Скачать 146.97 Kb.
|
Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО Протокол № 2 от 22 сентября 2011 г. Зав. кафедрой ___________И. Г. Вертилецкая Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе Общий раздел Эффективность образовательной политики, решение задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения в многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, в значительной степени определяются оптимальным соотношением федерального и национально-регионального компонентов школьного образования. Интеграция молодого человека в существующую государственную целостность, осознание себя гражданином нашей страны возможно на основе знания богатого исторического и культурного наследия народов России. Понимание исторических корней и традиций народов нашей страны помогает учащимся строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. В этой связи включение национально-регионального компонента в учебный план образовательного учреждения любого уровня (от дошкольного учреждения до средней школы) придает образованию значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные и даже хозяйственные особенности и проблемы региона, города, района. Таким образом, обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения. Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Кемеровской области каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом. Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Итак, цель введения национально-регионального компонента – это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса. Цели национально-регионального компонента (НРК) в историческом образовании должны строиться на следующих принципах:
Общую целевую установку НРК исторического образования можно представить в виде трех взаимосвязанных компонентов:
Образовательные цели НРК исторического образования ориентируют на: 1. Формирование у школьников Кемеровской области в процессе непрерывного историко-обществоведческого образования целостного представления об историческом прошлом поликультурного региона в контексте мировой и общенациональной истории. 2. Подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам: а) о культурно-историческом вкладе субъектов региональной истории в общероссийское и мировое наследие; б) о современном состоянии региона и перспективах его развития. Воспитательные цели НРК исторического образования предопределяют воспитание ценностно-ориентированной личности: а) гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; б) способной к разностороннему самоопределению; в) самореализации в социокультурных условиях Кемеровской области на основе идей гуманизма, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Россию. Развивающие цели НРК исторического образования ориентируют на формирование познавательных умений, способствующих: а) локализации фактов региональной истории на картах Кемеровской области, Сибири, России и мира; б) образной реконструкции прошлого «малой родины» на основе разных видов источников; в) сопоставлению фактов региональной истории с общероссийскими и мировыми, выявлению их сходства и особенностей, объяснению причин регионального своеобразия; г) критическому анализу источников, определению авторских суждений по поводу спорных фактов региональной истории и культуры, объяснению этих расхождений; д) формированию собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах взаимоуважения равноправия и толерантности. Среди основных элементов, применяемых на уроках истории в целях воспитания гражданственности через реализацию национально-регионального компонента можно отметить следующие:
Организационно-методический раздел В соответствии с приказом департамента образования и науки от 16.06.2011 № 1199 в муниципальные органы управления образованием направлены для использования в работе методические рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год. Согласно данному приказу в рамках реализации регионального (национально-регионального) компонента в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Кемеровской области включается модуль «Краеведение» (34 часа) в рамках следующих учебных предметов:
Представлены следующие рекомендации по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год. Примерный учебный план основное общее образование
Примечание * количество часов указано с учетом часов, выделенных на изучение родного языка и литературы согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 ** при изучении учебного предмета «Математика» образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов на изучение тем алгебры и геометрии (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «Математика») *** при изучении учебного предмета «История» образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов на изучение разделов курса: «Всеобщая история» и «История России» (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «История») **** указанные часы рекомендуется использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента ***** не менее 2 часов компонента образовательного учреждения рекомендуется направить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся Учитывая данные рекомендации и особенности школьного курса «История» (история XX века, 9 класс) предлагаем организовать изучение модуля «Краеведение» (в рамках учебного предмета «История») следующим образом: 1 вариант. Организовать изучение в качестве самостоятельного учебного предмета, например, «История Кузбасса», «История родного края» и т.п. Для этого необходимо составить рабочую программу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода документам. Реализуя региональный компонент по истории, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий. Примерное учебно-тематическое планирование по предмету «История Кузбасса» – 9 класс
2 вариант. Можно организовать изучение модуля «Краеведение» как интегрированного курса (интегрированного с курсом «История России XX век»). Однако в данном случае необходимо обязательное соблюдение следующего условия – в 5-8 классах национально-региональный компонент включался в изучение истории, т.е. история Кузбасса с древнейших времен до конца XIX- начала XX вв. учащимися изучена. Примерное название данного интегрированного курса – «История России и Кузбасса XX век». В данном случае так же необходимо составить рабочую программу. Примерный учебно-тематический план смотри ниже. Примерное учебно-тематическое планирование по интегрированному курсу «История России и Кузбасса XX век» – 9 класс
Список литературы Основная:
Дополнительная:
Турнаев К.А., методист, старший преподаватель кафедры гуманитарно-художественных и эстетических дисциплин КРИПКиПРО. |
Тема: «Реализация национально- регионального компонента на уроках географии» Под национально-региональным компонентом (далее нрк) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий | Методические рекомендации по реализации национально-регионального... Нрк) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков изо 17 часов), направленное на... | ||
Необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного... Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас приветствовать на игре «Счастливый случай»! | Юго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях... | ||
Содержани е Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для... | Пояснительная записка статус программы Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена... В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)... | Рабочая программа по истории для 6 класса учителя истории и обществознания «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»Пчелова... | ||
Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету «Окружающий... Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир и обж» составлено на основе государственной программы с учетом национально... | Московский государственный гуманитарный Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента | ||
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор... «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной... | Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от ) | ||
Закон РФ об охране труда Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам национально-регионального компонента, преподается... | Темы по самообразованию мо учителей «образование и здоровье» ... | ||
Программа учебной дисциплины национально-регионального (вузовского)... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Рабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса «История России с древнейших... |