Всякий человек имеет право располагать своей судьбой





Скачать 50.91 Kb.
НазваниеВсякий человек имеет право располагать своей судьбой
Дата публикации03.09.2014
Размер50.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой

Уроки внеклассного чтения по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении

и новом стремлении… счастье только в жизни…

В.Г.Короленко
Урок 1
Цель

Познакомиться с содержанием повести, вызвать эмоциональный отклик;
Задачи

- совершенствование навыков пересказа, аналитического чтения, анализа произведения;

- развитие речи и логического мышления;

- развитие эмоциональной сферы личности;
Ход урока
1.Эмоциональный настрой

Наш урок мы начнем с музыки. Почему? На этот вопрос я попрошу ответить вас после того, как вы послушаете замечательную композицию. (Звучит «Одинокий пастух»)

Какие ассоциации с повестью Короленко вызвала эта музыка?

(Обсуждение. Чтение отрывков из текста. Обращаем внимание на тревожное начало музыкальной композиции, которое передает тягостное настроение матери, услышавшей в первом крике ребенка болезненные, пугающие ноты. Читаем в главе 1:«Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели…Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам».)

Вы прочитали четыре главы повести. Какие чувства вы испытывали во время чтения?
2.Реализация домашнего задания (нужно было прочитать главы 1-4). Викторина.

Узнайте героев по описанию. Вспомните эпизод.

- «…он был добродушен, даже, пожалуй, добр, хорошо смотрел за рабочими и очень любил строить и перестраивать мельницы».

- «Он перестал ездить на «Контракты», редко являлся в общество и большую часть времени проводил в своей библиотеке за чтением книг, о которых никто ничего не знал, за исключением предположения, что книги совершенно безбожные».

- «Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения».

- «Сначала слушала она с чувством гневного пренебрежения, стараясь лишь уловить смешные стороны в этом «глупом чириканье», но мало-помалу – она и сама не отдавала себе отчета, как это могло случиться, - глупое чириканье стало овладевать ее вниманием, и она уже с жадностью ловила задумчиво-нежные напевы».

- «В течение нескольких дней он бродил с насупленными бровями по полям и болотам, подходил к каждому кустику ивы, перебирал ее ветки, срезал некоторые из них, но, по-видимому, все не находил того, что ему было нужно. Его брови были по-прежнему угрюмо сдвинуты, и он шел дальше, продолжая розыски».
3.Беседа по содержанию.

?Как проходили первые годы жизни мальчика?

?Кто и какое влияние оказывал на его развитие?

?Какие разногласия возникали между матерью Петруся и дядей Максимом по поводу воспитания мальчика? Кто был прав, на ваш взгляд? Можно ли было уберечь Петруся от «бесплодных вопросов»? Как вы понимаете слова Анны Михайловны: «Мы часто грустим о невозможном»?

?Какие события, встречи, на ваш взгляд, были самыми важными в жизни Петруся, оказали на него большое влияние?

?Какую роль в жизни мальчика и всей семьи сыграл Иохим?

?Как произошла встреча Петруся и Эвелины? Что значила она для обоих?

?Дядя Максим дал душе поэта устояться, окрепнуть, а затем организовал «резкое прикосновение жизни»? Какова была эта первая встреча с большой жизнью? Как она повлияла на Петра и взаимоотношения в семье?
4.Чтение по ролям эпизода объяснения Эвелины и Петра у мельницы(Гл.5, ч.8)

5. Обсуждение

? Что делает эту сцену столь проникновенной, трогательной?

? Как вы расцениваете поступок Эвелины? Можно ли его назвать жертвой?

? Как повлияло это объяснение на Петра?

? Можно ли на этом закончить повесть?

? Как вы думаете, о чем автор расскажет дальше?
6. Домашнее задание

- Дочитать повесть;

- Задания для самостоятельной работы в микрогруппах

а) Роль пейзажа в повести

б) Музыка в повести

Урок 2

Цель

Выявить главную идею произведения: счастье заключается в движении к цели, в единении с людьми.
Задачи

- формирование качеств гуманистически направленной личности: отзывчивости, доброты, целеустремленности, социальной активности;

- развитие коммуникативной компетенции;

- совершенствование навыков анализа художественного текста;
Ход урока
1.Беседа по содержанию.

- Этот малый, сказал он, пуская кольцо за кольцом, - будет еще несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться.

Кто так говорит и почему?

- О чем говорил Петрусь, когда просил маму: «Уйди, пожалуйста, оно боится тебя, и до сих пор его нет. Я уже совсем было заснул, а этого все нет…

- Лед был сломан. Мальчик на следующий день с робким любопытством вошел в гостиную, в которой не бывал с тех пор, как в ней поселился странный городской гость, показавшийся ему таким сердито-крикливым. Но вчерашние песни этого гостя подкупили слух мальчика». О чем идет речь?

- «Вообще, эта дружба была настоящим даром благосклонной судьбы. Теперь мальчик не искал уже полного уединения; он нашел то общение, которого не могла ему дать любовь взрослых». О какой дружбе идет речь?

- «И ему казалось, что все горе смолкло в глубине сердца и что нет у него никаких порывов и желаний, а есть только настоящая минута.

Соловей, некоторое время пробовавший свой голос, защелкал и рассыпался по молчаливому саду неистовой трелью».

Что вызвало у Петра такое ощущение?

- «…если ты захочешь исправить нашу ошибку, если ты швырнешь судьбе в глаза все преимущества, которыми жизнь окружила тебя с колыбели и захочешь испытать участь вот этих несчастных…я, Максим Яценко, обещаю тебе свое уважение, помощь и содействие…».

Что предложил дядя Максим своему племяннику? Почему? Не слишком ли жестко он обходится со своим воспитанником?

- «Да, он прозрел…» Что дает основание так думать? Как вы понимаете финал произведения?
2.Дискуссия.

Как вы поняли главную идею произведения?

Какие проблемы поднимает автор в повести?

Какие решения этих проблем предлагает Короленко:

В чем он видит смысл жизни? К чему должен стремиться человек?

Короленко утверждает в другом своем произведении, что человек создан для счастья. А в чем заключается счастье, по мнению автора?

А что думаете об этом вы?

В каких еще произведениях писатели предлагают нам поразмышлять над подобными вопросами?

Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Слепой» (Тексты распечатаны на каждую парту).

Что общего с повестью «Слепой музыкант»? В чем разница?

В каком значении слово «слепой» употребляется во второй части стихотворения?
В.Г.Короленко, как и многие другие поэты и писатели, поднимает в своих произведениях важные, значимые для каждого человека вопросы. И всем своим творчеством утверждает, что человек создан для счастья. Но счастье не приходит к человеку само, к нему нужно стремиться. Нужно ставить перед собой цели и достигать их.

Счастливым человек может быть только в общении с другими людьми: в семье, творчестве, работе. Когда он думает не только о себе, когда умеет сопереживать своему ближнему и радоваться его успехам, – тогда он счастлив.

Человеку нужен человек.

Чтоб душе в общении раскрыться,

Чтоб своим богатством поделиться

И вобрать чужих сокровищ свет,

Человеку нужен человек.
3.Художественное своеобразие повести. Выступления подготовившихся учащихся.

Роль пейзажа в повести.

Музыка в повести
4.Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Человек создан для…?!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута?
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для дошкольников форме. Дать понятие о том, что каждый человек имеет право...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почему 60 людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть?...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconРабочая учебная программа элективного курса
«060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconРабочая учебная программа по дисциплине Детская хирургия
«060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую дея­тельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой icon«Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его...
...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой icon«Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его...
...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Родины со своей личной судьбой, организовывают вокруг себя культуронаполненное, эстетически выверенное пространство
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconУрок по предмету «Человек и мир» (2 класс)
Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПроект на тему
Человек может жить до 100 лет. Мы своей невоздержанностью,своей беспорядочностью
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПроект на тему
Человек может жить до 100 лет. Мы своей невоздержанностью,своей беспорядочностью
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconРеферат по теме: «Влияние Интернета на жизнь современного человека»
Каждый человек имеет дома компьютер, каждый второй человек имеет компьютер, подключенный к Интернету. В наше время нельзя обойтись...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconОбоснование программы 3 Анализ состояния информатизации школы на...
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и информацией, имеет дру­гой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит...
Всякий человек имеет право располагать своей судьбой iconГригорий Кваша Структурный гороскоп в вопросах и ответах
Человек имеет право задать вопрос ясный и простой, на понятном человеческом языке, не прибегая к выдуманным умниками понятиям и терминам....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск