Скачать 49.67 Kb.
|
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ИСКУССТВО» И «ТЕХНОЛОГИЯ» В САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Пещерова Наталия Борисовна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 36 С детства ребёнка окружает мир вещей, несущий в себе отпечаток истории развития человечества как совокупности материальной целесообразности, духовной насыщенности и представляемого социально-эстетического идеала. Если материальная составляющая отражается техническим прогрессом, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она складывается из двух неразрывно связанных форм: духовных качеств человека и деятельности по созданию духовных ценностей (произведений искусства, нравственных норм, научных работ и т.д.) На мой взгляд, потребность в духовной культуре, удовлетворении духовных запросов – это естественная потребность, заложенная в каждом человеке природой. Духовная культура определяется духовными запросами общества и характерна как взрослому, так и каждому ребёнку, то есть сопровождает ребёнка в течение всей его жизни. Духовная культура – достояние каждого, и освоение её – обязательный компонент формирования личности. Для того чтобы составить представление об историческом и духовном уровне развития эпохи, человек обращается к различным областям своей духовной деятельности: произведениям искусства, социально-эстетическим установкам, произведениям народной культуры. Не сложно сделать вывод, что понятие духовной культуры является интегративным понятием. И ребёнок с детства включается в эту уникальную интегративную структуру, которая определяет личность каждого без учёта степени влияния на неё. В начальной школе наряду с внеурочной деятельностью, «приобретение» духовной культуры учащимися происходит на уроках изобразительного искусства и технологии. До недавнего времени эти предметы в начальном звене преподносились детям отдельно друг от друга. На уроках изобразительного искусства, как говорили, учились рисовать, а на уроках труда – учились организации труда рабочего человека. Эти умения и навыки, конечно же, необходимы в процессе создания индивидуальной творческой работы. Но не только они. В современном базисном плане на 2009-2013 годы, по которому я начала работать в прошлом учебном году, предметы «изобразительное искусство» и «технология» объединены в единый интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд». Но этот курс включает в себя больше, чем труд и рисование: «синтез искусств», «эстетическое мышление», «художественный труд», «целостная картина мира». Интеграция рассматривается как образовательное пространство, структурно оправданное и неделимое, как отражение внутреннего мира ребёнка и процесса его развития в младшем школьном возрасте». Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком естественного природного окружающего мира и культуры, созданной человечеством. А собственная предметно-манипулятивная деятельность ребёнка даёт ему возможность при освоении мира проживать чувство сопричастности, самореализации, эстетического наслаждения. Она аналогична деятельности взрослого, так как предполагает созерцание, размышление и практическую реализацию замысла. Роль интеграции этих образовательных областей ещё и в том, что работа над замыслом, поиск средств выполнения – важный этап любой деятельности – выходит за рамки репродуктивного труда. Увеличивается объём интеллектуального включения в работу, расширение возможностей для творческой деятельности на уроках. Это и способствует формированию развивающейся, духовно богатой личности. Вот уже несколько лет я работаю по «Образовательной системе Школа-2100», полностью использую весь учебно-методический комплект, предложенный авторами. В том числе учебно-методический комплект «Прекрасное рядом с тобой», который реализует цели и задачи интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд». Он интегрирует в себе 3 блока: культурологический (раскрытие основных понятий), изобразительный (художественно-изобразительная деятельность), технико-технологический (предметно-деятельностное содержание). Основной подход, который учитываю в работе с учащимися – личностно ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя и ученика особенностями их личностного развития. В своей работе я непременно придерживаюсь основных принципов курса, которые являются основой интеграции: 1. Принцип деятельности (активное включение ребёнка в открытие знаний, участие в проблемной ситуации). На своём уроке я обязательно «включаю» ребят в тему урока проблемным вопросом, связанным с их опытом. 2.Принцип целостной картины мира (возможность совмещения представлений о мире, того, что выражено в произведениях искусства и внутреннего духовного мира ребёнка). Очень часто я обращаюсь к знаниям и умениям, полученным на других уроках: окружающий мир (связь с природой и геграфией), математика (геометрический материал, измерения), русский язык (например, словарные слова), литература (герои произведений). Таким образом осуществляются межпредметные связи, что и способствует целостному восприятию мира, рассмотрению объекта с точки зрения разных наук. 3. Принцип гуманности (право каждого на участие в эстетическом переживании, свободу и творческую раскрепощённость, самотворчество). Стараюсь на уроке выслушать мнение каждого, развивая самооценку и значимость ребёнка в коллективе. 4.Принцип творчества (приобретение собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта). На уроке создаю такие ситуации, в которых учитываю, что каждому ребёнку нужно выразить свои мысли, продумать ход выполнения работы, и обязательно поработать своими руками. Очень актуальна здесь работа в парах. 5. Принцип вариативности (нахождение ребёнком своего пути решения, поиск «своей истины и идеала»). При создании какого-либо произведения на уроке, я нацеливаю ребят на индивидуальность, «непохожесть» работ, побуждая к личному творчеству. 6. Принцип непрерывности (непрерывное эстетическое воспитание в школе, внешкольной работе и в семье). Эстетическое воспитание – это не только интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд». Личный пример учителя и семьи очень важны. В методических комментариях к курсу есть пометка: «Круг задач может быть расширен при включении в единую интегрированную программу курсов музыки, риторики и т.д.» Факультатив «Риторика» мы начали осваивать в этом учебном году. Возможности этого направления таковы, что произведения, созданные ребятами на уроках «Изо и труда» могут стать персонажами сказки, разыгранной в импровизированном классном спектакле. Вот и интеграция с литературой, риторикой, возможно с музыкой и другими областями. Искусство как интегрированная высшая форма культуры включает в себя многие её виды: литературу, живопись, музыку, театр и т.д. Именно культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, в котором он живёт, в условном мире, которым является искусство, и в мире, который сам человек создаёт в своей практической деятельности. Таким образом, интеграция образовательных областей «Искусство» и «Технология» в едином курсе «Изобразительное искусство и художественный труд» имеют большое значение в гармоничном развитии личности ребёнка. Изменяется отношение к результату труда ребёнка у окружающих, и у самого ребёнка. Процесс и результат практической деятельности становится не собственно целью, а с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. |
Оборудование: 3 дуги для подлезания, мат для прыжков, мяч для м/п... Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осуществление принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграции образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закреплять у детей полученные знания посредством интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественно... | Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Синяя... Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доу. Учет принципа интеграции образовательных областей и принципа комплексно-тематический планирования позволит такие новшества реализовать... | ||
Урок обществознания в 8-х классах Познакомить учащихся с процессом социализации личности в обществе, показать роль воспитания в формировании личности, симметрию и... | Совместная деятельность взрослых и детей 5-6 лет с учётом интеграции образовательных областей Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | ||
Анализ работы кафедры «Искусство и технология» за 2012-2013 учебный год М/С:«Повышение качества образования на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»и методической темой кафедры:«Проектная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | План работы мкоу «Басинская оош» по интеллектуально-познавательной... Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии | ||
Программа внеурочной деятельности для начального общего образования Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности... | О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения Предметы гуманитарного цикла играют огромную роль в становлении личности ребёнка |