Скачать 104.22 Kb.
|
Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО Протокол № 2 от 22 сентября 2011 г. Зав. кафедрой__________И. Г. Вертилецкая Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе В «Примерном учебном плане основного общего образования» предусмотрено 35 часов для преподавания предмета «Искусство» (Музыка, ИЗО) в 8 классе. Департамент образования и науки Кемеровской области рекомендует в рамках реализации государственного образовательного стандарта на 2011-2012 учебный год ввести 1 дополнительный час в неделю национально-регионального компонента (НРК) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков ИЗО 17 часов), направленное на изучение краеведческих модулей. Федеральный компонент Базисного учебного плана (БУП) призван обеспечивать единое образовательное пространство России, устанавливать базовый минимум содержания, нормировать базовый инвариант, определять стартовые возможности получения образования. Национально-региональный компонент вариативен, он определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. Введение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня (от дошкольного учреждения до средней школы) придает образованию значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и даже хозяйственные особенности и проблемы региона, города, района. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенности исторических событий Кузбасса, музыкальной и художественной культуры народов, проживающих в регионе, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса. Национально- региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и тем программ «Искусство» (Музыка, ИЗО), где закономерности искусства получают региональное осмысление. Благодаря тому, что уроки музыки и ИЗО в 8 классе объединены в учебный предмет «Искусство», вариативным может быть и содержание национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент включает информационный материал: Музыкальная культура Кузбасса. История становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор. Профессиональное и самодеятельное творчество художников. Современное станковое и декоративно – прикладное искусство Кузбасса. Формы существования народного искусства. Развитие культуры Кузбасса. О поколениях художников Кемеровской области. Архитектурный облик городов Кемеровской области. Образы городов в произведениях художников. Исторические памятники и современный облик городов родного края. Храмы Кузбасса. Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири. Образы разных народов (русских, телеутов, шорцев, алтайцев, татар и др.) в произведениях Кузбасских художников. Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области. Визуальный материал, включающий репродукции с произведений искусств художников, фотографии видов городов, природы нашей области, фотоматериалы о местных музыкальных коллективах, исполнителях, авторах музыкальных произведений, Презентации, отражающие художественную и музыкальную культуру Кемеровской области и др. Региональный компонент по искусству на уроке может быть многоаспектным, например, интегрированные уроки по материалам музыкальной и художественной культуре Кузбасса (как профессиональной, так и любительской), фольклора, бытующем в Вашем районе. Тематическое содержание программы «Искусство» (музыка, ИЗО) не исключает встречи с музыкантами, композиторами, исполнителями, ведущими мастерами и художниками, другими творческими людьми вашего города (района). Возможно посещение с обучающимися учреждений культуры (театров, музеев, выставок, школ и т.д.). Освоение НРК основано на ведущих формах общения подростков с искусством: восприятие музыки, художественных произведений, пение, пластическое интонирование, анализ и создание образа. Активизации деятельности обучающихся на уроке будут способствовать познавательно-творческие задания (графическое моделирование образа, цветовое выражение музыкальных тем, письменные работы) для восприятия музыки и ИЗО, развивающие у ребят способности чувствовать, сопереживать, размышлять через постижение музыкального и художественного образа. Введение НРК в тематическую канву программы «Искусство» (музыка, ИЗО) позволит пополнить знания, умения и навыки обучающихся дополнительной информацией, новыми музыкальными впечатлениями, возможностью творческого самовыражения. Содержание на основе использования различных форм общения с искусством, обращение к региональному компоненту в области искусства, его разумно организованное изучение, может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения. Эффективность реализации национально-регионального компонента в области искусства напрямую зависит от наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования выпустил в 2010 году учебно-методическое пособие «Музыкальная культура Кузбасса» с CD- диском, содержащим музыку и видеоряд. «Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит обучающимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие подростков исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие. Реализуя региональный компонент по искусству, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий. Тематическое планирование для 8 класса с использованием материалов регионального компонента по программе «Искусство» [12, с. 33-46] Музыка (35 ч. из них НРК 17 ч.), Изобразительное искусство (35 ч. из них НРК 17 ч.)
Возрастание роли регионального компонента в структуре художественно-эстетических знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучение искусству, обращенное к региональному материалу, формирует бережное отношение обучающихся к национально-культурным ценностям. Главное в воспитании национального самосознания при обучении искусству состоит в том, чтобы показать, что искусство обеспечивает для каждого соотечественника возможность приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от участия в культурной жизни своей малой родины, Кузбасса. Литература
Шаталова И. Л., Новоселова В. П. методисты кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО. |
Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Методические рекомендации по реализация национально-регионального... Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе... Учебника «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. М.: Дрофа, 2010 г | Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Методические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании... В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)» М: Просвещение, 2010 г в соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта | ||
Рабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов «Искусству», на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы... | Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | ||
Искусство (изобразительное искусство) по программе В. С. Кузина. 1 класс Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» в 1 классе разработана в соответствии | Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного... |