Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика»





Скачать 193.87 Kb.
НазваниеРабочая программа по орксэ модуль «Светская этика»
Дата публикации21.08.2014
Размер193.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга


Согласовано Утверждено

Протокол методического Директор ГБОУ средней

школы №229

объединения от _____ №_____ ___________________Петрова Н.А.

Приказ от

__________№______


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ

модуль «Светская этика»

4 класс

на 2012-2013 учебный год

Составила учитель высшей

квалификационной категории

Петрова

Марианна Александровна

Санкт-Петербург

2013
Содержание


  1. Паспорт рабочей программы

  2. Пояснительная записка

  3. Содержание учебного курса

  4. Учебно-тематический план

  5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

  6. Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам обучения)

  7. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

  8. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

  9. Список литературы



  1. Паспорт рабочей программы



Тип программы


Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы


Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;


Учебник входит в систему «Школа России» и в систему «Перспектива»

Категория обучающихся


Учащиеся 4 класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы


1 год

Объём учебного времени


34 часов

Форма обучения


очная

Режим занятий


1 час в неделю





  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики». Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики».

Обучение детей по программе модульного курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

3.Содержание учебного курса

Россия – наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.


  1. Учебно-тематический план





п/п

Дата

Тема

урока

Основные

понятия

Домашнее задание


1

09.09

Россия – наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Напишите стихотворение или сочинение-миниатюру о Родине или о родном крае, используя записи в тетради.

Прочитайте учебник на стр. 6-8.

2

16.09

Что такое светская этика.

Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает.

Найти описания добродетелей Аристотелем, пояснить на примерах 2 добродетели и их противоположности на выбор. Прочитать текст учебника, ответить на вопросы, выполнить задания.

3

23.09

Культура и мораль.

Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.

Прочитать текст учебника, ответить на вопросы и выполнить задания к тексту. Письменно выполнить задание: «Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье».

4

30.09

Особенности морали.

В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен забот о соблюдении моральных норм в обществе.

Прочитать текст учебника. Написать эссе «Почему говорят: бойся равнодушных людей». Приведи прим. неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

5

07.10

Добро и зло.

Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распростр. его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих? Написать эссе «Это добро» или «Это зло» по выбору.


6

14.10

Добро и зло .

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Чтение текста учебника. Ответить на 1 и 3 вопросы. Написание сочинения на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

7

21.10

Добродетель и порок.

Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.

Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях (по выбору).Составь совместно с родителями памятку « Как удержаться от пороков».

8

28.10

Добродетель и порок.

Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.

1. Подобрать рассказы о людях чести, о тех, кто сохранил ее даже в самых сложных ситуациях жизненных испытаний. 2.Объясните мудрые мысли (с.21 учебника), приведите примеры из жизни, сказок, мультфильмов и кинофильмов.

9

11.11

Свобода и моральный выбор человека.



Что такое свобода. Как связана свобода с морал выбором. В каких ситуациях моральн. выбора чаще всего оказ. человек

Прочитать текст учебника. Приведите примеры известного вам морального конфликта.


10

18.11

Свобода и ответственность.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Прочитать текст учебника, выполнить задания, ответьте на вопросы. Напишите список дел, за которые вы отвечаете. Воспользуйтесь помощью родителей.

11

25.11

Моральный долг.

Что такое морал.долг. В чём особенность морального долга. Какие морал. обязанности ест у чел.

- Напишите письмо- благодарность, письмо- поддержку ветерану, родителям, учителю, ребенку-инвалиду, который живет по соседству, или одинокой старушке, перед кем вы, по вашему мнению, готовы выполнять свой моральный долг. Отправьте это письмо или отдайте адресату, если захотите. Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

12

02.12

Справедливость

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

- Вспомните ситуации и отследите свои чувства, когда вы поступили справедливо по отношению к другу, однокласснику, учителю, родителям, соседям, незнакомым людям?-Напишите эссе на тему «Как люди реагируют на мои справедливые поступки».

13

09.12

Альтруизм и эгоизм.

Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.

Дома вы в течение недели будете тренироваться определять, какое у вас состояние альтруистическое или эгоистическое. Чтобы вам было легче это определить, учитесь применять как линейку для своего настроения «Сосуд самоценности». Кроме этого, особенное внимание уделите в ближайшую неделю отношениям с друзьями: подумайте, что у вас здорово, что не очень хорошо. А так же подумайте о том, какое ваше поведение (альтруистическое и эгоистическое) к каким результатам ведет.

14

16.12

Дружба.

Добродетельные отношения. Дружба.

Написать рассказ о своём друге

15

23.12

Что значит быть моральным.

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло»

16

13.01

Подведение итогов.




Редактирование, обсуждение с родителями, подбор

иллюстративного материала. Подготовиться к защите проекта.

17

20.01

Подведение итогов.







18

27.01

Род и семья-исток нравственных отношений.

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Прочитать текст учебника. Нарисовать вместе с родителями герб своей семьи. Узнать историю своего имени, если не знаете. Узнать девичьи фамилии мамы и бабушек. Прочитать рассказ К. Паустовского «Похождение жука-носорога» и ответить на вопрос: в чем выражалась любовь между сыном и отцом?

19

03.02

Нравственный поступок.

Поступок. Нравственн поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели.

Обсудите дома с родителями высказывания: «Цель оправдывает средства», «Не всякое действие – поступок».

20

10.02

Золотое правило нравственности.

Золотое правило нравственности.

1. Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. 2. Нарисуй картину доброго дела, подбери или напиши к нему стихотворение (задание по выбору), характеризующее золотое правило нравственности.

21

17.02

Стыд, вина и извинение.

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Прочитать текст учебника. Найти пословицы и высказывания выдающихся людей о чувствах вины и стыда. Вспомнить литературные произведения, в которых герои испытывали чувство вины или стыда (3-4 произведения).

Рассмотреть картину Ф. Решетникова «Опять двойка» и ответить на вопрос: «Как мог бы мальчик избежать чувства стыда?»

22

24.02

Честь и достоинство.

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Подобрать рассказы о людях чести, о тех, кто сохранил ее даже в самых сложных ситуациях жизненных испытаний. Прочитать тест учебника, ответить на вопросы, выполнить задания.

23

03.03

Совесть.

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Найти пословицы о совести. Прочитать текст в учебнике.

Ответить вопрос № 2 учебника.

24

10.03

Нравственные идеалы.

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Подготовить рассказ на тему «Нравственный образец богатыря»

25

17.03

Нравственные идеалы.

Джентльмен. Леди.

Приведите примеры высоко нравственного поведения, нравственных поступков людей, которые вас окружают, используйте также художественную литературу, поговорите об этом с вашими родителями.

26

24.03

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Прочитать текст учебника, выполнить задания, ответить на вопросы. Написать эссе «Я хотел (а) бы брать пример с…»

27

07.04

Этикет.

Этикет. Образец. Правила этикета.

Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.

28

14.04

Семейные праздники.

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

  • Расскажи членам семьи и друзьям о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

  • Разработайте вместе с родителями памятку каким должен быть настоящий праздник.

29

21.04

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Дома подумайте над вопросом: «Моя жизнь, высшая ценность, потому что…» и ответы запишите в тетрадях. Подготовь рассказ на тему «Нравственный пример жизни великих людей» (примеры подвигов во время Великой Отечественной войны)

30

28.04

Любовь и уважение к Отечеству.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Задание на лето: посмотреть художественные фильмы «Комсомольцы-добровольцы», «В бой идут одни старики», «Дом, в котором я живу».

31-34

05.05

12.05

19.05

26.05

Подведение итогов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами «Что такое этика?"

.Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

5. Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
1. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" (учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Данилюк А.Я. , М. : Просвещение, 2010);

2. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" ( электронное приложение. )

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты изучения учебного предмета «ОРКСЭ»
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• Осознание ценности человеческой жизни.

7. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися

Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственны норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Походы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачёт-незачёт», вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть уточнена, изменена. При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга.

8.Лист внесения изменений



Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconУрок по курсу орксэ. Модуль «Светская этика». Тема : Дружба
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока по учебному предмету орксэ, модуль «Светская этика», 4 класс
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconРабочая программа по «основам религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2010
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Орксэ. Этот урок является уроком изучения нового материала, введения в понятийный ряд содержания модуля. Данный урок дает возможность...
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается...
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconМеждународная Школа Бизнеса (мшб) ibs-plekhanov Тематический модуль Этика бизнеса
Тематический модуль «Этика бизнеса» (Business Ethics)/ Сост. Л. Б. Филиппова, М. С. Циликова, И. В. Авакумова, Л. П. Тимошенко, Е....
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconРабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной...
Материально – техническое и информационное –техническое обеспечение стр
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconУрок 17. Планета Друзей
«Светская этика», первый – это «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, второй
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconКалендарно-тематическое планирование 4 класс № Дата
Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Светская этика
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconРабочая учебная программа по «орксэ» (Модуль «Основы Православной культуры») для 4 класса
Свидетельство о государственной аккредитации 77 оп №000011 от 30. 12. 2009 г. Лицензия №034128 от 02. 09. 2013 г
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconИнформация о деятельности школы по обеспечению условий введения орксэ в 2012 – 2013 уч г
Орксэ) – модуль «Основы светской этики» в этом учебном году приступили 72 учащихся четвертых классов (4-а – 25 человек, 4-б – 25...
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2011г
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconУрока 2 Тема Что такое светская этика
Цель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconРабочая программа «Начальная школа XXI века» орксэ модуль «Основы православной культуры»
Методического совета Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №593
Рабочая программа по орксэ модуль «Светская этика» iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск