Скачать 50.91 Kb.
|
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой Уроки внеклассного чтения по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении… счастье только в жизни… В.Г.Короленко Урок 1 Цель Познакомиться с содержанием повести, вызвать эмоциональный отклик; Задачи - совершенствование навыков пересказа, аналитического чтения, анализа произведения; - развитие речи и логического мышления; - развитие эмоциональной сферы личности; Ход урока 1.Эмоциональный настрой Наш урок мы начнем с музыки. Почему? На этот вопрос я попрошу ответить вас после того, как вы послушаете замечательную композицию. (Звучит «Одинокий пастух») Какие ассоциации с повестью Короленко вызвала эта музыка? (Обсуждение. Чтение отрывков из текста. Обращаем внимание на тревожное начало музыкальной композиции, которое передает тягостное настроение матери, услышавшей в первом крике ребенка болезненные, пугающие ноты. Читаем в главе 1:«Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели…Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам».) Вы прочитали четыре главы повести. Какие чувства вы испытывали во время чтения? 2.Реализация домашнего задания (нужно было прочитать главы 1-4). Викторина. Узнайте героев по описанию. Вспомните эпизод. - «…он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы». - «Он перестал ездить на «Контракты», редко являлся в общество и большую часть времени проводил в своей библиотеке за чтением книг, о которых никто ничего не знал, за исключением предположения, что книги совершенно безбожные». - «Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения». - «Сначала слушала она с чувством гневного пренебрежения, стараясь лишь уловить смешные стороны в этом «глупом чириканье», но мало-помалу – она и сама не отдавала себе отчета, как это могло случиться, - глупое чириканье стало овладевать ее вниманием, и она уже с жадностью ловила задумчиво-нежные напевы». - «В течение нескольких дней он бродил с насупленными бровями по полям и болотам, подходил к каждому кустику ивы, перебирал ее ветки, срезал некоторые из них, но, по-видимому, все не находил того, что ему было нужно. Его брови были по-прежнему угрюмо сдвинуты, и он шел дальше, продолжая розыски». 3.Беседа по содержанию. ?Как проходили первые годы жизни мальчика? ?Кто и какое влияние оказывал на его развитие? ?Какие разногласия возникали между матерью Петруся и дядей Максимом по поводу воспитания мальчика? Кто был прав, на ваш взгляд? Можно ли было уберечь Петруся от «бесплодных вопросов»? Как вы понимаете слова Анны Михайловны: «Мы часто грустим о невозможном»? ?Какие события, встречи, на ваш взгляд, были самыми важными в жизни Петруся, оказали на него большое влияние? ?Какую роль в жизни мальчика и всей семьи сыграл Иохим? ?Как произошла встреча Петруся и Эвелины? Что значила она для обоих? ?Дядя Максим дал душе поэта устояться, окрепнуть, а затем организовал «резкое прикосновение жизни»? Какова была эта первая встреча с большой жизнью? Как она повлияла на Петра и взаимоотношения в семье? 4.Чтение по ролям эпизода объяснения Эвелины и Петра у мельницы(Гл.5, ч.8) 5. Обсуждение ? Что делает эту сцену столь проникновенной, трогательной? ? Как вы расцениваете поступок Эвелины? Можно ли его назвать жертвой? ? Как повлияло это объяснение на Петра? ? Можно ли на этом закончить повесть? ? Как вы думаете, о чем автор расскажет дальше? 6. Домашнее задание - Дочитать повесть; - Задания для самостоятельной работы в микрогруппах а) Роль пейзажа в повести б) Музыка в повести Урок 2 Цель Выявить главную идею произведения: счастье заключается в движении к цели, в единении с людьми. Задачи - формирование качеств гуманистически направленной личности: отзывчивости, доброты, целеустремленности, социальной активности; - развитие коммуникативной компетенции; - совершенствование навыков анализа художественного текста; Ход урока 1.Беседа по содержанию. - Этот малый, сказал он, пуская кольцо за кольцом, - будет еще несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться. Кто так говорит и почему? - О чем говорил Петрусь, когда просил маму: «Уйди, пожалуйста, оно боится тебя, и до сих пор его нет. Я уже совсем было заснул, а этого все нет… - Лед был сломан. Мальчик на следующий день с робким любопытством вошел в гостиную, в которой не бывал с тех пор, как в ней поселился странный городской гость, показавшийся ему таким сердито-крикливым. Но вчерашние песни этого гостя подкупили слух мальчика». О чем идет речь? - «Вообще, эта дружба была настоящим даром благосклонной судьбы. Теперь мальчик не искал уже полного уединения; он нашел то общение, которого не могла ему дать любовь взрослых». О какой дружбе идет речь? - «И ему казалось, что все горе смолкло в глубине сердца и что нет у него никаких порывов и желаний, а есть только настоящая минута. Соловей, некоторое время пробовавший свой голос, защелкал и рассыпался по молчаливому саду неистовой трелью». Что вызвало у Петра такое ощущение? - «…если ты захочешь исправить нашу ошибку, если ты швырнешь судьбе в глаза все преимущества, которыми жизнь окружила тебя с колыбели и захочешь испытать участь вот этих несчастных…я, Максим Яценко, обещаю тебе свое уважение, помощь и содействие…». Что предложил дядя Максим своему племяннику? Почему? Не слишком ли жестко он обходится со своим воспитанником? - «Да, он прозрел…» Что дает основание так думать? Как вы понимаете финал произведения? 2.Дискуссия. Как вы поняли главную идею произведения? Какие проблемы поднимает автор в повести? Какие решения этих проблем предлагает Короленко: В чем он видит смысл жизни? К чему должен стремиться человек? Короленко утверждает в другом своем произведении, что человек создан для счастья. А в чем заключается счастье, по мнению автора? А что думаете об этом вы? В каких еще произведениях писатели предлагают нам поразмышлять над подобными вопросами? Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Слепой» (Тексты распечатаны на каждую парту). Что общего с повестью «Слепой музыкант»? В чем разница? В каком значении слово «слепой» употребляется во второй части стихотворения? В.Г.Короленко, как и многие другие поэты и писатели, поднимает в своих произведениях важные, значимые для каждого человека вопросы. И всем своим творчеством утверждает, что человек создан для счастья. Но счастье не приходит к человеку само, к нему нужно стремиться. Нужно ставить перед собой цели и достигать их. Счастливым человек может быть только в общении с другими людьми: в семье, творчестве, работе. Когда он думает не только о себе, когда умеет сопереживать своему ближнему и радоваться его успехам, – тогда он счастлив. Человеку нужен человек. Чтоб душе в общении раскрыться, Чтоб своим богатством поделиться И вобрать чужих сокровищ свет, Человеку нужен человек. 3.Художественное своеобразие повести. Выступления подготовившихся учащихся. Роль пейзажа в повести. Музыка в повести 4.Домашнее задание Написать сочинение на тему «Человек создан для…?!» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для дошкольников форме. Дать понятие о том, что каждый человек имеет право... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почему 60 людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть?... | Рабочая учебная программа элективного курса «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Детская хирургия «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не... | «Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его... ... | ||
«Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родины со своей личной судьбой, организовывают вокруг себя культуронаполненное, эстетически выверенное пространство | ||
Урок по предмету «Человек и мир» (2 класс) Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное... | Проект на тему Человек может жить до 100 лет. Мы своей невоздержанностью,своей беспорядочностью | ||
Проект на тему Человек может жить до 100 лет. Мы своей невоздержанностью,своей беспорядочностью | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит... | ||
Реферат по теме: «Влияние Интернета на жизнь современного человека» Каждый человек имеет дома компьютер, каждый второй человек имеет компьютер, подключенный к Интернету. В наше время нельзя обойтись... | Обоснование программы 3 Анализ состояния информатизации школы на... Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит... | Григорий Кваша Структурный гороскоп в вопросах и ответах Человек имеет право задать вопрос ясный и простой, на понятном человеческом языке, не прибегая к выдуманным умниками понятиям и терминам.... |