Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел





Скачать 146.97 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел
Дата публикации17.12.2014
Размер146.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 2 от 22 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой ___________И. Г. Вертилецкая

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе
Общий раздел

Эффективность образовательной политики, решение задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в значительной степени определяются оптимальным соотношением федерального и национально-регионального компонентов школьного образования. Интеграция молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В этой связи включение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня (от дошкольного учреждения до средней школы) придает образованию значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и даже хозяйственные особенности и проблемы региона, города, района. Таким образом, обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Национально-региональный компонент  в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Кемеровской области каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом. Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона.

Итак, цель введения национально-регионального компонента – это  создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса.

Цели национально-регионального компонента (НРК) в историческом образовании должны строиться на следующих принципах:

  • личностной и ценностной ориентации гуманитарного образования в его региональном аспекте;

  • деятельностного подхода учащихся к поиску, анализу и обобщению информации по истории региона, формированию собственных аргументированных суждений при толерантном отношении к вариативным точкам зрения;

  • полисубъектности регионального прошлого и настоящего, равноправия субъектов региональной истории в интерпретации фактов и диалога в обмене оценочной информацией;

  • интеграции регионального историко-культурного наследия в общенациональное и мировое при объективном представлении региона в роли самостоятельного и уникального субъекта общероссийской и мировой истории;

  • многоуровнего подхода к понятию «регион», включающего в содержание НРК все типы регионального пространства;

  • непрерывности исторического образования в его региональном аспекте на протяжении всех лет школьного обучения (начальная-основная-средняя школа).

Общую целевую установку НРК исторического образования можно представить в виде трех взаимосвязанных компонентов:

  • Образовательного;

  • Воспитательного;

  • Развивающего.

Образовательные цели НРК исторического образования ориентируют на:

1. Формирование у школьников Кемеровской области в процессе непрерывного историко-обществоведческого образования целостного представления об историческом прошлом поликультурного региона в контексте мировой и общенациональной истории.

2. Подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам:

а) о культурно-историческом вкладе субъектов региональной истории в общероссийское и мировое наследие;

б) о современном состоянии региона и перспективах его развития.

Воспитательные цели НРК исторического образования предопределяют воспитание ценностно-ориентированной личности:

а) гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими;

б) способной к разностороннему самоопределению;

в) самореализации в социокультурных условиях Кемеровской области на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Россию.

Развивающие цели НРК исторического образования ориентируют на формирование познавательных умений, способствующих:

а) локализации фактов региональной истории на картах Кемеровской области, Сибири, России и мира;

б) образной реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников;

в) сопоставлению фактов региональной истории с общероссийскими и мировыми, выявлению их сходства и особенностей, объяснению причин регионального своеобразия;

г) критическому анализу источников, определению авторских суждений по поводу спорных фактов региональной истории и культуры, объяснению этих расхождений;

д) формированию собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах взаимоуважения равноправия и толерантности.

Среди основных элементов, применяемых на уроках истории в целях воспитания гражданственности через реализацию национально-регионального компонента можно отметить следующие:

  • факты местного значения, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федерального курса;

  • проявление региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций развития российского общества;

  • воспитание патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии региона;

  • становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

  • развитие умений получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональный материал.


Организационно-методический раздел

В соответствии с приказом департамента образования и науки от 16.06.2011 № 1199 в муниципальные органы управления образованием направлены для использования в работе методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год. Согласно данному приказу в рамках реализации регионального (национально-регионального) компонента в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Кемеровской области включается модуль «Краеведение» (34 часа) в рамках следующих учебных предметов:

  • география – 6 класс,

  • биология – 6 класс,

  • искусство (музыка и ИЗО) – 8 класс,

  • технология – 8 класс,

  • история – 9 класс.

Представлены следующие рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год.
Примерный учебный план

основное общее образование


Учебные предметы

Количество часов в неделю

итого

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс




Русский язык

6*

6*

4*

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика **

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ










1

2

3

История***

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)




1

1

1

1

4

География




1

2

2

2

7

Природоведение

2













2

Физика







2

2

2

6

Химия










2

2

4

Биология




1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология

2

2

2

1




7

Основы безопасности жизнедеятельности










1




1

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

ИТОГО

27

28

30

31

30

146

Региональный (национально-региональный) компонент

1

2

1

2

3

9

География****




1










1

Биология****




1










1

Искусство (Музыка и ИЗО)****










1





1

Технология****










1




1

Русский язык













1

1

История****













1

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1




1




1

3

Компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя)


4

3

4

3

3*****

17

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

32

33

35

36

36

172

Компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя)

1

0

1

0

0

2

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

29

30

32

33

33

157


Примечание

* количество часов указано с учетом часов, выделенных на изучение родного языка и литературы согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889
** при изучении учебного предмета «Математика» образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов на изучение тем алгебры и геометрии (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «Математика»)
*** при изучении учебного предмета «История» образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов на изучение разделов курса: «Всеобщая история» и «История России» (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «История»)
**** указанные часы рекомендуется использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента
***** не менее 2 часов компонента образовательного учреждения рекомендуется направить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся
Учитывая данные рекомендации и особенности школьного курса «История» (история XX века, 9 класс) предлагаем организовать изучение модуля «Краеведение» (в рамках учебного предмета «История») следующим образом:

1 вариант. Организовать изучение в качестве самостоятельного учебного предмета, например, «История Кузбасса», «История родного края» и т.п. Для этого необходимо составить рабочую программу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода документам.

Реализуя региональный компонент по истории, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий.
Примерное учебно-тематическое планирование по

предмету «История Кузбасса» 9 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы контроля

1

Кузнецкий край с древнейших времён до присоединения к Русскому государству

4

Тест

Реферат

2

Присоединение Кузнецкой земли к Русскому государству и ее освоение

3

Тест

3

Открытие и использование природных богатств Кузбасса в XVIII–XIX вв.

3

Доклад

Реферат

4

Экономическое и социо-культурное развитие Кузбасса XIX – начале XX вв.

3

Тест

5

Политическое и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927 гг.)

3

Устный опрос

6

Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)

3

Тест

7

Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

3

Тест

Эссе

Доклад

8

Подъём в послевоенные годы 1946-1975гг.

3

Тест

9

Кемеровская область в 1976-1989 гг.

3

Тест

10

Кузбасс в условия кризиса и перехода к рыночным отношениям 1990-1997 гг.

3

Реферат

Тест

11

Кузбасс расправляет плечи (1998 – 2010 гг.)

3

Тест

Эссе

Итого:

34


2 вариант. Можно организовать изучение модуля «Краеведение» как интегрированного курса (интегрированного с курсом «История России XX век»). Однако в данном случае необходимо обязательное соблюдение следующего условия – в 5-8 классах национально-региональный компонент включался в изучение истории, т.е. история Кузбасса с древнейших времен до конца XIX- начала XX вв. учащимися изучена. Примерное название данного интегрированного курса – «История России и Кузбасса XX век». В данном случае так же необходимо составить рабочую программу. Примерный учебно-тематический план смотри ниже.

Примерное учебно-тематическое планирование по

интегрированному курсу «История России и Кузбасса XX век» 9 класс


п/п

Наименование разделов и тем



Количество часов

Формы контроля

Всего

История России

История Кузбасса (Р/К)




1

Россия в начале XX в.

13

10

3

Тест

Реферат

2

Россия в 1917 -1927гг.

14

9

5

Тест

3

СССР в 1928 -1938 гг.

11

6

5

Доклад

Реферат

4

Великая отечественная война

7

4

3

Тест

5

СССР в 1945 – 1952 гг.

4

2

2

Реферат

Тест

6

СССР в 1953 –середина 60-х

5

3

2

Тест

7

СССР в середине 60-х – 80-х гг.

5

2

3

Тест

8

Перестройка в СССР

9

5

4

Реферат

Тест

9

Новая Россия 1991- 2008 гг.

12

5

7

Тест

Эссе

Всего:

80

46

34




Итого (включая Р/К):

80





Список литературы

Основная:

  1. История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «Скиф», 2006. – 360 с.

  2. История Кузбасса: уч. пособие для уч-ся ср. школ, ср.спец. уч. заведений и студентов вузов / отв. ред. Н. П. Шуранов. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», «Скиф», 2004. – 352 с.

  3. Шемелев В.И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права / предисл. Кушниковой М., Сергиенко В., Тогулева В. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998


Дополнительная:

  1. 55 лет Кемеровской области. Материалы научно-практической конференции Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.

  2. Актуальные проблемы аграрной истории Кузбасса XVIII–XX веков: материалы круглого стола «Крестьянство Кузбасса: Трудные дороги выживания» / отв. ред. А. Б. Коновалов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

  3. Андреев В.П. Рост городов Кузбасса в 1930-е гг. и вопросы становления городского образа жизни // Проблемы истории Кузбасса: Материалы научно-практической конференции.- Прокопьевск. 2002. С.16-19.

  4. Бедин В. Кузнецкстрой в архивных документах / В. Бедин, М. Кушникова, В. Тогулев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 544 с. .

  5. Город Кемерово в годы Великой Отечественной войны. Материалы научно-практической конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.

  6. Зинякова В.М. Общественно-политическая обстановка в Кузбассе в годы I мировой войны / Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII – начале XX в. – Кемерово, 1997, с. 44-56.

  7. Из истории Кузбасса / Кемеровский обл. краеведческий музей; отв. ред. З. Г. Карпенко. – Кемерово: Кн. изд-во, 1964.

  8. Историческая энциклопедия Кузбасса. Т. 1. – Кемерово, 1996.

  9. Кацюба Д. В. История Кузбасса: краеведческое пособие для учащихся 7-10 классов. 4-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1983. – 192 с.

  10. Конюхов И. С. Кузнецкая летопись / под ред. Ю. В. Ширина. – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1995. – 184 с.

  11. Кузнецкая старина: [межмузейный сборник]. Вып. 1 : История и памятники Южной Сибири и Кузнецкого края / отв. редактор Д. Я. Резун. - Новокузнецк, 1993.

  12. Сибирь в период гражданской войны: Учебное пособие./ сост. С.П. Звягин. - Кемерово, 1995.

  13. Тулеев А.Г. Кузбасс, Сибирь, Россия... (Губернаторская пятилетка, 1997-2002 годы). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

  14. Усков И.Ю. Кемерово. Формирование территории и населения областного центра. – Кемерово, 2001.

  15. Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Кемерово, 2000.


Турнаев К.А., методист, старший преподаватель кафедры гуманитарно-художественных и эстетических дисциплин КРИПКиПРО.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconТема: «Реализация национально- регионального компонента на уроках географии»
Под национально-региональным компонентом (далее нрк) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального...
Нрк) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков изо 17 часов), направленное на...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconНеобходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconЮго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconСодержани е
Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconПояснительная записка статус программы
Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена...
В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconРабочая программа по истории для 6 класса учителя истории и обществознания
«История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»Пчелова...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconПояснительная записка Тематическое планирование по предмету «Окружающий...
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир и обж» составлено на основе государственной программы с учетом национально...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconМосковский государственный гуманитарный
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconКонспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор...
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconПрограмма учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от )
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconЗакон РФ об охране труда
Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам национально-регионального компонента, преподается...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconТемы по самообразованию мо учителей «образование и здоровье»
...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconПрограмма учебной дисциплины национально-регионального (вузовского)...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел iconРабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания
«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса «История России с древнейших...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск