Скачать 137.88 Kb.
|
Программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» для начальной школы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Существование любого народа на земле основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее любой цивилизации. В обращении к российским гражданам в декабре 2003 года президент Российской Федерации В. В. Путин сказал, что: «...хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации». Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в одном из своих выступлений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить — добру или злу. Воспитание, образование — это не только становление ума, но и сердца. Поэтому, давая ребенку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей. Мы должны помочь детям вырасти достойными людьми, которые стремятся к совершенству, утверждают словом и делом высокие духовные идеалы». На XIII Международных Рождественских образовательных чтениях, проходивших с 23 по 29 января 2005 года в Москве, министр образования и науки А. А. Фурсенко, ссылаясь на слова Патриарха, что «сегодня нам не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую страну и великую культуру», в своем докладе заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой частью широкомасштабной деятельности Русской Православной Церкви. На современном этапе приобщение детей и молодежи к культурным традициям на основе отечественных духовных ценностей — это одна из важнейших задач российского общества и государства. Государство видит в лице Церкви важного партнера в решении задач по укреплению нравственных устоев жизни, возрождения семейных ценностей, воспитания молодежи и подрастающего поколения». Министр культуры и массовых коммуникаций профессор А. С. Соколов в своем выступлении добавил: «Сейчас как никогда необходим возврат к идеалам добра и справедливости. То есть к тем знаковым понятиям и ценностям, которые являются краеугольным камнем фундамента христианского учения, дошедшего до нас из глубины двух тысячелетий вместе с проповедью Спасителя. Приобщение людей, в первую очередь, подрастающего поколения, к многовековой традиционной культуре, к общечеловеческим ценностям, нравственному опыту народа — путь к духовному становлению общества». Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. «Вестернизация» нашей страны осуществляется не только в экономической, социальной, политической жизни, но и, прежде всего, влияет на духовно-нравственное становление будущих граждан России. Однако не все еще потеряно, школа остается пока центром воспитательной работы вместе с семьей. В Национальной доктрине образования Российской Федерации воспитание заняло вновь свое достойное место и призвано обеспечить: • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России; • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; • формирование культуры мира и межличностных отношений; • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; • воспитание здорового образа жизни; • экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе. К неотъемлемым правам человека и народа относится право на образование, обеспечивающее свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию. В соответствии с международными нормативными и законодательными документами, в частности «Конвенцией о правах ребенка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990г., детям гарантировано право получать образование, способствующее воспитанию уважения к культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной». К сожалению, эта норма международного права не нашла столь же ясного выражения в национальном законодательстве РФ. Однако, согласно ст. 15 Конституции РФ, мы в этом случае должны руководствоваться нормами международного права. Концепция национальной безопасности РФ обязывает государство обеспечить национальную безопасность Российской Федерации, включая защиту духовно-нравственного наследия, патриотических традиций и норм общественной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Введение этого курса реализует направления церковно-государственной Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006—2010 гг.) в плане восстановления духовно-нравственного компонента в системе непрерывного и дополнительного образования. Методологической основой образовательных проектов Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» служат разработки крупного специалиста в области общего образования академика РАО В. С. Леднева. Суть его воззрений и дидактических предложений состоит в следующем. Исходя из теоретических взглядов К. Д. Ушинского, он считал, что существуют шесть проекций (векторов) личностной культуры и соответственно образовательных компонентов: 1) познавательная культура (базовые учебные предметы — физика, химия, биология и др.); 2) духовно-нравственная культура (направленность личности); 3) эстетическая культура (приобщение к прекрасному); 4) коммуникативная культура (язык); 5) технологическая культура (труд); 6) физическая культура. Духовно-нравственному компоненту отводилось значительное место в дореволюционной системе воспитания и образования, и, по-видимому, не зря она носила очень точное наименование «просвещение», то есть и в узком семантическом и широком содержательном смысле — «привнесение света в темные души». Однако в 1917 году в России был устранен духовно-образовательный компонент «Духовно-нравственная культура» из вышеуказанных шести, и до сих пор он не восстановлен в педагогических схемах. Поэтому одной из главных задач Программы являются разработка и внедрение нового учебного предмета и образовательного компонента «Духовно-нравственная культура» с последующей интеграцией его содержания во все образовательные предметы, в том числе и во внеучебную воспитательную работу. Академик В. С. Леднев в своем выступлении на коллегии МО в январе 2004 года сказал, что: «Без образовательной области «Духовно-нравственная культура» не могут быть полными «Стандарты общего образования» и учебный план школы». Образование с включением этой области позволяет воспитывать целостную, иерархически и всесторонне развитую личность, стержнем которой будет духовно-нравственная направленность. 2 августа 1999 года министром образования Российской Федерации Филипповым В.М. и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был подписан ДОГОВОР о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви, в котором сказано о признании особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры. В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор, согласно их убеждениям, путей и форм нравственного и религиозного воспитания. В нормативном акте Министерства образования РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» читаем: «Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений (статья Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» — «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР», 1990, № 21, ст. 240, стр. 286). Поскольку в нашем восточно-христианском культурно-историческом типе нормы христианской нравственности, безусловно, принимаются как истинные, то основная задача духовно-нравственного воспитания, являющегося стержнем образовательного процесса в преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», может быть сформулирована как «воспитание добродетельного человека в его направленности и открытости к добру». Судьба ребенка в будущем зависит от следующего: что он знает, что он любит, что он может. Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии его творить. Подвижник православной русской школы А. А. Радонежский полагал главную цель развития личности «в ее стремлении к величайшему образцу нравственного совершенства, представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где только удобно извлекая нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце». Преподавание предмета «Духовно-нравственная культура» должно положить начало духовно-нравственному воспитанию ребенка, содействовать развитию нравственного самосознания и развитию сил его души: ума, воли и чувств, путем передачи знаний о православном укладе и образе жизни его предков, о православных традициях культуры, обычаях и праздниках русского народа в форме последовательного и доступного изложения их истории, содержания и смысла. ЦЕЛИ КУРСА — Формирование представления о Православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера. — Осмысление Православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия. — Формирование отношения к православным канонам и традициям как к культурной ценности. — Уважение к религиям других народов. — Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребности творить добро. Познавательные задачи • Возвращение в активную лексику и в процесс развития личного самосознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т. д. • Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании. • Знание основ православного учения и истории Православия. • Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики. Развивающие задачи • Эстетическое развитие в направлении утончения и возвышения чувств ребенка. • Общекультурное развитие ребенка. • Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья ребенка. Воспитательные задачи • Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции учащихся. • Воспитание направленности к добродетельной жизни. • Воспитание начатков нравственного поведения. • Воспитание семейной ориентации. В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Культура — это сложный феномен, однако, в многообразии ее проявлений нетрудно отыскать главное: причастность культуры к духовным ценностям человечества. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. А. С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания ..., потому что в нем находишь всю человеческую жизнь ... Библия всемирна». «Все, чем человек как человек может и должен быть - выражено в Божественном учении...», — отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, терпение, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие. Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мастеров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета. Сказанное в полной мере относится и к музыке, многие произведения П. И.Чайковского, С. В.Рахманинова и других великих композиторов не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника. Огромное воспитательное значение в Православии имеют иконы, которые представляют собой величайшую художественную ценность. Православные храмы — это настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры. А колокольный звон? Один из западных путешественников, посетивших Россию в 18 веке, писал: «Такого величия колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире». Православные праздники — неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа. В результате изучения предмета «Духовно-нравственная культура» учащиеся начальной школы приобретают знания о сотворенном мире, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нравственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры восточно-христианской цивилизации, и, таким образом, готовятся к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливаются к более углубленному освоению гуманитарных и естественно-научных предметов в средней школе, углубляют понимание событий истории и современности. Достоинствами курса являются: построение и отбор материала и методик преподавания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; личностный подход; воспитание на личном примере; отношения содружества на уроках; направленность на развитие всесторонне развитой творческой личности; ориентирование учащихся в процессе обучения на самопознание и самосовершенствование, формирование диалогичности мышления, знакомство с культурообразующими элементами восточно-христианской цивилизации, ассоциативное преподавание, позитивный отбор материала. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЧАЛО НАЧАЛ Цели года: — развитие способности к глубокому, образному, эмоциональному восприятию старинных текстов; — формирование заинтересованного отношения к Библии как источнику мудрости. РАЗДЕЛ 1. Народные сказки о любви, добре, жизни Цель: — побудить ребят искать смыслы в сказках, анализировать их, задавать вопросы, задумываться о символике; - формирование способности анализировать литературный образный материал сказки. Задачи: • понимание символики сказки, ее образов, прямого и переносного смысла; • умение отвечать на вопрос «Чему учит сказка?»; • внимание и интерес к деталям сказки, стремление понять их значение; • получение представлений о белом свете и тридесятом царстве, об их устройстве, обитателях, о действующих законах в белом свете и закономерностях, о волшебных помощниках и волшебных предметах; • осознание детьми устремленности человечества к познанию двух миров; • понимание роли принятия правил, условий. • восприятие сказок как народную мудрость, которая воспевает истинные человеческие ценности: Доброту, Любовь. Занятие 1. Теплота и уют родного дома. Русские народные сказки. Занятие 2. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Послушание и своеволие. Занятие 3. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Отец и сын. Занятие 4. Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын». Имя — бесценный дар. Именины. Занятие 5. Продолжение сказки «Иван — крестьянский сын». Святой Иоанн Воин. Занятие 6. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Занятие 7. Коллективная аппликация. Составление карты «Тридесятого царства, небывалого государства». Занятие 8. Урок-игра «Пир на весь мир!!!» РАЗДЕЛ 2. Библия - Книга книг Цель: получение представлений о Библии как об одной из самых древних книг на земле, адресованной в настоящее и будущее. Задачи: • получение представления о Библии, как главной Книги христиан; • формирование образа Пресвятой Троицы; • знакомство со старославянской азбукой и ее создателями; • умение соотносить старославянскую букву pi звук, который она обозначает, читать отдельные слова. Занятие 9. Откуда мы знаем о Боге. Библия — Книга книг. Занятие 10. Тайна Пресвятой Троицы. Занятие 11. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели старославянской азбуки. Сравнение букв русской и славянской азбук. Буквы 1з2' Еокн, ведн, глаголь, докро. РАЗДЕЛ 3. Введение в Ветхий Завет Цель: побудить детей искать нравственный смысл в библейских текстах, анализировать их, задавать вопросы и искать на них ответы. Задачи: • ребенок узнает, что говорит Библия о сотворении мира; • прочувствует, что Земля — наш общий Дом; • придет к убеждению, что в основе мироздания лежит точный порядок и взаимосвязь живой и неживой природы; • формирование представления о борьбе добра и зла как о ключевой проблеме сотворения мира и развития его судьбы; • понимание необходимости соблюдения заповедей, законов как основной нравственной нормы человека; • овладение понятиями: любовь, добро, зло, заповедь, послушание, искушение, страсть. Занятие 12. Шестоднев. День первый: свет. Буква 0сть. Занятие 13. Шестоднев. День второй: твердь. Буквы живете, а*£лw, з*мла. Занятие 14. Шестоднев. День третий: суша, моря, растительность. Буквы нже, 1, кдки?. Занятие 15. Шестоднев. День четвертый: солнце, луна, звезды. Буквы лщи, мыслете, ндшх, onz, покой. Занятие 16. Шестоднев. День пятый: животные, живущие в воде (рыбы и пресмыкающиеся) и птицы. Буквы рцы, слово, твердо. Занятие 17. Шестоднев. День шестой: животные, живущие на земле и человек. Буква оукх. Занятие 18. Шестоднев. 6-й день Творения. Человек. Буквы фертх, ^epz. Занятие 19. Человек — образ и подобие Божие. Жизнь первых людей в Раю. Древо Жизни. Древо Познания Добра и Зла. Первая Заповедь. Что такое Заповедь. Послушание. Буквы wtz, ишегд. Занятие 20. Как зло вошло в мир. Грехопадение и его последствия. Обетование Спасителя. Буквы цы, червь, шд, штд. Занятие 21. История Каина и Авеля. Зависть. Буквы ер, еры, ерь. Занятие 22. Ной. Ковчег. Потоп. Буква гать. Занятие 23. Дети праведного Ноя. Хамство. Уважение к родителям. Буква ю. Занятие 24. Вавилонская башня. Разделение людей на народы. Буква д. Занятие 25. Появление идолопоклонства. Избрание Богом праведного Авраама родоначальником великого народа, хранителя истинной веры. Буква v*. Занятие 26. Урок — обобщение. Занятие 27. Просмотр мультфильма «Сотворение мира и Всемирный потоп». (Источник: Христианский форум — http://www.lifecity.us/ index.php). Рисование. РАЗДЕЛ 4. Праздники Занятие 28. Великие праздники. Рождество Христово. Занятие 29. Рождество Христово. Занятие 30. Масленица. Прощеное воскресенье. Традиции русского народа. Буквы "и, а . Занятие 31. Благовещение. Традиции русского народа. Буквы £, ^[. Занятие 32. Великие праздники. Пасха. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического... | План подготовки курсантов по программе духовно нравственная культура... Содержание: Древние катакомбы, как храмы. Места мученических кончин святых. Виды Храмов | ||
Информация о ходе реализации партийного проекта «Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение... | «Блокада Ленинграда» Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества... | ||
Конкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века» Конкурс направлен на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствование системы физического воспитания... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, раннее раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социального, экономического, культурного и духовного... | Программа рассмотрена на шмо № от сентября Всё это создаёт проблемы с работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывает алкоголь, наркотики,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С целью формирования у подрастающего поколения исторической памяти, уважения к истории украинского народа, воспитания у детей патриотизма... | Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и... Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная,... | ||
Деятельность Управления образования администрации города Ульяновска... Одним из наиболее актуальных направлений развития государства президент России Д. А. Медведев определил формирование антикоррупционного... | «Музей морской славы России» цо №264 Целью, которого является воспитание чувства гордости, самосознания и толерантности подрастающего поколения москвичей, которые должны... | ||
Программа элективного курса «Помоги себе и близким» Всё это создаёт проблемы с работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывает алкоголь, наркотики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России... | ||
Общая информация по «Музею морской славы России» Целью музея является воспитание чувства гордости, самосознания и ответственности подрастающего поколения москвичей, которые должны... | Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки |