Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе





Скачать 104.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе
Дата публикации05.07.2014
Размер104.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 2 от 22 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой__________И. Г. Вертилецкая
Методические рекомендации

по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе
В «Примерном учебном плане основного общего образования» предусмотрено 35 часов для преподавания предмета «Искусство» (Музыка, ИЗО) в 8 классе. Департамент образования и науки Кемеровской области рекомендует в рамках реализации государственного образовательного стандарта на 2011-2012 учебный год ввести 1 дополнительный час в неделю национально-регионального компонента (НРК) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков ИЗО 17 часов), направленное на изучение краеведческих модулей.

Федеральный компонент Базисного учебного плана (БУП) призван обеспечивать единое образовательное пространство России, устанавливать базовый минимум содержания, нормировать базовый инвариант, определять стартовые возможности получения образования. Национально-региональный компонент вариативен, он определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании.

Введение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня (от дошкольного учреждения до средней школы) придает образованию значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и даже хозяйственные особенности и проблемы региона, города, района. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенности исторических событий Кузбасса, музыкальной и художественной культуры народов, проживающих в регионе, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это  создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса. Национально- региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и тем программ «Искусство» (Музыка, ИЗО), где закономерности искусства получают региональное осмысление.

Благодаря тому, что уроки музыки и ИЗО в 8 классе объединены в учебный предмет «Искусство», вариативным может быть и содержание национально-регионального компонента.

Национально-региональный компонент включает информационный материал:

Музыкальная культура Кузбасса. История становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор.

Профессиональное и самодеятельное творчество художников. Современное станковое и декоративно – прикладное искусство Кузбасса.

Формы существования народного искусства. Развитие культуры Кузбасса. О поколениях художников Кемеровской области.

Архитектурный облик городов Кемеровской области. Образы городов в произведениях художников. Исторические памятники и современный облик городов родного края. Храмы Кузбасса.

Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири. Образы разных народов (русских, телеутов, шорцев, алтайцев, татар и др.) в произведениях Кузбасских художников.

Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области.

Визуальный материал, включающий репродукции с произведений искусств художников, фотографии видов городов, природы нашей области, фотоматериалы о местных музыкальных коллективах, исполнителях, авторах музыкальных произведений, Презентации, отражающие художественную и музыкальную культуру Кемеровской области и др.

Региональный компонент по искусству на уроке может быть многоаспектным, например, интегрированные уроки по материалам музыкальной и художественной культуре Кузбасса (как профессиональной, так и любительской), фольклора, бытующем в Вашем районе. Тематическое содержание программы «Искусство» (музыка, ИЗО) не исключает встречи с музыкантами, композиторами, исполнителями, ведущими мастерами и художниками, другими творческими людьми вашего города (района). Возможно посещение с обучающимися учреждений культуры (театров, музеев, выставок, школ и т.д.).

Освоение НРК основано на ведущих формах общения подростков с искусством: восприятие музыки, художественных произведений, пение, пластическое интонирование, анализ и создание образа. Активизации деятельности обучающихся на уроке будут способствовать познавательно-творческие задания (графическое моделирование образа, цветовое выражение музыкальных тем, письменные работы) для восприятия музыки и ИЗО, развивающие у ребят способности чувствовать, сопереживать, размышлять через постижение музыкального и художественного образа. Введение НРК в тематическую канву программы «Искусство» (музыка, ИЗО) позволит пополнить знания, умения и навыки обучающихся дополнительной информацией, новыми музыкальными впечатлениями, возможностью творческого самовыражения. Содержание на основе использования различных форм общения с искусством, обращение к региональному компоненту в области искусства, его разумно организованное изучение, может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Эффективность реализации национально-регионального компонента в области искусства напрямую зависит от наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования выпустил в 2010 году учебно-методическое пособие «Музыкальная культура Кузбасса» с CD- диском, содержащим музыку и видеоряд.

«Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит обучающимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие подростков исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.

Реализуя региональный компонент по искусству, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий.
Тематическое планирование для 8 класса с использованием материалов регионального компонента

по программе «Искусство» [12, с. 33-46]

Музыка (35 ч. из них НРК 17 ч.),

Изобразительное искусство (35 ч. из них НРК 17 ч.)


п/п

Тематическое планирование

Кол. час.

НРК

Примерное содержание НРК

Формы контроля

«Искусство в жизни человека и общества» (6 ч. + НРК 7 ч.)

1

Роль и место искусства в жизни человека и общества

2 ч.


Музыка: Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе. [8, с. 5-31]


Собеседование

2 ч.

ИЗО: Мир, который создает

человек. [11, с. 7-11]

Архитектурный облик городов Кемеровской области.

[8, с. 9-21]

2

Общечеловеческие ценности искусства

1 ч.

Музыка: Государственные символы. Гимн, Флаг и Герб Кемеровской области. Достопримечательности музыкальной культуры города (района). [8, с. 53-58]

Собеседование

3

Первобытное искусство

1 ч.

1 ч.

Музыка: Старинные обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе и их роль в жизни человека

Музыкальный фольклор. . [7, с. 24-37]

ИЗО: Музей под открытым небом «Томская писаница»

[3, 3 ]


Собеседование, Защита

творческих (исследовательских) проектов по искусству с использованием средств ИКТ

Искусство Средневековья (4 ч.)

Искусство эпохи Возрождения (4 ч.)

Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в. (6 ч. + НРК 8 ч.)

4

Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

2 ч.

2 ч.

Музыка: Музыкальные произведения известных композиторов в исполнении современных коллективов области (по выбору педагога). [8,CD-диск]
ИЗО: Развитие культуры Сибири и Кузбасса

[10, с. 12-16]

Собеседование

5

Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства

2 ч.

2 ч.

Музыка: Композиторы Кузбасса. Творчество уникальных коллективов области (Школьный хор народных инструментов пос. Мундыбаш, Академический хор Кемеровского государственного университета и т.д.) [8, с. 80-89]
ИЗО: Художники Кузбасса

[10, с. 16-24]

Собеседование

Искусство Народов России (9 ч. + НРК 8 ч.)

6

Основные особенности искусства народов России

2-3 ч.
2-1ч.

Музыка: музыкальные традиции народов Кемеровской области. Фольклор и его способность отражать жизнь человека. Воззрения и идеалы народа. Духовная (храмовая ) музыка.

[7, с. 24-37]

[8, с. 79-80]

Защита

творческих (исследовательских) проектов по искусству с использованием средств ИКТ

2 ч.

2 ч.

ИЗО: Материальная и духовная культура, народов Кемеровской области [2, 3]

Образы разных народов (телеуты, шорцы, алтайцы, татары и др.) в произведениях Кузбасских художников. [2, 8]

Искусство XX в. (6 ч. + НРК 11 ч.)

7

Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства

3 ч.

Музыка: Филармония-центр музыкальной жизни Кузбасса.

Инструментальные и хоровые коллективы филармонии и других учреждений культуры:

Симфонический оркестр, Оркестр народных инструментов, камерный хор, и т.д. Творческая деятельность коллективов: разнообразие исполняемого репертуара. Прослушивание произведений в исполнении некоторых коллективов по выбору педагога. Анализ образов искусства (музыкального) разных эпох в исполнении современных коллективов.

[8, с. 64-79]


Защита

творческих (исследовательских) проектов по искусству с использованием средств ИКТ

2 ч.



ИЗО: Встреча с ведущими мастерами и художниками, определяющими направление современных путей развития того или иного вида и жанра изобразительного искусства. Экскурсия в музей изобразительного искусства. Обсуждение посещаемых выставок.

8

Новаторство в области изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, музыки, театра, кино

2 ч.

Музыка: Джаз-клуб «Геликон», деятельность губернаторского культурного центра «Юные дарования Кузбасса», творчество местных музыкальных коллективов, сольных исполнителей, композиторов города (района)

[8, с.61-64, ]



Собеседование

Защита проектов

4 ч.

ИЗО: Роль архитектурного

дизайна в формировании

городской среды [11, с. 117-119

4, с.57-60]

Живое пространство города.

Город, микрорайон, улица [11,

с. 111- 115. 4, с.52-57]

Дизайн – средство создания пространственно – вещевой

среды интерьера . [11, с. 121-

125. 4, с.60-64]

Природа и архитектура.

Организация архитектурно – ландшафтного пространства

[10, с. 127-131. 4, с.64-70]

Мой дом – мой образ жизни.

Функционально-архитектурная планировка дома [11, с. 139-142

4, с.73-76]

Мода, культура и ты [11, с. 155-157

4, с.85-89]


Анализ проектов

Итого:

34ч.








Возрастание роли регионального компонента в структуре художественно-эстетических знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучение искусству, обращенное к региональному материалу, формирует бережное отношение обучающихся к национально-культурным ценностям. Главное в воспитании национального самосознания при обучении искусству состоит в том, чтобы показать, что искусство обеспечивает для каждого соотечественника возможность приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от участия в культурной жизни своей малой родины, Кузбасса.
Литература

  1. Вострикова, И. Н. Храмы Кузбасса [Текст] / И. Н. Вострикова. – Новокузнецк: ИПК, 2006. – 34 с.

  2. Вострикова, И. Н. Художественная Культура Кузбасса на уроках изобразительного искусства [Текст] / И. Н. Вострикова. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 94 с.

  3. Вострикова, И. Н. Чтобы этот мир не потускнел. Этюды о художниках Кузбасса [Электронный ресурс] / И. Н. Вострикова, В. С. Броздецкий, О. Л. Колпаков. Кемерово: КРИПКиПРО, 2004.

  4. Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: 7 – 8 кл.: метод. пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008 – 111 с.

  5. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: 1-9 классы: программа общеобразовательных учреждений, учебное издание / под руководством Б. М. Неменского. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. - 141 с.

  6. Кемеровская роспись по металлу. [Электронный ресурс DVD] Учебный фильм (0:25)

  7. Музыкальная культура Кузбасса [Текст]: методическое пособие /сост. Л.В.Фибих, И.П. Холкина. И. Л. Шаталова. Н.А. Левченко – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 1993. -62с.

  8. Музыкальная культура Кузбасса [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. О. В. Гусева, Н. П. Сокольникова, И. Л. Шаталова, - 2-е изд., перераб. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 101 с.

  9. Новоселова, В. П. Региональный компонент в преподавании изобразительного искусства [Текст] / В. П. Новосёлова, И. Н. Вострикова, Н. В. Грачева и др. – Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ, 1994. – 34 с.

  10. Новоселова, В. П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного искусства [Текст] / В. П. Новосёлова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. – 48 с.

  11. Оленич, Л. В. Современное изобразительное искусство Кузбасса [Текст] / Л. В. Оленич. – Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ, 1994. – 26 с.

  12. Питерских, А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека [Текст]: учеб. Для 7 – 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.: ил.

  13. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  14. Сергеева Г. П. Искусство. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.: ил.



Шаталова И. Л., Новоселова В. П. методисты кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconМетодические рекомендации по реализация национально-регионального...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе...
Учебника «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. М.: Дрофа, 2010 г
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании...
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)»
М: Просвещение, 2010 г в соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по курсу «Искусство» (Музыка и изо) для 8-9 классов
«Искусству», на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо)
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconИскусство (изобразительное искусство) по программе В. С. Кузина. 1 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» в 1 классе разработана в соответствии
Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа)
М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск