Скачать 229.71 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Садовская СОШ №1
Рабочая программа по технологии для 1 класса (общеобразовательное обучение) на 2013-2014 учебный год Составитель: учитель начальных классов Зябухина Ольга Ивановна с.Садовое 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество недельных часов - 1 Количество часов в год -33 Уровень рабочей программы - _базовый_ Классификация рабочей программы - типовая_ В рамках авторской программы «Художественно-конструкторская деятельность» первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий. Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом. Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются: а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи); б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире; в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей. В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения. В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике. С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом: 1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации; 2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя; 3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда; 4) развитие моторики рук, координации движений и действий; 5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире; 6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи; 7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.; 8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки; 9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда; 10) формирование умения работать с учебником. Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе. Цели: - приобретение личного опыта как основы обучения и познания; - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологических умениями и проектной деятельностью; - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Задачи: - духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Учебный комплект Конышевой Н.М Формы обучения и контроля: традиционные уроки, творческая работа, урок развития речи, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы уроков (урок-путешествие, интегрированный урок) Виды и формы контроля: Виды: текущий, итоговый, самоконтроль. Формы контроля: коллективный и индивидуальный. Методические пособия для учителя (автор, название, издательство, год 1. О.В.Попова 1класс Поурочные планы по учебнику Конышевой Н.М. «Технология: Умелые руки» Волгоград, Учитель.2010 2. Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений./ Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. Дополнительная литература: 1. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. 2. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальных классах. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 3. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. 4.Т.А.Николкина, Т.С. Гулуева, Г.П. Попова. Уроки труда в начальной школе 1-2 классы, Волгоград, Учитель.2010 5. Журнал « Начальная школа», ежемесячное периодическое издание. Методические пособия для учащихся 1. Конышева Н.М. Технология.Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. 2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Н.М. Конышева. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. Основные содержательные компоненты программы первого класса - культура и организация труда: Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем. - приёмы обработки различных поделочных материалов: Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц. - работа с простейшими ручными инструментами: Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой). 18 - приёмы и правила разметки деталей: Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке. - информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя: Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией. Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений. Общее содержание и структура курса
К концу первого класса учащиеся должны Знать: – основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем); – правила безопасной работы с ножницами и иглой; – правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); – назначение шаблона, стеки, гладилки; – правила вырезания детали ножницами из листа бумаги: а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»; б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»; – что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента; Уметь: – соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями; – использовать правила и приёмы рациональной разметки; – выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; – аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой; – аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру; – аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания; – аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги; – аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу; – выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой; – плести «косичку» из трёх нитей; – пришивать пуговицы; – выполнять комбинированные работы из разных материалов; – самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию; – воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией; – внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию; – устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию; – создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения. Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании: 1) урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; 2) урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ; 3) урок комплексного использования знаний – УКИЗ; 4) урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; 5) урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; 6) комбинированный урок – КУ; 7) экскурсия – Э. Календарно-тематическое планирование ТЕХНОЛОГИЯ (33 ЧАСА)
Подпись учителя __________________/Зябухина О.И/ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Правила техники безопасности: №1 – общие правила техники безопасности (организация рабочего места); №2 – правила обращения с ножницами; №3 – правила работы с клеем; №4 – правила обращения с иглами; №5 – правила обращения с ножом; №6 – правила обращения с шилом. №7 – правила работы с циркулем; №8 – правила работы с утюгом. Т.Б.№1 Общие правила техники безопасности. 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены. 3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами. Т.Б.№2 Правила обращения с ножницами. 1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. Т.Б.№3 Правила работы с клеем. 1. С клеем работай только на подкладном листе. 2. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью. 3. После работы вымой кисть и руки с мылом. Т.Б.№4 Правила обращения с иглами. 1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот. 2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку. 3. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте. 4. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы. 5. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу. 6. Не применяй иглы вместо булавок. Т.Б.№5 Правила обращения с ножом. 1. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием. 2. Не работай тупым и неисправным ножом. 3. Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед. 4. Стопку бумаги и картон разрезай по фальцлинейке с высоким бортиком. 5. При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя. 6. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром. Т.Б.№6 Правила обращения с шилом. 1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом. 2. Используй шило только по назначению. 3. Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы. Т.Б. №7 Правила обращения с циркулем. 1. Храни циркуль в футляре. 2. Не держи циркуль ножками вверх. 3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон. 4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой. 5. После работы убирай циркуль в футляр. |
Рабочая программа по краеведению для 8 класса (общеобразовательное обучение) | Рабочая программа по краеведению для 9 класса (общеобразовательное обучение) | ||
6 класс учителя трудового обучения Новиковой Натальи Георгиевны Рабочая программа учебного курса по технологии для 6 класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... | Рабочая программа по курсу «География Иркутской области» составлена... Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Отличительной особенностью является... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса по технологии для 8а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... | Рабочая программа по обж 10 класса (общеобразовательное обучение) на 2011-2012 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение Ципьинская средняя общеобразовательная школа | ||
Конспект урока по английскому языку в 3 классе Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | Рабочая программа по истории для 7 класса (общеобразовательное обучение) Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | ||
Рабочая программа по истории для 11 класса (общеобразовательное обучение) Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | План –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения) Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | ||
Рабочая программа по технологии для 8 класса Составлена в соответствии... Составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Технологии | Рабочая программа по технологии для 9 класса Составлена в соответствии... Составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Технологии | ||
Рабочая программа по предмету география для 8 класса индивидуальное... Рабочая программа учебного курса география для 8 класса (индивидуальное обучение) на ступени основного общего образования составлена... | Конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)... Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | ||
Основой данной рабочей программы для 8 класса является Программа... Данная рабочая программа технологии для 8 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по уче6ному предмету «Трудовое обучение» (Столярное... Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников |