Урок обществознания в 8-х классах





Скачать 103.04 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 8-х классах
Дата публикации05.09.2014
Размер103.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Социализация и воспитание.

Урок обществознания в 8-х классах,

проведенный Масаловой Т.А.
Цель:

Познакомить учащихся с процессом социализации личности в обществе, показать роль воспитания в формировании личности, симметрию и асимметрию этого процесса, разъяснить сущность не которых моделей поведения ребенка.
После изучения темы учащиеся должны:

— знать, что такое социализация и какие стадии жизненного цикла человека ею охвачены;

— знать, что представляет собой процесс воспитания человека, какую роль он оказывает на дальнейшую судьбу, жизнь личности;

— уметь анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников;

— научиться понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать;

— давать определения следующим понятиям: социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы.
План урока:

1.Что такое социализация и какое отношение она имеет к каждому из нас?

  1. Воспитание как часть процесса социализации личности.

  2. Противоречия воспитательного процесса.


1. Урок организован в форме комбинированного типа занятий. После опроса, в основу которого положены задания к § 6, учитель выясняет уровень усвоения предыдущей темы, при необходимости закрепляет понимание отдельных по­нятий.
В одном из своих произведений уже знакомый нам немецкий ученый К. Маркс, анализируя жизнь человека в обществе, заме­тил: «Между борзой и легавой собаками не такие же различия, как между философом и каменщиком».
Вопрос к ребятам: «Как вы ду­маете, что имел в виду Маркс, когда пытался провести такие сравнения?» Так мы концентрируем внимание детей на изуче­нии темы.
В процессе беседы выясняется, что в человеческом обществе каменщика всегда можно сделать философом, а философа камен­щиком, а вот превратить одну породу собак в другую нельзя.

Каждый человек ведет себя в жизни в соответствии с социаль­ной ролью. Это модель поведения человека в зависимости от его положения в обществе. На уроке все ребята играют роль учени­ков, а дома — сыновей или дочерей своих родителей, на улице — пешеходов и т. д.
Освоение этих социальных ролей, усвоение тех требований, которые накладывает общество на человека, и есть процесс социализации.



Представив наглядно обучаемым основные фазы социализа­ции личности, учитель предлагает выполнить следующие зада­ния. Задания выполняет каждый ученик индивидуально:

  1. Проанализировав схему, поясните, на какой фазе социали­зации вы находитесь.

  2. Какие особенности характеризуют ваш образ жизни, что оказывает влияние на ваше поведение?

Были ли у вас периоды изменения взглядов на отдельные сто­роны жизни, события? Под влиянием каких обстоятельств они происходили?

  1. Что и кто оказывает заметное влияние на ваши поступки?

  2. Назовите яркие черты вашей личности.

  3. Какие черты личности вам хотелось бы сформировать у себя?



Главная идея этого разговора должна завершиться мыслью о том, что обучение жизни происходит всю жизнь и только в реаль­ных жизненных условиях.

2. Особую роль в жизни человека играет воспитание — целе­направленный процесс формирования определенных культур­ных черт человека. Однако воспитание может носить и стихий­ный характер. В таком случае оно происходит неосознанно через подражание образцам поведения других людей. В чем заключа­ется смысл народной мудрости: «С кем поведешься, от того и на­берешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»?

Психологи совместно с медиками доказали, что в жизни людей есть особые временные промежутки, когда происходит очень быстрое и легкое формирование определенных качеств личности, обучение конкретным видам деятельности и т. д. Такой период называют сенситивными зонами развития человека. Человек должен хорошо об этом знать, ибо, пропуская такой период, он подвергает себя на большие трудности в освоении нового в дальнейшем.

Например:

— сенситивная зона формирования речи — до 3-летнего воз­раста человека;

— сенситивная зона формирования пластики движений для занятий художественной гимнастикой — 6—8 лет;

« — лыжного спорта — 18—19 лет;

« — математики — до 10 лет и т.д.


В данной схеме показаны формы, в которых выражается вос­питание.

Процесс воспитания изучали еще наши далекие предки. Обо­значив эту идею, учитель предлагает ребятам для самостоятель­ного анализа идеи и практические советы о воспитании извест­ных педагогов и общественных деятелей.
Ученики должны разъяснить:

  1. Как должно происходить воспитание, по мнению автора?

  2. Согласны ли вы с такой концепцией воспитания?

  3. Почему, на ваш взгляд, целенаправленный процесс воздей­ствия на личность в виде ее воспитания наталкивается порой на противодействие, вызывает негативную реакцию?


