МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
____________________В. Д. Шадриков
27 марта 2000 г. Номер государственной регистрации
256 тех/бак
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление 552900 Технология, оборудование и
автоматизация машиностроительных производств
Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии
Вводится с момента утверждения
Москва 2000
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
552900 “ ТЕХНОЛОГИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ” 1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000г. № 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 552900 “ Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств” при очной форме обучения 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: технологические процессы изготовления и реновации машиностроительных изделий, их автоматизация, разработка и эксплуатация технологического оборудования машиностроительных производств, его автоматизация. Бакалавр по направлению 552900 “ Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств” может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
проектно-конструкторская;
производственно-технологическая.
организационно-управленческая;
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Бакалавр по направлению 552900 “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств” подготовлен к решению следующих типов задач.
а) Научно-исследовательская деятельность:
испытание и диагностика объектов деятельности ( технологических процессов, оборудования, оснастки, средств автоматизации и управления) с использованием необходимых методов и средств анализа;
проведение экспериментальных работ по проверке и освоению технологических процессов и режимов производства;
использование информационных технологий при создании технологий и изделий машиностроения.
б) Проектно-конструкторская деятельность:
формирование под руководством более квалифицированного специалиста целей проекта (программы), задач при выделенных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учётом нравственных аспектов деятельности;
разработка под руководством более квалифицированного специалиста проектов простых машиностроительных изделий с учётом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических параметров;
использование информационных технологий для выбора необходимых материалов изготовляемых изделий;
отработка проектной и рабочей конструкторской документации, проведение патентных исследований и определение показателей технического уровня проектируемых изделий и автоматизации.
в) Производственно-технологическая деятельность:
разработка под руководством более квалифицированного специалиста прогрессивных технологических процессов и оптимальных режимов производства, простых видов машиностроительной продукции или её элементов;
выбор материала и оборудование для реализации технологических процессов;
внедрение технологических процессов в производство, выявление причин брака продукции, подготовка предложений по его предупреждению и ликвидации;
разработка документации технологических процессов;
разработка технически обоснованных норм времени (выработки), расчёт подетальных и пооперационных материальных нормативов, расхода сырья, материалов, инструмента, экономической эффективности проектируемых технологических процессов;
организация контроля технологических процессов, осуществление метрологической проверки основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции;
стандартизация и сертификация выпускаемых изделий и продукции.
г) Организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие простых управленческих решений в условиях различных мнений;
нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании производства и в принятии оптимальных решений;
оценка затрат на обеспечение требуемого качества продукции;
контроль соблюдения технологической дисциплины на производстве, правил эксплуатации оборудования и оснастки.
Для решения профессиональных задач бакалавр:
выполняет работы по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, его управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
способствует рациональному использованию природных ресурсов, энергии и материалов;
принимает участие в разработке методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по осуществлению проектов и программ;
участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, проведению необходимых мероприятий по отладке технологических процессов, испытаниям оборудования, их внедрению в производство;
участвует в работах по стандартизации процессов, оборудования, систем, технических средств, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;
изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует результаты решений, выполняет необходимые расчёты с использованием современных компьютерных средств;
оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов, программ, планов и договоров;
проводит экспертизу технической документации, надзор и контроль над технологическими процессами, состоянием и эксплуатацией оборудования и технологической оснастки;
контролирует соблюдение установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
участвует в организации работы по повышению научно-технических знаний работников;
способствует развитию творческой инициативы, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
Бакалавр должен знать:
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов;
методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
принцип работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;
методы исследования, правила и условия выполнения работ;
основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
методы проведения технических расчётов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления;
основы трудового законодательства и гражданского права;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
в магистратуре по направлениям:
550200 “Автоматизация и управление”
551800 “Технологические машины и оборудование”
552900 “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных
производств”
освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по
направлению подготовки дипломированного специалиста “Машиностроительные технологии и оборудование”, “Технологические машины и оборудование”.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552900 “ТЕХНОЛОГИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ” 3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552900 “ТЕХНОЛОГИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И
АВТОМАТИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ”
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| 1.
| 2.
| 3.
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
|
1800
| ГСЭ.Ф.00.
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01.
| ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечиваю-
Щие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| 340 часов
| ГСЭ.Ф.02.
| ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Физическая культура в общекультурной и про-
Фессиональной подготовке студентов. Ее социально- биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента.
Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально- прикладная физическая подготовка студентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
| 408
| ГСЭ.Ф.03.
| ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники
Изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема Этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.
Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России.
Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в.
Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в Мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и Авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.
Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.).
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях
Новой геополитической ситуации.
|
| ГСЭ.Ф.04.
| КУЛЬТУРОЛОГИЯ Структура и состав современного культурологического знания.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
|
| ГСЭ.Ф.05.
| ПОЛИТОЛОГИЯ Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
|
| ГСЭ.Ф.06.
| ПРАВОВЕДЕНИЕ Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Правовое государство.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
|
| ГСЭ.Ф.07
| ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА П с и х о л о г и я : предмет, объект и методы психологии.
Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность,
Субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и
Деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности.
Межличностные отношения.
Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные кате-
Гории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности.
Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
|
| ГСЭ.Ф.08.
| РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковх факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
|
| ГСЭ.Ф.09.
| СОЦИОЛОГИЯ Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация.
Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
|
| |