Конкурса





Скачать 197.88 Kb.
НазваниеКонкурса
Дата публикации06.09.2014
Размер197.88 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Культура > Конкурс
Название конкурса

Областной конкурс муниципальных общеобразовательных организаций Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты

на период 2014 – 2015 гг.
Номинация конкурса

Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся.
Направление конкурса

Разработка и внедрение моделей социокультурных центров на базе общеобразовательной организации (село, посёлок, городской район)
Тема

Школа – центр социокультурного и креативного развития

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

городского округа Железнодорожный





Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути. А наша школа - это островок радости, где учителя и ученики испытывают счастье от общения друг с другом. Все они чувствуют себя тут как дома: комфортно и уютно.

Звенит звонок и школа затихает. В уютных кабинетах идет вечное и в то же время для каждого первое постижение мира во всех его проявлениях. Кабинеты оснащены всем необходимым, чтобы процесс открытия мира шел наиболее плодотворно, был привлекательным, принося радость приобщения к неведомым тайнам и чувство гордости за свои успехи.

Главное для учителя – позволить каждому ребенку быть самим собой, беречь неповторимую прелесть индивидуальности, помочь раскрытию талантов. У нас замечательные учителя! Они не просто проводят уроки. Каждый старается заинтересовать своим предметом. Благодаря нашим педагогам ребята постигают самую важную науку: быть честным, добрым, умело общаться, по-настоящему дружить.

После уроков жизнь в школе продолжается. В спортивном зале дети увлеченно занимаются разными видами спорта, из актового зала доносится замечательная музыка, в кабинетах учителя проводят предметные консультации, кружковые и факультативные занятия. Таким образом, каждый ребенок в нашей школе может найти себе занятие по душе и развивать свои способности.

Без прошлого нет будущего. Связующей ниточкой между прошлым и настоящим служит школьный музей боевой и трудовой славы. Разнообразие экспозиций свидетельствует о богатом фонде музея и кропотливой работе учащихся.

Воспитание приносит плоды лишь тогда, когда школа и семья видят друг в друге союзников. Родители часто приходят в школу, и не только на родительские собрания. Они помогают проводить экскурсии, походы на природу, концерты, конкурсы.

Очень часто в нашей школе можно встретить учителей из других школ города и региона. Мы щедро делимся с коллегами своим богатым опытом на открытых уроках и семинарах.

Помня изречение Сократа «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить», коллектив учителей старается дать каждому ученику познать свои возможности и зажечься. Наша школа – приветливый дом добра, радости и красоты. Дом, в который с желанием приходят дети.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №4

г. о. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Директор: Гвалдина Людмила Ивановна, Отличник Просвещения,

Заслуженный работник образования Московской области,

Почетный ветеран Подмосковья.

Адрес: Московская область,

г. Железнодорожный,

ул. Свободы, д. 4, стр.1

Телефоны/ факс:8(495)-527-65-73

E-mail: moysosh-4@mail.ru

Сайт: sosh4g.edusite.ru


Школе 60 лет. В настоящее время в школе ведется инновационная деятельность по направлениям: «Реализация ФГОС на основе деятельностного метода с позиций непрерывности образовательного процесса», «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья», «Повышение информационно-компьютерной компетентности учителя-предметника». На первой ступени ведется преподавание по системе «Школа 2000...» и по традиционной системе, что позволяет соблюдать принцип вариативности. Школа работает по программам кадетского образования в двух кадетских классах, является социокультурным центром микрорайона. В школе работает 26 кружков и 15 спортивных секций, музей боевой и трудовой славы. Наблюдается ежегодная положительная динамика количества победителей и призеров предметных олимпиад и творческих конкурсов. Школа является победителем городской спартакиады школьников.

Миссия: становление школы как лидера социокультурных отношений и инициатив в ближайшем социальном окружении, а также в формировании и развитии многообразия социокультурных практик для учащихся, педагогов и родителей.

Тема инновационного проекта: «Школа – центр социокультурного и креативного развития».

Основная решаемая проблема: школа в формате «школа - центр социокультурного и креативного развития», позволяет интегрировать образовательные компетенции учащихся с навыками социальной компетентности и реального действия в социальной группе или по отношению к отдельным людям. 

Цель и задачи проекта: создание и апробация модели, отражающей новую ступень развития школы в формате «Школа-центр социокультурного и креативного развития».

Основные мероприятия проекта:

  • разработка проектного замысла;

  • решение вопросов кадрового обеспечения для реализации проекта, создание творческих групп;

  • обсуждение и утверждение проекта на Методическом совете школы;

  • разработка плана, модели и содержательного компонента Проекта;

  • апробация модели «Школа-центр социокультурного и креативного развития»;

  • определение критериев эффективности Проекта;

  • презентация опыта.

Результаты и эффекты реализации проекта:

  • наличие описания модели, разработанной в рамках проекта;

  • наличие банка данных апробированных и результативных социокультурных практик в рамках проекта;

  • наличие методических рекомендаций для педагогов по интеграции образовательных компетенций учащихся с навыками социальной компетентности и реального действия в социальной группе на основе технологии деятельностного метода;

  • наличие анализа результатов реализации проекта и развития инновационной деятельности в условиях МБОУ СОШ №4;

  • презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности;

  • публикация материалов проекта.

Инновационный продукт, предлагаемый ОО к распространению

Модель школы – «Школа центр – социокультурного и креативного развития».

  1. Тема проекта: «Школа - центр социокультурного и креативного развития».

  2. Цель: Создание и апробация модели, отражающей новую ступень развития школы в формате «Школа-центр социокультурного и креативного развития».

  3. Задачи.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • становление школы - центра как площадки социальной практики учащихся, педагогов, родителей, формирование ее ценностей и организационной культуры;

  • развитие демократического уклада школьной жизни, формирование детско-взрослой событийной общности, механизмов реализации креативного потенциала педагогов, учащихся и родителей;

  • индивидуализация обучения, возможности выбора индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, вовлечение родителей в процесс планирования учебной деятельности учащегося и в ответственность за результаты обучения;

  • построение и развитие партнерских отношений с родителями и местным сообществом, создание «открытой» школы для всех участников образовательного процесса;

  • развитие информационно-пространственной среды школы;

  • создание устойчивой системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, местным сообществом, организациями культуры, науки и спорта;

  • развитие кадрового потенциала школы, создание самообучающейся организации, вовлечение в процесс саморазвития и самообразования школы всех участников образовательного процесса.

3.Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

1. Наличие описания модели, разработанной в рамках проекта.

2. Наличие банка данных апробированных и результативных социокультурных

практик в рамках проекта.

3. Наличие методических рекомендаций для педагогов по интеграции образовательных компетенций учащихся с навыками социальной компетентности и реального действия в социальной группе на основе технологии деятельностного метода.

4. Наличие анализа результатов реализации проекта и развития инновационной

деятельности в условиях МБОУ СОШ №4.

5. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной

деятельности.

6. Публикация материалов проекта.

4. Описание основной темы и актуальности ее разработки.

   Сегодня российское общество проходит через полосу сложнейших социокультурных преобразований, затрагивающих все стороны его жизнедеятельности. Особенности протекания современных модернизационных процессов и социокультурной реформации делают образование основным фактором общественного развития.

В образовательной сфере также идет самостоятельный и весьма интенсивный поиск приоритетной модели развития. Образование все в большей степени начинает рассматриваться как сфера культуры, в которой происходит изменение педагогического мышления, ценностей, способов деятельности.

   Динамика общественно-экономических процессов и образовательной политики выдвигает новые требования к образовательным учреждениям. Эти требования обязывают реагировать на изменения внешней среды, своевременно и грамотно вносить изменения в образовательные процессы своей системы.

Появление разных типов и видов образовательных учреждений означает рождение новых организационных культур. В таких условиях каждая школа ищет свой путь, свою миссию, вырабатывает свою философию, а, значит, и свою неповторимую организационную культуру. Отношение школы к организационной культуре в настоящее время оказывается определяющим, фундаментальным и дает основание для анализа образовательного процесса с совершенно новых позиций. При анализе главным является выявление возможностей для создания уникальной, сугубо индивидуальной, системы норм, обычаев, традиций, стилей поведения, а также способов деятельности, которые бытуют в школе. Это сложившийся школьный порядок, характер взаимоотношений и общения участников образовательного процесса.

Для того, чтобы школа стала территорией школьного прогресса, необходимо новое культурное обустройство жизнедеятельности образовательного учреждения, основание которого опирается на духовно-нравственные и социокультурные ценности.

Анализ работы МБОУ СОШ №4, как социокультурного центра показывает эффективность этого направления в формировании достижений личностью в области духовной культуры и определенных социальных результатов. Однако, динамика изменений в социокультурном пространстве и в образовании, как социальном институте, диктует необходимость создания такой модели образовательного учреждения, в которой должны быть:

  • интегрированные ключевые образовательные компетенции с социальными

компетентностями учащихся;

  • расширенные условия для гармонизации развития индивидуальных способностей и социально значимых качеств личности;

  • сформированная познавательная активность учащихся и креативность мышления

как основа для адаптивности и конкурентоспособности в динамично

развивающемся обществе;

  • развитая самостоятельность и критичность в принятии решений;

  • достигнутая компетентность в работе с информацией на основе современных

информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, рамки обозначенных задач определяют необходимость   перехода школы из статуса школы, как социокультурного центра, в «Школу - центр  социокультурного и креативного развития».

Переход школы из одного статуса в другой отражает логику поэтапного движения в стратегии развития образовательного учреждения и предполагает перезагрузку общих усилий в вектор «центробежных сил» на основе активного использования технологии деятельностного метода и наработки многообразия социокультурных практик.

Школа-центр предусматривает систему отношений между «постоянными» и «временными» участниками социокультурных действий в рамках значимых целей, идеалов, ценностей и становится естественной площадкой социальной практики, которая гибко обеспечивает согласование и способы совмещённого бытия множества людей, реализацию договорённостей, коррекцию поведения участников и выработку отношений к ним.

Для нас в названии «Школа - центр социокультурного и креативного развития» связка социокультурного и креативного развития принципиальна, так как мы считаем, что процесс освоения школьниками многообразия социокультурных практик интегрирует их образовательные компетенции с навыками социальной компетентности и реального действия в социальной группе или по отношению к отдельным людям. 

Гуманитарная наука и науки о человеке трактуют практики как гуманитарные технологии, получающие свое продолжение в различных типах социокультурных практик. Типологизация социокультурных практик по целевым (терминальным), ценностно-смысловым и инструментальным (средства и способы достижения цели) критериям позволяет выделить пять групп, включающих:

  • витальные и рекреационные практики, связанные с поддержанием здоровья,

телесности, красоты;

  • адаптационные, коммуникативные и др. практики, направленные на освоение

норм, правил и технологий социальных отношений, стратегий;

  • практики социализации и образовательные практики, связанные с

формированием интеллектуальных и духовных ресурсов человека, в целом - со

становлением личности и развитием его способностей к творческой

самореализации.

  • практики трудовой (профессиональной) активности, освоение которых позволяет

человеку обрести и укрепить свой социальный статус, способствует

самоутверждению личности, постижению качества профессиональной

деятельности человека, повышению его творческой активности в разных сферах

специализированной культуры (в политике, в управлении, в художественной

культуре и т.д.);

  • культурные и духовные практики, направленные на развитие креативных,

социообразующих способностей, эмоциональных и когнитивных аспектов

мировосприятия; общекультурного потенциала, его нравственных и эстетических

составляющих; удовлетворении потребностей в отдыхе и развлечениях.

Каждый из выделенных типов социокультурных практик имеет два уровня измерения: личностный и социальный.

В контексте наших задач, освоение социокультурных практик учащимися на основе технологии деятельностного метода позволяет им не только расширять социальный опыт в культуре повседневности, но и укоренить в своем самосознании ТДМ как технологию личного будущего. А это значит, что пройдя опыт социального взросления, при любых изломах социальной реальности эти дети всегда смогут реализовать себя и быть конкурентноспособными. Все это создает предпосылки для развития креативного потенциала личности учащегося.

Методологическим основанием идей перехода школы из одного статуса в другой явились:

  • концепция «Духовно-нравственного воспитания»;

  • Закон РФ «Об образовании» » от 29. 12.2012г. №273;

  • теория культурной идентичности (К. Юнг, А. Адлер, М. Мид, М.М. Бахтин, Ю.В. Бромлей, В.А. Тишков и др.);

  • теория коммуникативного действия ( Ю. Хабермас) и компетентностного подхода (А.Г. Бермус, В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, К. Скала, A.B. Хуторской, Х.У. Гумбрехт, Ж. Делор и др.);

  • теория деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) и мыследеятельностного подхода (П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко);

  • технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон и др.

Механизмом реализации предлагаемого проекта является модель. Предположительно, это модель открытого типа, которая состоит из набора модулей, объединяющих внутри себя программы, подпрограммы и планы, тематически связанные между собой. Наполнение каждого модуля может меняться в зависимости как от появления новых программ и подпрограмм, так и от завершения уже обозначенных. Количество модулей также не является жестко регламентированным.
Модуль 1. Концептуальный.


Базовый модуль, включающий:

  • идеологию развития школы на ближайшие 3года;

  • методологические основания;

  • аксеологическую (ценностную) направленность, определяющую содержание учебно-воспитательного процесса и взаимодействие всех его субъектов;

  • цель и задачи;

  • определение миссии школы - центра социокультурного и креативного

развития;

  • модель выпускника школы;

  • нормативно-правовую базу школы.





Модуль 2. Организационно – управленческий.

Модуль организационно - управленческий фокусирует:

  • управление событиями, «бытием совместно с другими» (М. Хайдеггер) и

организацию условий по реализации каждой личностью (учащиеся, педагоги, родители) многообразия социальных ролей, отношений, действий;

  • конструирование социокультурной реальности, взаимодействие прямого и

косвенного управления;

  • управление через организационную культуру;

  • использование социокультурных практик;

  • управление социокультурным пространством;

  • воздействие на ценностные ориентации и социокультурные нормы.





Модуль 3. Образовательно-культурный.

Этот модуль включает в себя все виды образовательно-культурных практик, которые возможны в рамках учебного процесса и в системе дополнительного образования. Содержательное наполнение модуля обеспечивается пакетом программ и подпрограмм: региональная программа «Дистанционное образование детей-инвалидов» в городском округе Железнодорожный», муниципальная программа «Развитие образования в городе Железнодорожном 2014-2018 годы», подпрограмма II «Общее образование», которая реализует следующие направления: развитие кадетского образования и воспитания; развитие общего образования; повышение мотивации обучающихся к учебе «Путь к успеху»; подпрограмма III «Дополнительное образование». Школьные подпрограммы:

«Одаренные дети», «Развитие кадетского образования», подпрограмма «Индивидуальный образовательный маршрут», подпрограмма «Дидактическая система формирования ценностных ориентаций в системе предметов гуманитарного цикла» и так далее.




Модуль 4. Научно- исследовательские и экспериментальные программы.

В этом модуле концентрируются все исследовательские и экспериментальные проекты школы: от экспресс - проектов до развернутых исследований, без которых невозможно движение вперед в условиях современного образования. В практику исследовательского опыта включены как преподаватели, так и учащиеся, а его содержание организовано через реализацию ряда программ таких как:

  • экспериментальная работа по внедрению технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон в учебно-воспитательный процесс школы;

  • программа ресурсного центра по информационным технологиям «Программа повышения ИКТ – компетентности учителя-предметника.;

  • опытно - экспериментальная программа «Школа креативного развития» и др.





Модуль 5. Социокультурные практики.

Это сегмент модели, который отражает реальность деятельностного освоения всеми субъектами образовательного учреждения содержательного и тематического многообразия практик: традиции, праздники, благотворительные акции, форумы, фестивали, творческие конкурсы, волонтерская деятельность по отношению к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, интернет - практики и т.д.

Структурируется реализация этого модуля через «План организации социокультурных практик».




Модуль 6. Социальное партнерство.

Социальное партнерство в условиях образовательного учреждения - это эффективный инструмент социализации учащихся.

Идеология партнерских отношений – это, прежде всего, межсубъектные взаимодействия, эффективность которых определяется общими ценностно - целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей. Социальное партнерство многообразно по содержанию и формам взаимодействия. Приведем пример апробированного социально-партнерского взаимодействия в МБОУ СОШ №4





Социальные партнёры

Сфера деятельности

Форма сотрудничества

1

Станция юных техников

дополнительное образование учащихся

договор о сотрудничестве

2

Дворец детского творчества

дополнительное образование учащихся

договор о сотрудничестве

3

Детско-юношеская спортивная школа

дополнительное образование учащихся

договор о сотрудничестве

4

Школа искусств

дополнительное образование учащихся

план совместной работы

5

Центральная городская библиотека

дополнительное образование учащихся

план совместной работы

6

Библиотека микрорайона «Керамик»

дополнительное образование учащихся

план совместной работы

7

ДК «Восход»

ДК «Кучино»

дополнительное образование учащихся

план совместной работы

8

Городское предприятие «Мособлпожспас»

кураторство кадетских классов

договор о сотрудничестве

9

Предприятие ЗАО Минвата ROCKWOOL

профориентация

план совместной работы

10

ДОУ №13; ДОУ № 35

преемственность

план совместной работы

11

Российский Государственный Гуманитарный Университет (филиал в г.Железнодорожном)

профориентация

договор о сотрудничестве

12

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

профориентация

договор о сотрудничестве

13

Государственный профессиональный колледж №90 г.Реутов

профориентация

договор о сотрудничестве

14

Муниципальное ОУ Астрономическая школа «Вега»

дополнительное образование учащихся

договор о сотрудничестве

15

Государственное профессиональное училище №7

г. Железнодорожного

профориентация

план совместной работы

16

Родители учащихся МБОУ СОШ №4

Психолого-педагогическое партнерство с родителями и семьями детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


проект «Вместе»



Модуль 7. Рефлексивно-диагностический

Это «навигатор» в определении тактики дальнейших действий в работе школы-центра социокультурного и креативного развития.

Он является индикатором качества работы, которое определяется через процедуры самообследования деятельности школы, процедуры тематического тестирования и анкетирования, диагностику и анализ мотивационных предпочтений учащихся, преподавателей, родителей, а также проведение мониторингов.



5. Этапы и сроки реализации проекта:

  • первый этап –2014 год: разработка и внедрение структурных инноваций в деятельность школы;

  • второй этап – 2015-2016 гг.: переход к устойчивой реализации новой модели организации современной образовательной среды и её содержания;

  • третий этап – 2017 г.: коррекция реализации проекта на основе мониторинга эффективности работы модели, разработка стратегии дальнейшего развития образовательного учреждения.

6. Возможные способы внедрения проектной разработки.

Выпуск информационных материалов, методических сборников, размещение информации на сайтах ОУ и органов управления образованием, организация выступлений в СМИ, проведение научно-методических семинаров и итоговой научно-практической конференции по материалам проведенного эксперимента.

  1. Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта.

Финансовое обеспечение проекта будет осуществляться из бюджетных и внебюджетных средств. Основой ресурсного обеспечения реализации проекта являются ресурсы МБОУ СОШ №4 и ресурсы социальных партнеров (правовые, управленческие, интеллектуальные, материально-технические, информационные, и др.).

  1. Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.

Сетевое взаимодействие МБОУ СОШ №4 осуществляется на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Формы сетевого взаимодействия включают: круглые столы (2 раза каждые полгода), тематические семинары (3 раза каждые полгода), конкурсы педагогического мастерства (1 раз в год), мастер-классы (2раза в триместр), научно-практические конференции (1 раз в год). Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках работы МБОУ СОШ №4 в статусе городской базовой школы по теме «Реализация ФГОС на основе деятельностного метода с позиций непрерывности образовательного процесса», «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья», в статусе городского ресурсного центра «Повышение информационно-компьютерной компетентности учителя-предметника» и в рамках участия в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа»).


  1. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет.

sosh4g.edusite.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурса iconО проведении открытого городского конкурса
Конкурса, порядок их предоставления на Конкурс, сроки проведения Конкурса и действует до завершения конкурсных мероприятий (Приложение...
Конкурса iconО проведении открытого городского конкурса эссе
Конкурса, порядок их предоставления на Конкурс, сроки проведения Конкурса и действует до завершения конкурсных мероприятий (Приложение...
Конкурса iconО проведении историко-краеведческого конкурса рефератов
Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных...
Конкурса iconКонкурс проводится в целях
Конкурса, порядок их предоставления на Конкурс, сроки проведения Конкурса и действует до завершения конкурсных мероприятий (Приложение...
Конкурса iconМетодические разработки проведения урока написания писем
Организация и проведение регионального этапа конкурса осуществляется оргкомитетом. Оргкомитет получает материалы, формирует жюри,...
Конкурса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее положение конкурса «Открытый урок информатики – 2014» (далее Конкурс) определяет цели и сроки проведения Конкурса, условия...
Конкурса iconКонкурс проводится отделом культуры администрации г. Шарыпово в рамках...
Настоящее положение о проведении городского конкурса «Летопись катэка», далее (конкурс) определяет порядок подготовки, проведения...
Конкурса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Память», родительских собраний «Родителям – о патриотическом воспитании детей и молодежи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок...
Конкурса iconПоложение о проведении школьного конкурса «Учитель года 2012»
Школьный этап конкурса «Учитель года» (далее конкурс) призван содействовать развитию педагогического мастерства, повышению престижа...
Конкурса iconКонкурса не более двух
Администрация учреждения направляет в Центр профессионального развития одну лучшую работу – победителя школьного этапа Конкурса –...
Конкурса iconПоложение регионального этапа Конкурса Учредитель Конкурса
Культурологическое – формирует ценностную систему в сфере семейного жизнеустройства
Конкурса iconГранта/конкурса
Основной целью конкурса является пропаганда маркетинга в качестве практического инструмента работы на отечественном рынке
Конкурса iconКонкурса и тема работы
Итоги Конкурса публикуются на сайте мук «цбс г. Вологды» (cbs-vologda ru) 15- 17 октября 2014 года
Конкурса iconКонкурса: Основные цели задачи конкурса
Конкурс проводится для обучающихся учреждений любого типа и вида Российской Федерации
Конкурса iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....
Конкурса iconО проведении всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор»
Учредителем всероссийского Конкурса ученических рефератов «Кругозор» является Томский государственный педагогический университет....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск