Скачать 0.59 Mb.
|
Пояснительная записка. Модифицированная программа «Изобразительное искусство» для 5-8 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработанна на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011. Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной. Задачами курса являются: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьника; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал. В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности. Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма. Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры. Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Учебно-методическое обеспечение Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., № 822) (сайт htt://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html) Учебники
Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Пособие для учителей
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса ИЗО. Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека». 6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты. Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.) Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.) Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный). Последняя четверть посвящается изучению синтетическим искусствам, знакомству с новыми визуально-техническими средствами: фотография, кинематограф, телевидение, компьютерная графика. Расширяется зона визуально-зрелищной культуры и приобретаются практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: - воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач; - умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения; - освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности); - воспитание уважения к истории культуры Отечества; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.); - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4 - осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Ожидаемые результаты и способы их проверки: Задачи художественного развития учащихся в 5 классе: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве: - дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся; - понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов. - осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества. Формирование художественно-творческой активности: - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства; - учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей; - проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. Формирование художественных знаний, умений, навыков: 1 год обучения (5 класс) Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве: - формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества; - формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту; - формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран; - формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов. Формирование художественно-творческой активности личности: - учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления; - творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся. Формирование художественных знаний, умений, навыков. 2 год обучения (6 класс) Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе: Формирование художественно-творческой активности: - творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры; - творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве. Формирование художественных знаний, умений, навыков: 3 год обучения (7 класс) Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Задачи художественного развития учащихся в 8 классе 4 год обучения (8 класс) Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Проверка знаний учащихся Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Критерии оценки творческой работы Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
Формы контроля уровня обученности
Тематическое планирование 5 класс (2 часа в неделю, всего – 68 часов)
|
Содержание программы раздел I пояснительная записка (цели и задачи... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | Рабочая программа предмета Изобразительное искусство Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом... | ||
Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное... Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе осуществляется на основе Федерального перечня учебников, утвержденных... | «Сотворчество учителя и ученика как субъекта диалога на уроках словесности.» Свою педагогическую философию я выражу словами: «Уроки словесности- это уроки становления личности: сотворчество учителя, ученика... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием. Изобразительное искусство направлено в основном... | ||
Методические рекомендации по реализации национально-регионального... Нрк) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков изо 17 часов), направленное на... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы.... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Содержание входящих в умк учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной... | Сотворчество учителя, детей и родителей в социальном проекте Сотворчество учителя, учащихся и родителей, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание,... | ||
Программа история изобразительного искусства 1-4классы Зеленодольск... Программа учебного предмета разработана на основе «Изобразительное искусство» примерные образовательные программы для детских художественных... | Островская О. В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное... «Изобразительное искусство»: прогр. /Сост. Б. М. Неменский. М.: Просвещение. Программа детализирует, раскрывает и определяет общую... |