Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа)





Скачать 204.94 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа)
Дата публикации17.09.2014
Размер204.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее – Программа) составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». – 6-е издание - М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи, решаемые при реализации Рабочей программы:

- формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства; воспитание интереса и любви к искусству.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год.

Количество проверочных работ – 4.

Для реализации программного содержания используются:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: учебник для 4 кл. нач.шк./ Л.А.Неменская ; под. ред. Б.М.Неменского- М.: Просвещение, 2010.

3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред Б.М. Неменского. 1-4 классы / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005.

4. Лободина Н.В, Изобразительное искусство. Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменкой под. ред Б.М.Неменского- В.: изд-во «Учитель», 2006
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Формы И СРЕДСТВА контроля знаний, умений, навыков
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля:

  1. Проверочные работы - 4


Содержание программы:

Истоки искусства твоего народа (8 ч)

Пейзаж родной земли.

Образ традиционного русского дома.

Украшения деревянных построек и их значение.

Деревня – деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники.

Древние города твоей земли (7 ч)

Древнерусский город – крепость.

Древние соборы. Древний город и его жители.

Древнерусские воины – защитники.

Древние города Русской земли. Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ – художник (11 ч)

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (9 ч)

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание – великая тема искусства.

Герои, борцы, защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно – прикладные и народные формы искусства;

- развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности;

- развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных материалов: акварель, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме.

Календарно-тематическое планирование

С определением основных видов учебной деятельности обучающихся




п/п


Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности

ученика

Примеча

ние




Истоки искусства твоего народа

8












Пейзаж родной земли Изображение пейзажа родной земли


06.09

Умение смешивать краски. Повторение правил работы с акварелью. Выполнение рисунка на тему






Образ традиционного русского дома (избы)



13.09

Знакомство с традиционным русским домом. Смешивание красок. Правила работы с акварелью. Передача настроения в творческой работе.






Украшение деревянных построек.



20.09

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке






Деревня - деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, амбары, колодцы




27.09

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке






Образ красоты человека. Изображение русской красавицы




04.10

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке






Образ русского человека (мужской образ)



11.10

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке






Воспевание труда в искусстве. Изображение трудовых процессов (пахота, сенокос, уборка урожая)




18.10

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке






Народные праздники. Рисование народного праздника «Осенняя ярмарка»

Проверочная работа по разделу «Истоки искусства твоего народа»





25.10

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке







Древние города твоей земли

7









9

Древнерусский город – крепость. Изучение конструкций и пропорций башен города




08.11

Элементарные способы выполнения рисунка по памяти и представлению.




10

Древние соборы. Знакомство с архитектурой каменного храма


15.11

Элементарные способы выполнения рисунка по памяти и представлению.




11

Древний город и его жители. Создание образа древнерусского города





22.11

Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.




12

Древнерусские воины – защитники. Изображение древнерусского воина.



29.11

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




13

Древние города Русской земли. Изображение древнерусского города



06.12

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




14

Узорочье теремов. Изображение интерьера палат терема.





13.12

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




15

Праздничный пир в теремах. Рисование по представлению

Проверочная работа по разделу «Древние города твоей земли»



20.12

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке







Каждый народ – художник

11










16

Образ художественной культуры Древней Греции. Изображение фигуры олимпийского спортсмена




27.12

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




17

Древнегреческая архитектура. Изображение греческого храма.



17.01

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




18

Древнегреческий праздник. Тематическое рисование



24.01

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




19

Образ художественной культуры Японии. Изображение

японских построек


31.01

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




20

Образ японки в национальной одежде.




07.02

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




21

Изображение природы Японии. Сравнение японской и русской пейзажной живописи




14.02

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




22

Искусство народов гор и степей. Изображение образа степной природы




21.02

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




23

Художественная культура Средней Азии. Тематическое рисование.




28.02

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




24

Образ готических городов Средневековой Европы. Тематическое рисование



07.03

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




25

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Фигуры людей в средневековых костюмах




14.03

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




26

Многообразие художественных культур в мире. Беседа. Обобщение

Проверочная работа по разделу «Каждый народ – художник»



21.03

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

Контроль знаний







Искусство объединяет народы

9












27

Все народы воспевают материнство. Рисование по представлению «Мать и дитя»

2

04.04

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




28

Все народы воспевают мудрость старости. Портрет пожилого человека


1

11.04

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




29

Сопереживание – великая тема искусства. Рисунок с драматическим сюжетом.


1


18.04

Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.




30

Герои, борцы, защитники. Эскиз памятника герою


1

25.04

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке





31

Скульптура. Памятники.


1



02.05

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

09.05.-праздничный день

32

Юность и надежда Тематическое рисование


1






Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.




33

Искусство народов мира. Тематическое рисование.


1

16.05

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке




34

Подведение итогов работы за год. Экскурсия в музей



нет


23.05

Восприятие и оценка шедевров русского и мирового искусства, многообразие материалов и сфера их использования.




35

Подведение итогов работы за год. Экскурсия в музей. Проверочная работа по разделу «Искусство объединяет народы»



1


30.05

Виды и жанры изобразительного искусства, их связь с жизнью





Содержание программы

4 класс

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (35 ч)
Истоки родного искусства (8ч)

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Гармония жилья с природой. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир. Красота природы родной земли. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Древние города нашей земли (7 ч)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки.

Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей.

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города.

Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Каждый народ — художник (11ч)

Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Поселения в горах. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал.

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.

Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.
Искусство объединяет народы (8ч)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Учебно–методические средства обучения:

Литература для учителя:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: учебник для 4 кл. нач.шк./ Л.А.Неменская ; под. ред. Б.М.Неменского- М.: Просвещение, 2010.

2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред Б.М. Неменского. 1-4 классы / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005.

4. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменкой под. ред Б.М.Неменского - В.: издательство «Учитель», 2006
Литература для учащихся и родителей:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: учебник для 4 кл. нач.шк./ Л.А.Неменская ; под. ред. Б.М.Неменского- М.: Просвещение, 2010.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Оборудование и приборы:

- компьютер

- принтер

- сканер
Учебно-практическое оборудование

  1. Краски акварельные

  2. Краски гуашевые

  3. Бумага А4

  4. Бумага цветная

  5. Фломастеры

  6. Пастель, сангина, уголь

  7. Кисти беличьи № 5, 10, 20

  8. Кисти щетина № 3, 10, 13

  9. Емкости для воды

  10. Клей

  11. Ножницы

  12. Подставка для натуры



Модели и натурный фонд

  • Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

  • Драпировки



www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.museum.ru – Портал «Музеи России»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

www.Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.

Сайты музеев:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»...
«Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе...
Учебника «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. М.: Дрофа, 2010 г
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс...
Учебник: «Изобразительное искусство. Ты изображаешь,украшаешь и строишь»Л. А. Неменская под редакцией Б. М. Неменского М. Просвещение...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее Программа) iconРабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс
Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск