Анализ работы за 2010 -2011 учебный год.
В течение 2010 – 2011 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
- Формирование и использование библиотечного фонда.
- Индивидуальная работа.
Общий фонд библиотеки на конец учебного года составил 17531 экз.
Фонд учебников расположен в хранилище и составляет 5527 экз. Расстановка произведена по классам. Школьная библиотека принимала и обрабатывала учебники как из федерального комплекта. Вся поступившая литература отражена в документах учета библиотечного фонда. Библиотека строго следит за состоянием и сохранностью этих учебников. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников. В 2010-2011 учебном году учащиеся лицея буквально все с 1 по 11 класс получили требуемые программой учебники. На основании федерального и регионального перечней учебников, рекомендованных и допущенных для обучения, разработан список необходимых учебников на 2011-2012 учебный год. Обеспеченность учебниками на новый учебный год составляет федеральные - 92%, региональные - 100%. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам. Фонд художественной литературы 13569 экз. Недостаточно литературы для начальных классов, поэтому для пополнения фонда литературы и привлечения в библиотеку школьников была проведена подписка периодических изданий на II полугодие 2010 г. и первое полугодие 2011г (для младших школьников «Непоседа», «Детское чтение для сердца и разума», « Простоквашино», «Салават Купере», «Мурзилка» и т.д. для подростков «Пионер», «Юный Эрудит», «Ялкын», «Муравейник», «Искатель» «Праздник в школе», «Всемирный следопыт», «Путеводная звезда», «В мире растений», «В мире животных», «Досуг в школе» и др.
Работа с активом.
Актив библиотеки составляет 12 человек с 5 по 11 классы. По составленному плану велась следующая работа: - знакомство с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) для того, чтобы самим можно было правильно поставить книги на свои места; - при поступлении новых изданий учебной и художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп; - для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам; - один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе. Учились записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов; - принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.
Работа с читателями. В помощь социализации личности. В помощь учебному процессу.
Основные направления библиотечного обслуживания
Индивидуальное ББ обслуживание
Массовое обслуживание
Групповое обслуживание
Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; экспресс-консультация, блиц-реклама, анализ читательских формуляров, диагностическое анкетирование, творческие работы и т. д.
Основные формы группового и массового обслуживания: Библиотека проводила мероприятия, ставящие своей целью, как привлечение к чтению учащихся, расширяющее их кругозор, так и помощь в подготовке к занятиям. В сентябре традиционно происходило знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов. А в конце декабря для первоклассников проходила запись и первые библиотечные уроки «Правила пользования библиотекой», «Структура книги». Детям было очень интересно т. к. библиотечный урок сопровождался презентацией, было красочно и наглядно. В течение года были организованы выставки различной тематики и формы. Были оформлены постоянные и меняющиеся выставки («Родные поэты», «В 21 век без вредных привычек», «Я книга ! Я товарищ твой!», «Десять любимых книг» и др.). Самыми эффективными были выставки и тематические подборки, посвящённые литературным датам (Книги юбиляры «Василий Теркин» А.Т. Твардовского (65 лет), «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (190 лет), «Путешествия Гулливера» Дж. Свифт (285 лет), «Тихий Дон» М.А. Шолохова (70 лет) и др.) 2011 год был объявлен годом космонавтики в России и годом Габдуллы Тукая в Татарстане .Были проведены следующие мероприятия посвященные, жизни и творчеству, татарского поэта Г.Тукая:
Литературный вечер «Г.Тукай иске алу кичесе»( на 2-х языках).
Выставка детских рисунков по произведениям Г. Тукая
Книжная выставка «Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии» Благодаря книжным выставкам учащиеся взяли дополнительно значительное количество книг.
Беседы о космонавтике. Они вызвали огромный интерес и отклик среди детей.
В них приняли участие не только библиотекарь, классный руководитель, но и сами учащиеся, которые подготавливали рефераты, которые вызвали у них наибольший интерес. В работе библиотеки просматривается тесная связь нравственного воспитания с патриотическим. Одним из приоритетных направлений библиотеки является формирование у детей, подростков любви к Отечеству, своей истории, к малой родине, личной ответственности за происходящее вокруг, четкой гражданской позиции. « Мой отчий край, ни в чем неповторим» выставка рисунков « О родном крае», «История Болгар и Остров-град Свияжск» в экспозициях музея заповедника электронная экскурсия. Классный час «Дети Великой Отечественной Войны». Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Работа с педагогическим коллективом.
В течение учебного года заведующей библиотекой постоянно оказывалась методическая помощь учащимся и классным руководителям в подборе и разработке сценариев для праздников, классных часов, выпусков стенгазет, поиску нужной информации для составления рефератов и докладов.
Библиотека обслужила:
1. Педагогический коллектив – 36
2. Начальное звено – 110
3. Среднее звено –195
4. Старшее звено – 69
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных издании и распределении их по отделам библиотечной классификации.
Абсолютные показатели (из «Дневника работы библиотеки») с сентября по май 2010 – 2011 учебного года:
Количество читателей - 468
Количество книговыдач - 11022
Количество посещений – 4522
Относительные и средние величины:
Книг обеспеченность - 28
Посещаемость – 16
Обращаемость – 0,9
Читаемость - 21
Сравнительный анализ абсолютных и относительных показателей выявил следующее. Увеличилось число читателей, количество посещений выросло на 37%, на 37% книговыдача. На 37% выросла посещаемость и читаемость библиотеки. Одним из основных направлений работы библиотеки – это привлечение детей к чтению, значимость книги в жизни каждого. Об этом шел разговор на общешкольных родительских собраниях, где родителям были даны рекомендации по привлечению детей к чтению. Провели встречу с родителями слабо читающих учеников .Этому были посвящены экскурсии в библиотеку первоклассников. Выработали рекомендации по улучшению детского чтения, проверили технику детского чтения. После совместной работы с родителями улучшилась техника чтения у читателей .
Задачи на новый учебный год.
Развитие и саморазвитие ребенка, воспитание творческих способностей; · Содействие учебно-воспитательному процессу; · Обеспечение духовно-нравственного развития учащихся; · Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обеспечение доступа ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме; · Совершенствование форм и методов работы с читателями; · Информационно-библиографическое обслуживание учащихся и педагогов; · Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий; · Продолжать перевод библиотечных каталогов на информационные носители по программе МАРК – SQL; · Продолжить работу по следующим направлениям: экологическое, нравственно-патриотическое, воспитание здорового образа жизни; · Использовать информационные и коммуникативные технологии в работе библиотеки и в проведении мероприятий. · Формирование и пополнение учебного и художественного фондов библиотеки. |