Скачать 193.87 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Согласовано Утверждено Протокол методического Директор ГБОУ средней школы №229 объединения от _____ №_____ ___________________Петрова Н.А. Приказ от __________№______ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ модуль «Светская этика» 4 класс на 2012-2013 учебный год Составила учитель высшей квалификационной категории Петрова Марианна Александровна Санкт-Петербург 2013 Содержание
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики». Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: - обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм; - знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Задачи реализации модуля «Основы светской этики»: - знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики». Обучение детей по программе модульного курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. 3.Содержание учебного курса Россия – наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов) 1. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" (учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Данилюк А.Я. , М. : Просвещение, 2010); 2. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" ( электронное приложение. ) 6.Требования к уровню подготовки обучающихся Планируемые результаты изучения учебного предмета «ОРКСЭ» • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; • Осознание ценности человеческой жизни. 7. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственны норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Походы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть уточнена, изменена. При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга. 8.Лист внесения изменений
|
Урок по курсу орксэ. Модуль «Светская этика». Тема : Дружба Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока по учебному предмету орксэ, модуль «Светская этика», 4 класс | ||
Рабочая программа по «основам религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2010 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Орксэ. Этот урок является уроком изучения нового материала, введения в понятийный ряд содержания модуля. Данный урок дает возможность... | ||
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается... | Международная Школа Бизнеса (мшб) ibs-plekhanov Тематический модуль Этика бизнеса Тематический модуль «Этика бизнеса» (Business Ethics)/ Сост. Л. Б. Филиппова, М. С. Циликова, И. В. Авакумова, Л. П. Тимошенко, Е.... | ||
Рабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры» «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») | Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной... Материально – техническое и информационное –техническое обеспечение стр | ||
Урок 17. Планета Друзей «Светская этика», первый – это «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, второй | Календарно-тематическое планирование 4 класс № Дата Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Светская этика | ||
Рабочая учебная программа по «орксэ» (Модуль «Основы Православной культуры») для 4 класса Свидетельство о государственной аккредитации 77 оп №000011 от 30. 12. 2009 г. Лицензия №034128 от 02. 09. 2013 г | Информация о деятельности школы по обеспечению условий введения орксэ в 2012 – 2013 уч г Орксэ) – модуль «Основы светской этики» в этом учебном году приступили 72 учащихся четвертых классов (4-а – 25 человек, 4-б – 25... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2011г | Урока 2 Тема Что такое светская этика Цель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали | ||
Рабочая программа «Начальная школа XXI века» орксэ модуль «Основы православной культуры» Методического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №593 | Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют |