерному тестированию...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» icon2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27
Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине базовые виды двигательной...
Специальность 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconУчебного заведения
Проект по дисциплине «Физическая культура» «Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов» предназначен...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» iconРабочая программа Название предмета (курса): Физическая культура....
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск