Скачать 157.12 Kb.
|
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ САЙТА Информация для родителей об особенностях преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» В МБОУ «СОШ №91» в 2012 – 2013 учебном году Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ. 21 июля 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ. После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики». Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур». К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий. В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса». Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В.В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению предмет проходил апробацию в 19 субъектах Российской Федерации, в том числе в Удмуртской Республике. Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года №Пр-2009, письма министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ» с 1 сентября 2012 года преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации. Обучаться по данному учебному курсу будут учащиеся 4-х классов общеобразовательных учреждений РФ. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей:
Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Курс ОРКСЭ носит культурологический характер. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. В основные задачи курса входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов. Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайте ОРКСЭ Федеральные сайты поддержки курса: ФИРО - http://www.orkce.org/ АПК и ППРО - http://orkce.apkpro.ru/ Обращаем внимание родителей на сайт издательства "Просвещение" http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:
Об учебниках курса ОРКСЭ Согласно приказа Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. №2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" по направлению основы духовно-нравственной культуры народов России в Федеральный перечень вошли 20 учебников. Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Основы православной культуры
Основы иудейской культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы буддийской культуры
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632), Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), Письмо министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1.Основы православной культуры; 2.Основы исламской культуры; 3.Основы буддийской культуры; 4.Основы иудейской культуры; 5.Основы мировых религиозных культур; 6.Основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Начиная с 2012 – 2013 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется во всех субъектах Российской Федерации в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих работ на основе изученного материала. Формы и методы обучения, используемые в ходе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них - понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы: беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, игры. Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ является экскурсионно-образовательная деятельность. При организации требуются: письменное согласие родителей (законных представителей), согласие представителей религиозных организаций. Издается приказ по образовательному учреждению, закрепляющий ответственность педагога за жизнь, безопасность и здоровье детей при осуществлении экскурсионных маршрутов. Экскурсия проводится по заранее разработанному и утвержденному плану. Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к организации проектной деятельности младшего школьника. Творческие работы могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки творческой работы учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации творческих работ все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием изучаемых модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация творческой работы позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. На презентации работ во время итоговых уроков ОРКСЭ или на классный час могут присутствовать родители. Контроль и оценка результатов освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Система оценивания результатов — безотметочная. По итогам полугодия (учебного года) обучающиеся аттестуются или не аттестуются. Запись в журнале зачет/ не зачет отражает факт выполнения тестовой работы и участия обучающегося в коллективной или индивидуальной творческой работе по итогам полугодия (учебного года). Оценка результатов по модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривается в рамках завершающего раздела (2-3 последних урока) в форме коллективных или индивидуальных творческих работ. Коллективные и индивидуальные творческие работы (видеофильм, мультимедийный продукт, выставка, газета, коллекция, игра, самодельная книжка, инсценировка, костюм, модель) представляются и обсуждаются в классе на уроке ОРКСЭ или классном часе при условии взаимооценки качества работы группами и учащимися, представившими работы. Проверка теоретических знаний по предмету возможна в виде беседы, решения кроссвордов, выполнения теста, выступления с докладом. Выполнение обучающимися творческих работ, проверка теоретических знаний не оценивается, а служит для педагогической диагностики освоения обучающимися основных понятий курса, необходимой учителю для анализа эффективности реализации содержания курса. Оценка деятельности педагога в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется администрацией школы при посещении уроков. Анализу подлежит соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией, эффективность использования форм и методов духовно-нравственного воспитания, учет возрастных особенностей школьников, выполнение общественного заказа на содержание курса. Для выполнения общественного заказа на содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» по итогам учебного года проводится анкетирование родителей обучающихся на выявление удовлетворенности качеством предоставляемой образовательной услуги. Мотивация обучающихся к изучению курса ОРКСЭ обеспечивается через создание эмоционально-насыщенной образовательной среды, форм морального поощрения со стороны учителя, сверстников, родителей (похвала, вербальное поощрение, взаимооценка, одобрение). При организации образовательного процесса для обучающихся, находящихся на домашнем обучении, рекомендуется руководствоваться следующими нормативными документами: Закон «Об образовании» (ст. 10, 12, 32). Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся. Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ. В течение учебного года родители (законные представители) не могут изменить решение в пользу другого модуля. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ закрепляется в письменном заявлении. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения. Права и обязанности администрации МБОУ «СОШ №91» Администрация МБОУ «СОШ №91» проводит анкетирование родителей (законных представителей) по выбору одного из модулей курса ОРКСЭ. Администрация МБОУ «СОШ №91» создает условия для изучения обучающимся выбранного модуля курса ОРКСЭ. Администрация МБОУ «СОШ №91» обеспечивает курсовую подготовку педагогов по учебному курсу ОРКСЭ. Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №91» обязуется проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей. |
Доклад директора школы за 2012-13 учебный год мбоу «Калининская сош» В 2012-2013 учебном году в школе обучалось на конец года 56 чел это на 14 человек меньше, чем в 2011-2012 учебном году | Итоги реализации проекта "Модернизация общего образования" в 2012... В 2012- 2013 учебном году в рамках модернизации образования педагогический коллектив школы активно осуществлял мероприятия, направленные... | ||
Анализ работы школы за 2012/2013 учебный год Аттестация педагогических работников мбоу «Коношская сош» в 2012- 2013 учебном году. 29 | Доклад о деятельности мбоу сош №129 за 2012 -2013 учебный год В 2012 – 2013 учебном году программа школы определила следующие направления работы коллектива школы | ||
Директор мбоу сош №11города Смоленска Мбоу сош №11 в 2013-2014 учебном году осуществлялась в соответствии с Законом РФ «об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.... | Расписание занятий объединений дополнительного образования на базе... | ||
Анализ учебно-методической и воспитательной работы мбоу «сош №63»... В 2012-2013 учебном году школа продолжила работу над проблемой: «Личностно-ориентированное обучение как средство повышения качества... | Доклад о деятельности мбоу «Средняя общеобразовательная школа №78... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №78 г. Владивостока» в 2012-2013 учебном году | ||
О преподавании литературы в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые... Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами | Курсы пк, семинары Рейтинг участия учителей мбоу сош №8 в методической работе, городских и школьных конкурсах в 2012-2013 учебном году | ||
Приказ №386 от 29. 04. 2013 года Расписание проведения промежуточной... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2012-2013 учебном году | Анализ работы по основным направлениям деятельности мбоу г. Иркутска... Организация учебно-воспитательного процесса в 2012-2013 учебном году выстраивалась в соответствии с методической темой школы «Социализация... | ||
Школьное научное общество мбоу сош №26 «Эрудит» Отчет о проведении школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» в 2012- 2013 учебном году | Анализ воспитательной работы мбоу «Павловская сош» за 2012-2013 учебный год В 2012-2013 учебном году основной целью воспитательной работы являлось создание условий для формирования личности творческой, гуманной,... | ||
Анализ воспитательной работы мкоу хмр сош с. Цингалы Вся воспитательная и образовательная деятельность в мкоу хмр сош с. Цингалы в 2012-2013 учебном году были основаны на потребностях... | Мбоу «Намская сош№2» мо «Намский улус» рс(Я) за 2012-13 уч г. 2013 Образовательный процесс школы в 2012-13 учебном году действовал в режиме перехода на фгос второго поколения с целью повышения уровня... |