Скачать 0.54 Mb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Чумаево Камешкирского района Рабочая тетрадь по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» ученика 4 класса МКОУ ООШ с. Чумаево Кодоркина Сергея 2011-2012 учебный год Рабочая тетрадь. Урок 2 Культура и религия Задание: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры. Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература, образование, музыка, развитие, традиции и обычаи, живопись. Рабочая тетрадь. Урок 3. Бог и человек в православии Бог – Творец мира. Бог Задание: Заполни таблицу по образцу.
Урок 4 Православная молитва Задание 1. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка. 1. - Царь! - ответствует мудрец, - Разочтёмся наконец, Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою. Подари ж ты мне девицу. – Шамаханскую царицу... А.С. Пушкин ___________________________ 2. Майор к себе вызвал Леньку, Взглянул на него в упор. — По вашему приказанью Явился, товарищ майор. — Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине. И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?— Так точно, ясно. — Ну, так иди скорей. К. Симонов 3. Не смейте забывать учителей. Ведь лучшее всё в нас — От их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей. А. Дементьев ______________________ 4. Покосился повар: "Ничего себе едок - Парень этот новый". Ложку лишнюю кладет, Молвит не сердито: - Вам бы, знаете, во флот С вашим аппетитом. Тот: - Спасибо. Я как раз Не бывал во флоте. Мне бы лучше, вроде вас, Поваром в пехоте... А. Твардовский _____________________________ _________________________ 5. Завтра бой… Шепчет юноша, скорбь затая, Шепчет молитву. Завтра утром в кровавую битву. «Спаси, Господи, люди Твоя». Завтра бой… Федор Сологуб _____________________________ Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ. Задание 2. Проведи линии соответствия. благодарственные молитвы просительные покаянные молитвы молитвы «Аллилуия!» «Подай, Господи!» «Господи, помилуй!» «Слава Богу!» Задание 3. Знаешь ли ты кого-нибудь из русских святых? Напиши их имена. _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Напиши имена людей, которые, на твой взгляд, внесли большой вклад в развитие русской культуры. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Урок 4. Молитва «Отче наш» Задание 1. Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов. Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Иже еси на небесех ___________________________________________________________ святится _____________________________________________________________________ яко __________________________________________________________________________ даждь _______________________________________________________________________ якоже ________________________________________________________________________ искушение ___________________________________________________________________ от лукаваго ___________________________________________________________________ Задание 2. Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...». О каких долгах идет речь? ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми? Перед Богом? Если да, то какие? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Для тех, кто хочет знать больше. Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:
Рабочая тетрадь. Урок 6 Проповедь Христа Задание 1. Ответь на вопросы. 1 .Каким ты хочешь быть, когда ты станешь взрослым? ____________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Каким тебя хотят видеть твои родители? _______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как ты думаешь, а каким хочет видеть тебя Бог? _________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Напиши, какие сокровища никогда не исчезнут
Задание 3. Отметь утверждения, с которыми ты согласен. Объясни свою позицию.
Рабочая тетрадь. Урок 7 Христос и Его Крест Задание 1. Представь, что поздно вечером тебе надо возвращаться в темную, пустую квартиру. Какие чувства у тебя возникают? _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А если ты возвращаешься в квартиру, где горит свет и тебя давно ждут? ______________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Христос – Свет, Радость и наше Бессмертие. Задание 2. Как ты понимаешь слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Можешь ли ты назвать людей, которые выполнили этот завет? Напиши их имена. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3.
Рабочая тетрадь. Урок 8 Пасха Когда к тебе обращаются с радостной вестью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Надо ответить: __________________________________________________________________________ Задание 1. Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой. Какие еще образы напоминают нам о Пасхе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Нарисуй пасхальную открытку. Кому бы ты хотел(а) ее подарить? ______________________________________________ Рабочая тетрадь. Урок 9 Православное учение о человеке Задание 1. Вспомни свойства Божии и запиши их на лучиках. Тоненьким карандашом соедини лепестки ромашки и лучики.
Образ Божий в человеке таится в силах и свойствах его души. Задание 2. Прочитай стихотворение: Когда заболела нога у коня, тогда заболела нога у меня... Когда у кошки болело ушко, мне тоже больно было немножко. А сегодня была переменка, я упал – заболела коленка. И вот у кровати мама стоит, и у мамы коленка болит. (Эмма Мошковская) 1. О чем это стихотворение? _____________________________________________________ 2. Что ты можешь сказать о мальчике и его маме? _________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Приходилось ли тебе когда-нибудь чувствовать чужую боль? _____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Ты каждый день заботишься о своем теле – умываешься, делаешь зарядку, чистишь зубы, тепло одеваешься, если на улице мороз. А как на твой взгляд надо заботиться о своей душе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая тетрадь. Урок 10 Совесть Задание 1. Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполни таблицу.
Рабочая тетрадь. Урок 10 Раскаяние Задание 1. Внимательно посмотри на схему. Покаяние (Раскаяние)
Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Ответь на вопросы.
Задание 3. Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой: Кто наказал его? Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. - Кто наказал его? - спросила соседка. - Он сам наказал себя, - ответила мама. 1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая тетрадь. Урок 11 Заповеди Люди, любите друг друга! Задание 1. Заполни таблицу по образцу:
Задание 2. Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»? Рабочая тетрадь. Урок 12 Милосердие и сострадание Задание 1. Прочитай отрывок древней баллады Вейнсбергские жены (отрывок)
__________________________________________________________________ Кайзер – царский титул в средневековой Германии; Вельфы – представители одного из древних княжеских родов Германии; Редут – вид военных укреплений; Обрати внимание на выделенное четверостишие. Согласен ли ты с этим утверждением? Обоснуй свое мнение. ________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кто проявил милосердие в данной истории? Каким образом? _________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты думаешь, а как поступили женщины, у которых не было родных? ______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Может ли милосердие и любовь к ближнему изменить человека? Приведи пример. ______ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Запомни: когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее. Задание 2. Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку. Рабочая тетрадь. Урок 13 Золотое правило этики Задание 1. Запиши золотое правило этики. Задание 2. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? 1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________ 2. При встрече ________________________________________________________________ 3. За глаза ____________________________________________________________________ 4. В трудной ситуации _________________________________________________________ 5. В болезни _________________________________________________________________ 6. В играх ___________________________________________________________________ 7. Когда я ошибаюсь __________________________________________________________ 8. Когда у меня что-то получается ________________________________________________ 9. Чтобы мои товарищи ________________________________________________________ 10. Чтобы ____________________________________________________________________ Задание 3. Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми. Рабочая тетрадь. Урок 14 Храм Задание 1. Сделай подписи к картинкам.
Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник. Задание 2. Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей. Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких. Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже. Рабочая тетрадь. Урок 15 Икона Задание 1. Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.
Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем они отличаются? __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Русский поэт и философ Владимир Соловьев написал такие строки: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?... Как ты думаешь, могли ли эти строки сложиться у поэта в храме? Почему? _____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая тетрадь. Урок 18 Как христианство пришло на Русь Задание 1. Подчеркни тех, кто по твоему мнению является членом Церкви. Христос звезды и планеты животные ангелы все люди на Земле христиане голуби Задание 2. Найди лишнее слово. Крещение, Владимир, Днепр, Москва Задание 3. Подбери пары к словам и объясни свой выбор. София Владимир Константинополь Слова-подсказки: река, «Мудрость», жизнь, Стамбул, Василий, икона. Задание 4. За что народ прозвал князя Владимира «Красно Солнышко»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая тетрадь. Урок 18 Работа с картой
2. Расположите даты в порядке возрастания и укажите, что произошло в этот год: 988г., 957г., 988-1015гг. _______ - _____________________________________________________________ _______ - _____________________________________________________________ _______ - _____________________________________________________________ 3. (задание по выбору) Напишите мини-сочинение на тему: «Крещение Руси как начало великой русской культуры». Рабочая тетрадь. Урок 19 Подвиг Задание 1. Ответь на вопросы.
Задание 2. Представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника. Рабочая тетрадь. Урок 20 Заповеди Блаженств Задание 1. Ответь на вопросы. 1. Как бы ты определил для себя, что такое счастье? ________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Может ли человек быть счастливым без Бога? ___________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Почему Христос назвал нищих духом «блаженными», им ведь трудно живется? ______ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Выполни задание. Как ты думаешь, трудно ли быть миротворцем в наши дни? Почему? _________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приходилось ли тебе когда-нибудь мирить ссорящихся людей? ____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представь, что у вас в школе открывается детский клуб «Миротворец». Придумай и запиши 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены этого клуба. Задание 3. Напиши окончания заповедей. 9 1 Блаженны вы, Блаженны когда вас обижают нищие духом... и клевещут на вас из-за Меня... 2 8 Блаженны Блаженны плачущие... изгнанные за правду... 4 6 3 Блаженны Блаженны 7 Блаженны алчущие чистые Блаженны ......кроткие... и жаждущие сердцем... миротворцы... правды... 5 Блаженны милостивые... 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьевская... Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,... | Мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Режим работы мбоу «Шубанская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан с татарским... | ||
Образовательная программа основного общего образования Муниципального... «Тахталинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района | Программа «Здоровый образ жизни и физическое развитие личности» муниципального... «Высокосельская основная общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области на 2007 – 2011 годы | ||
Приказ №86 от 01 сентября 2011 муниципального общеобразовательного... Основная общеобразовательная школа Дороговиновка Пугачевского района Саратовской области | Приказ №163 от 31 августа 2013 года Образовательная программа основного... «Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан | ||
Образовательная программа мбоу «Атясевская основная общеобразовательная школа» Мбоу «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан | Годовой календарный учебный график мбоу «Маломеминская основная общеобразовательная... Мбоу «Маломеминская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района рт» | ||
Доклад муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Фадеевская... Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение Фадеевская основная общеобразовательная школа имени Кузьмы Сафроновича Скажутина... | Основная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеуслонская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального... | ||
Публичный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа деревни Таштугай муниципального района Хайбуллинский... | Доклад Муниципального общеобразовательного учреждения Пушкарёвская... Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение Пушкарёвская... | ||
Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе образовательной деятельности «Ошибская средняя общеобразовательная школа» Кудымкарского муниципального района и филиала «Егоровская основная общеобразовательная... | Карта результативности профессиональной деятельности Зиганшиной Гульназ... «Основная общеобразовательная школа села Верхнее Стярле» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан | ||
Моу «Антонятская основная общеобразовательная школа» Карагайского... Муниципальное образовательное учреждение моу «Антонятская основная общеобразовательная школа» имеет статус основной и реализует образовательные... | Образовательная программа основного общего образования мбоу «Стешинская... Мбоу «Стешинская основная общеобразовательная школа»Холм-Жирковского района Смоленской области |