Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы « Изобразительное искусство» Б.М.Неменского (изд.Ассоциация 21 век 2012) и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Общая характеристика учебного предмета
В основу программы положены идеи и положения ФГОС НОО, и Концепции духовнравственного развития и воспитания гражданина России. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, направленным на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут школьникам при освоении смежных дисциплин и станут основой дальнейшего отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Деятельностный и проблемный подходы предполагают экспериментирование с разными художественными материалами, понимание их свойств и возможностей использования для создания выразительного образа. Разнообразие используемых материалов поддерживает интерес к художественному творчеству.
Предполагаемые формы организации учебного процесса: индивидуальная и коллективная деятельность (урок), создание групповых проектов, экскурсии, участие в обсуждении содержания и выразительных средств изобразительного искусства, выражение своего отношения.
Авторская программа Неменского дополняется
Посещением выставок работ художников города Череповца, знакомством с творчеством художников-земляков
Экскурсиями в школу искусств , дом детского творчества с целью ознакомления с культурными традициями родного края
Экскурсиями в городской музей.
Цели курса:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа за год, 136 часов за курс начальной школы с 1-4 класс.
Описание ценностных ориентиров
При изучении предмета необходимо делать акцент на гуманистической составляющей искусства, на таких категориях как добро, прекрасное, красота и гармония, истина, гражданственность и патриотизм, ценность природы и человеческой жизни, воспитывать толерантное отношение к иным культурам. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Формирование ключевых компетенций.
В содержании образования по изобразительному искусству учитывается направленность на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков по предмету и способов самостоятельной творческой деятельности, т.е. ключевых компетенций.
В результате освоения содержания основного общего образования по изобразительному искусству у учащихся формируются следующие УУД:
Познавательные:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);
определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы;
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям;
творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;
самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;
коммуникативные:
адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание;
умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге;
выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;
аргументация своего мнения;
сотрудничество в группе при создании коллективных творческих проектов;
принятие на себя многопозиционных ролей (зрителя, слушателя, художника, критика и т.п.)
регулятивные:
постановка цели, обдумывание художественного замысла, выбор материалов и средств
умение организовать рабочее место и процесс создания творческого продукта
оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей
умение осуществлять корректировку своих действий
Метапредметные результаты обеспечиваются межпредметными связями и выражаются в
Умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
Желании общаться с искусством
Активном использовании языка изобразительного искусства для освоения содержания других предметов (литературы, русского языка, окружающего мира…)
Обогащении ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием
Формировании мотивации и умений организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для достижения результата.
Формировании способности оценивать результаты своей деятельности и деятельности других.
Предметные результаты
По разделу «восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Выпускник научится:
Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними
Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику
Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу, различать и передавать эмоциональные состояния и своё отношение средствами художественного языка
Узнавать, воспринимать, описывать и оценивать шедевры мирового искусства
Называть ведущие музеи России и художественные музеи своего региона
Выпускник получит возможность научиться:
Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты знакомых произведений
Видеть проявления художественной культуры вокруг себя
Высказывать суждения о художественных произведениях
По разделу «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
Создавать простые композиции на заданную тему
Использовать выразительные средства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру, и различные художественные материалы
Различать основные и составные цвета, тёплые и холодные тона
Создавать образ человека, передавать пропорции, характерные черты внешнего облика
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать предметы различной формы
Использовать декоративные элементы, геометрические и растительные узоры для украшения изделий, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов.
Выпускник получит возможность:
Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры и т.д., передавать эмоциональные состояния
Моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы
Выполнять простые рисунки и композиции, используя компьютерную программу Paint.
По разделу «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Выпускник научится
Осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной деятельности
Выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образов
Решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, известные способы действия
Передавать характер объекта, выражать своё отношение
Выпускник получит возможность
Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие объектов
Понимать и передавать в работе разницу представлений о красоте в разных культурах
Проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям
Изображать различные композиции, выражая в них своё мнение
Участвовать в коллективных работах
Содержание учебного курса
1 класс
Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения - 10 ч.
Знакомство с мастером украшения - 8 ч.
Ты строишь. Знакомство с мастером постройки - 8 ч.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают
друг другу. – 7 ч.
2 класс
Чем и как работают художники. – 8 ч.
Реальность и фантазия. Ты изображаешь, украшаешь,
строишь. – 7 ч.
О чём говорит искусство. – 8 ч.
Как говорит искусство - 11 ч.
3 класс
Искусство в твоём доме - 8 ч.
Искусство на улицах твоего города - 7 ч.
Художник и зрелище - 7 ч.
Художник и музей - 12 ч.
4 класс
Искусство твоего народа - 11 ч.
Искусство народов разных стран - 5 ч.
Каждый народ – художник - 12 ч.
Представление народов о духовной красоте человека - 6 ч.
ИТОГО: 135 часов
1 класс
Содержание курса
№п/п
| Раздел
| Кол-во часов
| Планируемые результаты
| Опыт художественно-творческой деятельности
| 1.
| Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
| 11
| Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюр морт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоратив но прикладного искусства. Создание моделей предметов быто вого окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализа ции собственного замысла в рисунке, аппликации, художест венном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, худо жественном конструировании) с помощью цвета, компо зиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.
Использование в индивидуальной и коллективной деятель ности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобрази тельного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительныхсредств произведений изобразительного искусства.
| 2.
| Знакомство с Мастером Украшения.
| 8
| 3.
| Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
| 8
| 4.
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
| 6
|
| Итого
| 33час.
| |