№
| Дата
проведения
| Тема урока:
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
|
| план
| факт
|
|
|
|
| Научится
| Получит возможность научиться
|
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
|
1
|
|
| Россия - наша Родина
| 1
| Комбини-
рованный урок.
| Познакомить с новым учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Светская этика.
Научить оценивать свою деятельность на уроках «Светской этики»
| Работать с учебником;
Организовывать свои действия (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат);
Работать с информацией (самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее);
Общаться с разными людьми, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать друг с другом;
Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие поступки;
Высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые доказательства по теме.
| Понимать главные ценности нашей Родины;
Пользоваться учебником;
организовывать свои действия на уроке; развивать качества личности, оценивать свои и чужие поступки;
Работать в паре, группе;
Решать проблемы используя проблемный диалог;
|
Глава 1. Как отличить добро от зла?
|
2
|
|
| Граница между добром и злом.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Познакомить с правилами поведения, установленными людьми на основе о представлениях о добре и зле.
| Определять проблему урока. Находить объяснение значения слов и понятий: мораль, нравственность, этика. Контролировать свои выводы по словарю. Сравнивать свои выводы с авторским.
| Правильно заботиться о других. Пойму смысл выражений: нравственная культура и безнравственный поступок. Принимать участие в организации мини-спектаклей.
|
3
|
|
| Долг и совесть.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Дать возможность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам
| Помнить о пройденном материале. С опорой на текст научатся понимать, что такое долг и стыд. Когда мучает совесть? Выделят в тексте главное. Готовить сообщение-презентацию «Муки совести в судьбе известных литературных героев»
| Пользоваться необходимым материалом в процессе игры-викторины «Долг в жизни людей разных профессий».
Отличать чувство совести от чувства стыда.
|
4
|
|
| Честь и достоинство.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Опираясь на текст объяснять значение слов добро и зло, мораль, нравственность, совесть.
| Понятие, нужно ли человеку уважение со стороны других людей? А самоуважение?
| Выделять ключевые слова по теме. Задавать вопросы к тексту. Предполагать на них ответы. Проверять свои предположения по тексту.
|
5
|
|
| Счастье и смысл жизни.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Опираясь на текст излагать своими словами мнение по поводу смысла жизни и счастья в жизни людей, общества.
| Понимать: «В каких случаях говорят: «Я счастлив!»? Ради чего живет человек?
| Опираясь на текст выявлять, что такое счастье. Самостоятельно делать вывод по проблеме урока. Составлять карту фантастической страны.
Предлагать свои идеи.
|
6
|
|
| Справедливость и милосердие.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара. «Золотое правило нравственности»
| Формулировка «Золотого правила нравственности». Почему оно золотое?
| Пойму: « Что в другом не любо, того и сам не делай», «Хочешь, чтобы тебя уважали – сам уважай».
Выделять ценные качества человеческой души.
|
7-8
|
|
| Представление проектов по теме главы 1.
| 1
| Практикум
| Учатся излагать своё мнение
как отличить добро от зла.
| Учить делать полезные выводы, чтобы пригодилось для жизни.
| Как самому оценить свой проект. Выбрать самое ценное, что мне необходимо для жизни.
|
1
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
|
9-10
|
|
| Ценность рода и семьи.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Связь друг с другом слов: семья, любовь. Зачем семье нужны традиции.
| Понимать связь слов: род, семья, любовь. Выделять и развивать лучшие человеческие качества под влиянием семейных традиций.
| Понимать смысл семейных традиций: проведение праздников, дней рождений, других значимых для семьи мероприятий. Оказывать посильную помощь в проведении торжеств.
|
11
|
|
| Образцы культуры народов.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Определение, чем отличаются друг от друга народы и что у них общего. Общие нравственные правила.
| Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
| Различать культуры разных народов. Находить общие нравственные правила. Уважать ценности народов разных стран. Понимать культуру народов России.
|
12
|
|
| Взгляд светский и религиозный.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Добрые заповеди Богов. Как религия помогает верующим людям поступать хорошо.
| Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
| Учить приводить примеры православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Соблюдать правила морали.
|
13
|
|
| Представление проектов по теме главы 2.
| 1
| Практикум
| Учатся излагать своё мнение о ценностях правил морали светских и религиозных.
| Учить самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз.
| Научусь самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз.
|
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
|
14
|
|
| Правила поведения в школе.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Зачем в школе нужны особые правила поведения. Равновесие школьных правил и обязанностей.
| Понимать роль ученика. Определить: для чего в школе нужны правила? Соблюдать равновесие школьных прав и обязанностей.
| Понимать роль ученика. Определять: для чего в школе нужны правила? Соблюдать равновесие школьных прав и обязанностей. Выделять важнейшие права и обязанности школьника. Обсуждать в группе о школьных правилах, необходимых для безопасности и уважения каждого человека.
|
15
|
|
| Этикет – форма для содержания этики.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Правила отношений между людьми.
| Значение слов: Этика и этикет. Чем похожи, и чем отличаются. Решать жизненные ситуации в игровой форме.
| Соблюдать этикет- принятый порядок поведения: при встрече, за столом, во время урока, на празднике тд
|
16-17
|
|
| Представление проектов по теме главы 3.
| 1
| Практикум
| Учатся излагать своё мнение об этикете – форме содержания этики.
| Учить самостоятельно оценивать результат своей работы, определять: достиг поставленной цели или нет. В чем достижение и что можно сделать лучше в другой раз.
| Поделиться с детьми, что я знал, а чему научился изучая данный курс
|
18
|
|
| Род и семья –
исток
нравственных
отношений
в истории
человечества
| 1
| Урок изучения нового материала
| Род. Семья. Фамилия. Родословная.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Выполнить задания из
пособия
|
19
|
|
| Нравственный
поступок
| 1
| Урок-беседа
| Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель
поступка. Средства достижения цели. Действие.
Результат.
| Самостоятельная работа «Выписать из
пособия пять компонентов нравственного
поступка»
| Выбрать и
проанализировать
поступок любимого
героя литературного
произведения
|
20
|
|
| Золотое
правило
нравственности
| 1
|
| Золотое правило нравственности
| Самостоятельная работа «Выписать из
пособия золотое правило нравственности в
положительной или отрицательной
формулировке
| Оценить поступок героя
сказки с точки зрения
золотого правила
нравственности
|
21
|
|
| Стыд, вина и извинение.
| 1
|
| Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
| Коллективная рефлексия.
| Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы
о чести и достоинстве
|
22
|
|
| Честь и
достоинство
|
|
| Честь. Достоинство. Кодекс чести.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы
о чести и достоинстве
|
23
|
|
| Совесть
| 1
|
|
|
|
|
24
|
|
| Богатырь и
рыцарь как
нравственны
е идеалы
| 1
|
| Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
| Самостоятельная работа «Составить план
статьи»
| Рассказать членам семьи
и друзьям о совести.
|
25
|
|
| Джентльмен
и леди
| 1
|
| Джентльмен. Леди.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Подготовить рассказ на
тему «Джентльмен и
леди»
|
26
|
|
| Образцы
нравственности в культуре
Отечества
| 1
|
| Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.
Защитник Отечества. Коллективист.
| Словарный диктант по содержанию 18-24
уроков.
| Словарный диктант по содержанию 18-24
уроков.
|
27
|
|
| Этикет
| 1
|
| Этикет. Образец. Правила этикета
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Составить перечень
правил этикета, которые
должен соблюдать
школьник.
|
28
|
|
| Семейные
праздники
| 1
|
| Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Подготовить рассказ о
семейном празднике.
|
29
|
|
| Жизнь
человека –высшая
нравственная
ценность
| 1
|
| Ценности. Жизнь человека. Уникальность,
неповторимость жизни.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Подготовить рассказ на
тему «Жизнь человека –
высшая нравственная
ценность»
|
30
|
|
| Любовь и
уважение к Отечеству.
| 1
|
| Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
| Рассказать членам семьи
и друзьям о государстве
и морали граждан
|
31
|
|
| Подготовка творческих
проектов.
| 1
|
| Подготовка классного часа «Семья- основа нравственных отношений»
| Подготовка презентаций учащимися
|
|
32
|
|
| Презентации
творческих
проектов
| 1
|
| Подготовка классного часа «Семейные праздники»
| Подготовка учащимися газет и презентаций
|
|
33
|
|
| Презентации творческих
проектов
| 1
|
| Подготовка классного часа «Поговорим о доброте»
| Подготовка учащимися презентаций
|
|
34
|
|
| Презентации
творческих
проектов
| 1
|
| Подготовка классного часа
«Патриотом должен быть каждый!»
| Сообщения учащихся по символике Российского государства.
|
|
35
|
|
| Презентации
творческих
проектов
| 1
|
| Подготовка классного часа «Честь и достоинство»
| Презентации учащихся
|
|