Карточка 1.

Ян Амос Коменский (1592—1670) — выдающийся чеш­ский философ и ученый, педагог. Он считал, что в форми­ровании личности принимают участие особые закономер­ности, связанные с законами природы. По его мнению, воспитанник должен быть самостоятелен в освоении мира.

Из книги «Великая дидактика» (1657г.):

«Формирование человека легче всего происходит в ран­нем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить... Человек и дерево сходны. Ведь плодонос­ное дерево (яблоня, груша) хотя и может произрастать пре­доставленное самому себе, но, как дикое растение, прине­сет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал. Хотя человек сам приобретает свой об­раз, без дополнительной прививки черенков мудрости, нравственности, благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым...

В человеке первые впечатления устойчивы, было бы чу­дом, если бы они изменились. В детском возрасте все по­буждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививается. Если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний...

Подростки — это молодые люди, вышедшие из детства, но все еще не достигшие полного роста, рассудительности и развития сил. Здесь должен тщательнее всего разви­ваться разум...»
Карточка 2.

Джон Локк(1632 — 1704) — английский философ, педа­гог. Он настаивал на практической направленности обуче­ния, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности. На первый план выдвигались идеи воспита­ния нравственных качеств.

Из книги «Мысли о воспитании» (1693г.): «Счастье или несчастье человека большей частью явля­ется делом его собственных рук. Тот, чей дух — неразум­ный руководитель, никогда не найдет правильного пути, а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в со­стоянии продвигаться вперед по этому пути.

Кто ставит своей целью управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих ро­дителей.

Если детей держать в строгости с самого начала, то они будут послушны и спокойно подчинятся строгостям, как будто никогда не знали другого обращения. По мере того, как они будут подрастать и подрастут настолько, чтобы руководствоваться своим разумом, строгость управления будет мало-помалу смягчаться, обращение отца будет становиться все более мягким и расстояние между ним и детьми уменьшится, но его прежняя строгость только усилит их любовь.

Метод воздействия розгой, побоями является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания… Дети, которым нравились те или другие вещи, начинают их ненавидеть, видя, что из-за этих вещей они подвергаются побоям и мучениям! С другой стороны, нужно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся.

Детей нельзя учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все усваивать путем необходимой практики, приурочивая это к каждому подходящему случаю, или сами создавайте эти случаи».

Карточка 3.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) — известный писатель, философ. Он считал, что общество оказывает огромное воздействие на человека. Если общество безнравственно, оно может изуродовать человека. На ребенка воздейству­ют природа, люди и общество. Природа развивает его спо­собности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, а предметы и явления обогащают опыт. Лишь к 25 годам че­ловек накапливает жизненный опыт и может стать полно­правным членом общества.

Из книги «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.):

«В 13 лет силы ребенка развиваются гораздо быстрее потребностей... Это самое драгоценное время жизни — время, которое приходит только раз... Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным...

Ребенком нужно руководить, но руководить очень уме­ло, незаметным для него образом. Если он ошибается, ос­тавьте его в покое, не исправляйте ошибок, ждите молча, пока он сам не будет в состоянии увидеть их и исправить...

Облекайте все ваши уроки молодым людям в форму по­ступков, а не речей. Пусть они не учат по книгам того, чему может научить их опыт».

Приведите конкретные примеры проявления воспитания со стороны родителей, учителей, близких людей. В каких формах это проявлялось? Вызывало ли оно сопротивление с вашей стороны? Почему?
3. Беседа о проблеме воспитания плавно переходит в рассмо­трение вопроса о противоречиях воспитательного процесса. Как преодолеть противоречия в следующих ситуациях.
Проблема 1.

К 9 классу Иванов Коля стал очень плохо учиться. Ему не хо­телось тратить время на выполнение домашних заданий. Исчез интерес ко многим школьным предметам, увеличилось количе­ство прогулов в школе. У учителей возникло негативное отноше­ние к двоечнику. Родители попытались предпринять жесткие меры, однако реакция оказалась обратной ожидаемой. Сын кон­статировал, что образованные родители не смогли добиться успе­хов в жизни и обеспечить себя материально. В отношениях меж­ду сыном и родителями возник конфликт.
Проблема 2.

Николаев Константин рос в довольно богатой семье. С самого детства родители выполняли любые его капризы.

Однако вскоре в семье произошел кризис. Организация, ко­торую возглавлял отец, потерпела крах, родители Константи­на разорились. Увидев, что теперь они не смогут ничем помочь сыну, он решает чем-то заняться сам. Но, выросший в теплич­ных условиях, парень оказывается неспособным ни на какие самостоятельные шаги. Он впадает в депрессию и пытается уй­ти из жизни. С родителями возникают многочисленные кон­фликты.
Пытаясь найти выходы из возникших проблем, ребята долж­ны представить себя в роли различных сторон воспитательного процесса, разъяснив такие понятия, как воспитание детей взрос­лыми и воспитание взрослых детьми. Чем различаются эти про­цессы между собой? Почему?
В конце урока подводятся итоги. (В процессе жизни человек усваивает культурные нормы, осваивает социальные роли. При этом большую роль играет воспитание, носящее как целена­правленный, так и стихийный характер.) Ученикам предлагает­ся провести исследование, результаты которого нужно офор­мить в таблицу.

Кто воспитывает?

Основные формы воспи­тания

Обнаруженные недостатки

Противоречия,

реакция на воспитание

1. Родители
2. Учителя
3. Окружающие











Почему процесс воспитания столь важен для человека? Что общего у воспитания с различными видами трудовой дея­тельности?

Чем различаются такие понятия, как воспитание, наставле­ния, убеждения?

Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к теме. Те задания, которые носят исследовательский характер (№ 3, 4, 7, 8), целесообразно индиви­дуализировать и предложить для выполнения либо группам ре­бят, либо конкретным ученикам. Учитывая, что некоторые аспек­ты задания могут носить конфиденциальный характер, выводы по результатам исследования можно представить в обобщенном виде. Практикум к § 7 из печатной тетради Хромовой.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания в 8-х классах iconУрок-презентацию в 7 классах по теме: «Социальная среда подростка»
Фигурина Н. Н., учитель истории и обществознания, провела урок-презентацию в 7 классах по теме: «Социальная среда подростка»
Урок обществознания в 8-х классах iconРабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила...
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы....
Урок обществознания в 8-х классах iconУрок 17 50 18 35 6 урок 18 45 19 20 1 смена 2 смена 55 ч40 40 • 25...
Начальник мку «Управление образования Администрации Таштагольского муниципального района» Е. А. Голощапов
Урок обществознания в 8-х классах iconРазвитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках...

Урок обществознания в 8-х классах iconДекада правовых знаний
Ойдет много интересных мероприятий, направленных на повышение правовой культуры учащихся. В этом году много мероприятий посвящено...
Урок обществознания в 8-х классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок геометрии «Решение геометрических задач 4 урок 11. 30-12. 15 Симонова Л. В. 7 Урок обществознания «Права человека»
Урок обществознания в 8-х классах iconМку отдел образования администрации
Дружба в жизни старших и младших членов семьи 3-4 класса. Урок мужества, посвящённый битве на Курской дуге 5-7 классы. Урок мужества,...
Урок обществознания в 8-х классах iconРабочая программа по обществознанию в 8, 9 классах учитель
Настоящий курс Обществознания предназначен для учащихся, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Урок обществознания в 8-х классах iconУрок в занковских классах
Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных
Урок обществознания в 8-х классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итоги входного контроля по математике в 5-х, 8а, 10а классах, по физике в 7-х классах, по природоведению в 5-х классах, по химии...
Урок обществознания в 8-х классах iconУрок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8»
Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» г. Энгельса Саратовской области
Урок обществознания в 8-х классах iconУрок-путешествие, урок-игру. На тему: «Состав чисел 6 и Вычитание из 6, из »
Особенно это касается учителя начальных классов, т к в начальных классах уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-исследования и другие...
Урок обществознания в 8-х классах iconОтчет по мо «Технология-искусство»
В состав мо входит 5 учителей. По технологии работают Шифрина Н. Л. в 5 «А», 5 «Б»,5 «В»,6 «А», 6 «Б», 6 «В», 7 «А»,7 «Б», 8 «А»,...
Урок обществознания в 8-х классах iconУрок №5 «познай самого себя» урок разработан Медведевой С. Е. учителем...
Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 6 класс под редакцией Л. Н....
Урок обществознания в 8-х классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока: урок обществознания в 9 классе, пятый урок в разделе «Человек и его права»
Урок обществознания в 8-х классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Политология» в 10 классе, «Право» в 10-11 классах, и по географии: «Коммерческая география России», «Углубленный курс географии»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск