Содержание
1. Обоснование программы 3
2. Анализ состояния информатизации школы на начало 2010/2011 учебного года 4
3. Цели и задачи 8
4. Мероприятия по реализации программы 9 5. Определение результатов программы 12
6. Механизм управления реализацией Программы 13
Приложение № 1. Схема организации единой сети в школе 14
Приложение № 2. Банк данных медиаресурсов 15
1. Обоснование программы За последние два десятка лет произошли коренные изменения в жизни общества, возросла роль информационных технологий. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Информатизация образовательного процесса, прежде всего, должна быть направлена на реализацию Национальной образовательной инициативы президента РФ «Наша новая школа».
Реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает:
- обеспечение школ высокотехнологичным учебным оборудованием;
- грамотными учебниками и интерактивными пособиями;
- развитие системы поддержки талантливых детей, что невозможно без развития ИКТ в школе;
- изменения квалификационных требований и квалификационных характеристик учителей, где центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности, овладение современными образовательными технологиями, включая информационные и компьютерные.
Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс привело к четкому делению учителей на тех, кто использует традиционные, и инновационные технологии.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Информатизация образования — процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких этапов:
массового освоения информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;
создания компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, баз данных и программных продуктов;
активного внедрения новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработку программного обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках;
радикальной перестройкой образования, освоения дистанционного обучения, смены методической основы обучения, постепенной замены вербального обучения аудиовизуальным.
В этой связи настоящая Программа является основой, определяющей стратегию и основные направления реализации развития ИКТ в школе на период с 2010 по 2013 годы в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа"
Программа информатизации определяет приоритетные вопросы информатизации учебного заведения, в ней как по составу, так и по времени детализируются работы на ближнюю и дальнюю перспективу.
Ценность Программы информатизации — в ее конкретности. В программе информатизации расписаны не только предполагаемые виды работ, но и сроки, и конкретные исполнители. Это позволит не только отслеживать ход выполнения программы, но и корректировать ее в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Стратегическая линия, которая закладывается в Программу информатизации учебного заведения, направлена на:
изменение технической оснащенности учебного заведения;
увеличение доли получаемой информации с помощью электронных средств;
формирование информационной культуры участников образовательного процесса.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование создает только возможность, условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Главным действующим лицом информатизации остается учитель, именно его деятельность будет определять скорость и направление процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования.
2. Анализ состояния информатизации школы на начало 2010/2011 учебного года Анализ проведен на основе результатов реализации программы информатизации за 2009/2010 учебный год
Общие сведения о школе Полное наименование школы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
Краткое наименование: МОУ СОШ № 19
Почтовый адрес: ул. Толстого, 43
Количество учащихся, классов в школе: 813 человек, 32 класса.
Количество учителей школы: 51
Численность администрации школы: 6 человек.
Количество учебных аудиторий школы: 57
Анализ материально-технической базы и программного обеспечения В школе стационарные и мобильные (ноутбуки) компьютеры, работают под управлением операционных систем WinХР, всего компьютеров – 62. Компьютеры, используемые в школе:
3 кабинета информатики (30 компьютеров);
5 мультимедийных кабинетов (с интерактивными досками) – рус.яз. – 1, физики- 1 , математики – 2, читальный зал библиотеки – 1;
7 кабинетов, оснащенных проектором: информатики – 2, нач. школы – 3, географии – 1, и 1 в актовом зале;
12 компьютеров используются для организации административной работы и управления (директор – 1 ноутбук, завучи – 4 и 2 ноутбука, секретарь –1, диспетчер расписания –1 ноутбук, организатор – 1, логопед и психолог - 2);
3 компьютера в библиотеке;
8 в предметных кабинетах: музыки, химии, биологии, физики (2), обж, рус. яз., нач. шк.;
К интернету подключены 29, с лицензионным ПО – 4.
Дополнительное оборудование:
сканеры – 1 в кабинете 2-03;
принтеры – 11, из них
2 черно-белых лазерных (у секретаря и у завуча, ответственного за информатизацию образования, рассматриваются как общешкольный ресурс, используются учителями, работниками администрации школы и школьниками),
2 - цветных струйных (1 у завуча, 1 в кабинете 2-05);
цифровая видеокамера -1;
фотоаппарат – 1;
звуковые колонки - 3 пары
МФУ – 3 – у заместителей директора, 2 – у директора. 1
Проблемы:
недостаточно оборудования для эффективной работы учителей. Нет свободного доступа к принтеру и сканеру;
в 70% предметных кабинетах морально устаревшие компьютеры;
в кабинетах информатики для выполнения учебной программы недостаточно ресурсов: отсутствуют наушники с микрофонами, видеокамера, сканер, графический планшет.
Сеть Компьютеры только 2 кабинетов информатики объединены в локальную сеть. С каждого компьютера имеется выход в Интернет через компьютер, к которому подключен проводной Интернет (провайдер Сибсеть), обеспечивающий скорость 512 Кбайт/с.
Проблемы:
Малая скорость в сети, при параллельной работы нескольких пользователей скорость в сети резко падает.
В школе нет сервера, посредством которого можно организовать единую сеть.
Самая главная техническая проблема - это отсутствие единой сети с выходом в Интернет. В результате невозможно создать единое образовательное информационное пространство школы. Отсюда вытекают следующие проблемы:
трудности в работе с электронным журналом учителей-предметников и классных руководителей;
обмен информацией между участниками образовательного процесса;
использование ресурсов сети Интернет на уроках;
Доступность аппаратных средств ИКТ в школе
В кабинет информатики на 3 этаже организован свободный доступ, но в кабинете нет доступа в сеть Интернет.
Учителя имеют ограниченный доступ к принтерам в кабинетах информатики, у завучей; к сканеру только в кабинете информатики.
Проблема:
на весь коллектив фактически 4 принтера и 1 сканер, которые не всегда доступны для учителя.
Анализ программного обеспечения и цифровых образовательных ресурсов В школе в рамках проекта «Образование» было установлено программное обеспечение из пакета «Первая помощь». Лицензия на использование указанного ПО заканчивается в декабре 2010 года. Поэтому школа переходит на использование бесплатного программного обеспечения на базе операционной системы Linux.
В настоящее время в школе имеется медиатека, которая состоит из обучающих программ, энциклопедий и других цифровых образовательных ресурсов.
Проблемы:
прогнозируемы трудности освоения и использования в своей работе новой операционной системы и ПО на ее базе;
часть ресурсов медиатеки не используется, так как ЦОРы работают только как сетевые версии, использование другой части имеет смысл только при наличии ПК у каждого ученика, что невозможно в предметных кабинетах.
Организационное обеспечение процессов информатизации
Ответственность за информатизацию в школе возложена на заместителя директора по информатизации и школьную команду. Техническую поддержку осуществляет инженер. В техническую поддержку входит:
обслуживание техники,
установка и настройка программного обеспечения,
администрирование локальной сети,
обеспечение безопасности и защиты информации,
разграничением прав доступа, и т.д.
Проблема:
инженер обслуживает технику 1 раз в неделю, что недостаточно для поддержания всей техники в рабочем состоянии. Глобальная проблема: обновление антивирусных баз, обновляются очень редко, раз в 3-5 месяцев. В связи с этим много вирусов на компьютерах учителей, что ведет к сбою в работе на компьютере.
Педагогическая ИКТ компетентность работников школы
Учителя используют ИКТ в своей профессиональной деятельности:
для создания рабочей документации,
подготовки к урокам (дидактический материал, презентации, ЦОР),
для работы с электронной почтой,
участия в Интернет-сообществах,
Ежегодно учителя школы повышают свою квалификацию на курсах по использованию ИКТ в учебном процессе.
Учителя, у которых в кабинетах есть интерактивные доски и проекторы используют ЦОРы, получаемые из сети Интернет, а также ресурсы интерактивной доски.
В своей деятельности учителя школы готовят раздаточные и демонстрационные материалы в цифровом виде, используют их на своих занятиях и хранят в личных архивах. Так же
используют имеющиеся в медиатеке школы ЦОРы.
Проблемы:
лишь небольшая часть учителей регулярно применяет ИКТ в своей учебной деятельности, это прежде всего учителя математики, физики, русского языка, в кабинете у которых установлены интерактивные доски. Для других учителей доступ в эти кабинеты не урегулирован;
в мероприятиях, конкурсах, семинарах с использованием ИКТ принимала участие небольшая часть учителей;
уровень ИКТ компетенции не достаточен для эффективного и обоснованного применения в педагогической практике.
Использование вариативных форм учебной работы с поддержкой
средствами ИКТ Учащиеся и учителя вовлечены в работу школьного сайта и школьной газеты Flash-ka; в этом учебном году планируется обновить содержание сайта и выпустить приложение к газете, использовав ресурсы школьной типографии.
Учащиеся в индивидуальном порядке готовят предметные рефераты, доклады, презентации с помощью ресурсов сети Интернет для использования в урочной деятельности, участия в НПК и конкурсах. Доступ к сети в школе осуществляется из кабинетов информатики по согласованию с учителем информатики.
Учащиеся под руководством учителей-предметников информатики, истории ежегодно участвуют в Интернет-олимпиадах.
Работа с электронным журналом осуществляется на уровне заполнения бланков на каждом уроке.
Проблемы:
учителя (кроме учителей информатики) и учащиеся редко принимают участие в проектах, олимпиадах, конкурсах с использованием сети Интернет;
ИКТ средства не востребованы в плане создания мультимедиапродуктов, видеофильмов, звукозаписи; всеми участниками образовательного процесса используется ограниченная часть установленного в школе программного обеспечения, в основном MS Word, MS Power Point;
ограничены возможности заполнения электронного журнала непосредственно on-line;
нет общего банка данных методических и дидактических разработок.
Использование ИКТ для решения задач управления школой Администрация школы регулярно использует средства ИКТ в своей работе:
ведение электронного делопроизводства;
контроль за ходом учебно-воспитательного процесса и планирование этого процесса;
работа с базами КИАСУО, КПМО, МОРФ, МИСО;
ресурсы Интернет, в том числе электронной почту, поисковые системы.
Проблема:
отсутствие документооборота через школьную локальную сеть с доступом учителей к материалам.
3. Цели и задачи Целью информатизации Школы является создание условий для повышения качества образования на основе новых технических возможностей и внедрения информационных технологий, создание в школе открытого образовательного информационного пространства на базе ИКТ-среды, переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий на всех ступенях образования и в управлении школой.
В связи с выше названными условиями, а также в соответствии с современными требованиями к уровню образования Школа ставит следующие задачи:
Создание ИКТ-среды, назначение которой - создание условий и предоставление ресурсов, которые обеспечивают:
осуществление образовательного процесса;
организацию деятельности и управление образовательным учреждением;
взаимодействие участников образовательного процесса.
Создание единого информационного образовательного пространства ОУ, обслуживающего информационные потребности пользователей и включающего:
организацию работы школьного информационного центра (библиотека, медиатека, школьное издательство);
развитие сайта школы;
создание банка данных ЦОРов, внеурочных мероприятий, медиаресурсов, фото- и видеоархива;
Повышение качества образовательного процесса:
поиск, самостоятельная разработка, систематизация, апробация набора качественных средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, выстроенного на основе активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Повышение эффективности урока:
оптимизация трудозатрат педагогов для подготовки урока;
оптимизация темпоритма урока;
за счет высвобождающегося времени появляется возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
улучшение качества наглядного материала,
возможность организации и проведения виртуального эксперимента в ситуации, когда невозможен эксперимент реальный;
организация самостоятельной работы учащихся (работа с различными видами информационных источников);
сочетание различных видов деятельности в рамках одного учебного занятия (знакомство с новым материалом, закрепление через компьютерное тестирование, выполнение лабораторных интерактивных работ и т.д.). Соединение академического типа обучения с деятельностным.
Обеспечение профессионального роста учителя:
повышение квалификационного уровня учителя, включая дистанционное обучение;
повышение ИКТ-компетентности (информационной, коммуникационной, технологической) учителя, в том числе используя ресурсы мультимедиакабинета;
формирование современного банка данных, обеспечивающих потребности образовательного процесса;
Мониторинг деятельности учителя по его портфолио.
4. Развитие внешних связей внешних связей, необходимых для успешного осуществления деятельности школы по вопросам информатизации.
4. Мероприятия по реализации программы
Основные направления
| Содержание мероприятия
| Результат
| Сроки реализации
| Участники реализации, ответственные
| Использование ИКТ в учебной деятельности
| Организация работы учителей и учащихся в мультимедиакабинете
| Проведение уроков и других форм учебной деятельности
| Ежегодно
| Учителя,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Создание методического и дидактического банка данных по применению ИКТ
| Электронный банк данных
| Ежегодно
| Учителя,
Руководители кафедр
| Формирование медиаресурсов по различным предметным областям и использование их в образовательной деятельности.
| Банк медиаресурсов
| Ежегодно
| Учителя,
Руководители кафедр
| Использование ресурсов школьной сети
| Повышение эффективности работы с информацией в рамках образовательного пространства школы
| Ежегодно
| Весь педагогический коллектив
| Участие в проектах, конкурсах, олимпиадах, НПК с использованием ИКТ
| Участие, награждение по итогам
| Ежегодно
| Учителя,
Руководители кафедр
| Использование ЦОР
| Проведение уроков и других форм учебной деятельности
| Ежегодно
| Учителя
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Создание базы данных ЭОР
| База данных
| Ежегодно
| Библиотекарь – Жуль З.Е.
| Мониторинг эффективности применения ЦОР на уроках
| Рекомендации для повышения эффективности применения ЦОР
| Ежегодно
| Учителя,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Развитие связей с ВУЗами в области применения ИКТ
| Повышение качества образования
| Ежегодно
| Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
Новикова Т.Ю.
| Итоги года по использованию ИКТ в учебной деятельности
| Семинар
| IV четверть 2010/11,
ежегодно
| Учителя,
Руководители кафедр,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Использование ИКТ во внеурочной деятельности, в воспитательном процессе.
| Создание методического и дидактического банка данных разработок классных руководителей с использованием ИКТ
| Электронный банк данных
| Ежегодно
| Классные руководители,
Руководитель МО кл. руководителей – Руднова С.Ю.
| Мониторинг эффективности применения ЦОР во внеурочной деятельности
| Рекомендации для повышения эффективности применения ЦОР
| Ежегодно
| Учителя,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Использование ресурсов школьной сети
| Повышение эффективности работы с информацией в рамках образовательного пространства школы
| Ежегодно
| Весь педагогический коллектив
| Формирование электронного архива сценариев школьных праздников, мероприятий, звуковых сопровождений
| Банк данных (приложение №2)
| Ежегодно
| Организатор – Исрафилова Ю.А.
| Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, фестивалях с применением ИКТ, в том числе участие в:
- ДКФ
- в городском Фестивале образовательных идей
- КИТ
- олимпиада по программированию
| Повышение ИК компетентности учителей и учащихся
| Ежегодно
| ИКТ-команда
Волкова М.Ю.
Квашенко О.В.
| Информационное наполнение школьного сайта, обновление структуры, введение нового раздела «Вопрос-ответ»
| Публикация в сети Интернет.
| Ежегодно
| Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Выпуск школьной газеты Flash-ka и приложения Flamingo
| 4 номера газеты, 2 приложения к газете за год
| Ежегодно
| Руководитель пресс-центра – Руднова С.Ю.
Библиотекарь – Жуль З.Е., Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Создание базы данных медиаресурсов по музею «Память»
| Банк медиаресурсов (приложение №2)
| Ежегодно
| Аксельрод С.С.,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Формирование фото-, видеоархива музея «Память»
| Фото-, видеоархив
| Ежегодно
| Аксельрод С.С.,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Формирование фото-, видеоархива школы
| Фото-, видеоархив
| Ежегодно
| Учителя,
Аксельрод С.С.,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов школы в области ИКТ.
| Повышения квалификации через:
- ММЦ Железнодорожного района,
- обучение в КК ИПК и ПП РО,
- дистанционное обучение,
- обучение на базе школы.
| Повышение эффективности учебно-образовательной деятельности
| Ежегодно
| Учителя,
Зам. директора по ИОП Волкова М.Ю.
Квашенко О.В.
| Изучение работы с электронным журналом
| Использование ресурсов электронного журнала
| 2010/11 уч. год
| Учителя,
Зам. директора по ИОП Волкова М.Ю.
| Участие в семинарах, конференциях, конкурсах с использованием ИКТ
| Повышение ИК компетентности учителей
| Ежегодно
| Чистякова Н.М.
| Использование ИКТ в управлении школой
| Ведение баз КИАСУО, КПМО, МОРФ, МИСО
| Использование данных баз
| Ежегодно
| Квашенко О.В.
| Создание базы данных достижений учителей (портфолио каждого педагога)
| Банк данных достижений
| Ежегодно
| Руководители кафедр,
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Совершенствование электронной организации учебного процесса:
- ведение электронного журнала,
- диагностика и мониторинг успеваемости,
- составление расписания
| Повышение эффективности учебно-образовательного процесса
| Ежегодно
| Директор, заместители, секретарь, диспетчер расписания
| Использование ИКТ для проведения педсоветов, научно-методических советов, семинаров и т.д.
| ИК сопровождение мероприятий
| Ежегодно
| Директор, заместители
| Пополнение нормативно-правовой базы данных школы в электронном варианте, ведение электронного документооборота
| Совершенствование нормативно-правовой базы
| Ежегодно
| Директор, заместители директора, секретарь
| Материально-техническое сопровождение
| Организация единой школьной сети
(см. приложение № 1)
| Составление сметы
| 2010/11
| Инженер,
Зам. директора по АХЧ Алатова Т.К.
| Поддержание в рабочем состоянии школьной единой сети
| Составление сметы
| Ежегодно
| Инженер,
Зам. директора по АХЧ Алатова Т.К
| Организация мультимедиакабинета
| Составление сметы
| 2010/11
| Зам. директора по АХЧ Алатова Т.К.
| Анализ предоставления услуг провайдером
| Смена провайдера (по результатам анализа)
| 2010/11 уч. год
| Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Внедрение свободного программного обеспечения
| Переход на использование программного обеспечения под ОС Linux
| 2010
| Квашенко О.В.
Зам. по ИОП Волкова М.Ю.
| Приобретение и модернизация компьютерной техники и оборудования
| Составление сметы
| Ежегодно
| Зам. директора по АХЧ Алатова Т.К.
| Приобретение цифровой техники
| Составление сметы
| Ежегодно
| Зам. директора по АХЧ Алатова Т.К.
| Обслуживание и ремонт цифрового оборудования
| Печатные издания по ИКТ
| Заказ на литературу
| Ежегодно
| Библиотекарь – Жуль З.Е.
| Программное обеспечение информатизации образования
| Заказ программного обеспечения, ресурсы сети Интернет
| Ежегодно
| Библиотекарь – Жуль З.Е.
|
5. Определение результатов программы
Ежегодно и по окончанию действия Программы необходимо провести анализ изменения уровня информатизации школы по итогам мониторинга учебно-воспитательного процесса; результатов внеурочной деятельности, диагностики материально-технической базы школы.
В результате выполнения программы ожидается переход на новый уровень использования ИКТ в учебном процессе, который предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, создания условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности реализации программы
Ожидаемые результаты
| Критерии эффективности
| для школы:
|
| Повышение качества образования
| Повышение качества обученности по предметам, ведение которых осуществляется с регулярным применением ИКТ.
| Создание единой информационной системы, объединяющей все элементы образовательного процесса
| Установка единой сети, востребованность школьным сообществом в образовательной среде школы
| Совершенствование управления и организации учебно-воспитательного процесса;
| Создание портфолио учителей с целью определения эффективности работы каждого;
увеличение числа учителей (до 80%), организующих свою деятельность с применением ИКТ; в том числе
увеличение числа учителей, демонстрирующих средний и высокий уровень ИКТ-компетентности, не менее чем на 30% (участие в семинарах с применением ИКТ, ФОИ)
| Открытость школьного информационного образовательного пространства
| Обновление структуры сайта, газеты, выпуск приложения к газете
| для учителя:
|
| Повышение эффективности работы с электронным журналом
| Оптимизация рабочего времени
| Создание банка медиаресурсов: по предметным областям, внеурочным мероприятиям; фото-, видеоархива.
Создание информационных банков данных: методических, дидактических по учебной работе, библиотеки ЭОР
| Оптимизация рабочего времени;
повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
| Повышение ИК компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
| Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, фестивалях с применением ИКТ, повышение результатов своей деятельности и деятельности своих учеников. Повышение эффективности урока.
| для ученика:
|
| Повышение мотивации учения;
| Увеличение качества обученности
| Формирование умения применять информационные технологии в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности
| Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, фестивалях с применением ИКТ, повышение результатов своей деятельности (отслеживание по портфолио, итогам успеваемости, результатов участия)
|
6. Механизм управления реализацией Программы Текущий контроль реализации программы определяется администрацией школы. Результаты реализации программы, достижения и недостатки регулярно рассматриваются на педагогическом совете школы. На основании этого рассмотрения разрабатываются рекомендации по совершенствованию программы.
Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения задачи информатизации школы. |