Скачать 106.29 Kb.
|
Управление образования администрации города Снежинска МБОУ СОШ №117 Тема: «Реализация национально- регионального компонента на уроках географии» (доклад) Трухина Людмила Григорьевна, учитель географии, краеведения, высшей категории Март 2011 года 1 План:
2 Слайд 1, 2. Понятие НРК. Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий: - историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие Урала, Челябинской области; - региональную специфику развития. Слайд 3. Цели НРК. Изучение содержания НРК по географии в школе направлено на достижение следующих целей: - более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах «Население», «Природа», «Внутренние воды», «Климат», «Промышленность», «Агропромышленный комплекс» и отдельных элементов других разделов содержания федерального компонента на практико-ориентированном региональном материале; - обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение; - популяризация знаний современной науки на материалах своего края; - формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования; - приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края; - профориентация учащихся в области применения географических знаний в своем крае. Слайды 4, 5, 6. Задачи. В результате изучения НРК по географии учащийся должен 4.1. Знать: - специфику географического положения и административно-территориального устройства Урала и Челябинской области; - особенности природы и хозяйства своего края; - основную краеведческую географическую номенклатуру; - основные черты устройства земной поверхности своей местности; - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности. 4.2. Уметь: - объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона; 3 - анализировать влияние природных условий на деятельность человека и хозяйственной деятельности человека на природу; понимать суть экологических проблем и знать принципы регионального природопользования и охраны окружающей среды; - применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве и населении, в том числе сравнительного анализа статистических показателей в их динамике; - оценивать место и роль Урала и Челябинской области в территориальном разделении труда; - составлять картосхему территориальной структуры хозяйства, внешних экономических связей, экономико-географические характеристики форм организаций хозяйства, мероприятий по охране и преобразованию природы; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности по картам своего края, составления тематических карт и картосхем, разработки туристических маршрутов, определения местного времени; - картографических измерений (определение географических координат, измерение расстояний и площадей, вычисление абсолютных высот); - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; - работы с картографическими источниками, использования географических сведений из справочников и энциклопедий. Слайд 7. Формы реализации НРК. Основными формами реализации НРК в содержании географического образования являются:
При условии, что на изучение географии «Малой Родины» отводится 10-15 % учебного времени, то на ее изучение я отвожу: Слайды 8 – 13. Темы уроков в 6 – 11 классах с реализацией НРК. 6 класс – региональный компонент – 4 часа. Темы:
4
7 класс – региональный компонент – 8 часов. Темы:
8 класс – региональный компонент – 9 часов. Темы:
9 класс – региональный компонент – 8 часов. Темы:
5
10 класс – региональный компонент – 4 часа. Темы:
11 класс – региональный компонент – 4 часа. Темы:
Слайд 14. Примеры дисперсного изучения НРК. Из ранее перечисленного ясно, что изучение «Малой Родины» идет на уроках, темы которых касаются непосредственно Урала, Челябинской области, Уральского региона, но НРК изучается дисперсно и на уроках, в темах которых не звучит название нашей «Малой Родины», например: в 9 классах – тема урока: «Черная и цветная металлургия России», естественно на этом уроке я говорю о металлургии Челябинской области, о Магнитогорском металлургическом комбинате, Челябинском металлургическом заводе и т.д. Слайды 14-39. Формы реализации НРК во внеурочной деятельности. На уроках географии при изучении НРК и во внеклассной работе присутствует поисково-краеведческая и научно-исследовательская деятельность учащихся. Результатом данной работы являются написанные рефераты. Проведены экскурсии в г. Челябинский Краеведческий музей, в Ильменский заповедник, в окрестности г. Снежинска (г. Верхний Уфалей, Черемшанский никелевый карьер, Маукский мраморный карьер, на гранатовые пески озера Иткуль, в поселок Вишневогорск). Собрана 6 коллекция минералов и горных пород в окрестностях города и оформлена в кабинете географии. Подобран и оформлен материал в кабинете географии «Урал – мой край родной». Мною и моими учениками созданы презентации к урокам по изучению родного края, это: «Уникумы Урала. Ильменский заповедник. Река Чусовая. Кунгурская пещера», «Город Челябинск», «Урал», «Уральский экономический район» и другие. Наиболее оптимальным вариантом особенно в 8 – 9 классах является последовательное изучение учебного материала регионального компонента после прохождения тем в 8 классах «Урал», а в 9 классах «Уральский экономический район». Данный вариант позволяет углубить полученные знания, отработать географические понятия на локальном материале. При изучении «Малой Родины» собран большой материал о нашем городе, о людях нашего города, об окрестностях города, оформлены материалы о минералах и горных породах Урала и Челябинской области, о людях, проживающих на территории города Снежинска, об истории образования города Снежинска, о заповедниках Челябинской области, о лекарственных растениях нашего края, о реках и озерах Челябинской области, о народных промыслах Урала и Челябинской области. Проведены экскурсии в г. Челябинский Краеведческий музей, в Ильменский заповедник, в окрестности г. Снежинска (г. Верхний Уфалей, Черемшанский никелевый карьер, Маукский мраморный карьер, на гранатовые пески озера Иткуль, в поселок Вишневогорск). Собрана коллекция минералов и горных пород в окрестностях города и оформлена в кабинете географии. Подобран и оформлен материал в кабинете географии «Урал – мой край родной». Мною и моими учениками созданы презентации к урокам по изучению родного края, это: «Уникумы Урала. Ильменский заповедник. Река Чусовая. Кунгурская пещера», «Город Челябинск», «Урал», «Уральский экономический район» и другие. В настоящее время работаем над темой, собираем материал по теме «Село Воскресенское и его жители». Формы внеурочной работы:
Слайды 40-41. Список литературы. Какую учебно-методическую литературу я применяю при изучении НРК на уроках и факультативе?
7
8
Приложения. Слайды 46-76. Позвольте представить вам презентацию «Уникумы Урала». Содержание.
|
Методические рекомендации по реализация национально-регионального... Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе | Юго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях... | ||
Содержани е Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для... | Необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного... Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас приветствовать на игре «Счастливый случай»! | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена... В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)... | Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету «Окружающий... Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир и обж» составлено на основе государственной программы с учетом национально... | ||
Московский государственный гуманитарный Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента | Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от ) | ||
Закон РФ об охране труда Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам национально-регионального компонента, преподается... | Темы по самообразованию мо учителей «образование и здоровье» ... | ||
Программа учебной дисциплины национально-регионального (вузовского)... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. Г. Ахметзянова мо рт издательство «Магариф», с учетом национально-регионального компонента и учебного плана школы | ||
Пояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего... Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,... | Пояснительная записка статус программы Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая учебная разработана на основе примерной учебной программы к с учётом национально-регионального компонента стандарта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная дисциплина относится к общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам национально-регионального компонента, преподается... |