Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России»





Скачать 137.88 Kb.
НазваниеПрограмма «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России»
Дата публикации07.09.2014
Размер137.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа

«Ду­ховно-нравственная культура

подрастающего поколения России»

для начальной школы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Существование любого народа на земле основано на приоритете духов­но-нравственных и культурных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее любой цивилизации. В обращении к российским гражданам в декабре 2003 года президент Российской Федера­ции В. В. Путин сказал, что: «...хотя мы и являемся частью мировой цивили­зации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации».

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в одном из своих выступ­лений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общес­тва сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить — добру или злу. Воспитание, образование — это не только станов­ление ума, но и сердца. Поэтому, давая ребенку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей. Мы дол­жны помочь детям вырасти достойными людьми, которые стремятся к со­вершенству, утверждают словом и делом высокие духовные идеалы».

На XIII Международных Рождественских образовательных чтениях, проходивших с 23 по 29 января 2005 года в Москве, министр образования и науки А. А. Фурсенко, ссылаясь на слова Патриарха, что «сегодня нам не стоит пренебрегать мудрым достоянием предков, создавших великую стра­ну и великую культуру», в своем докладе заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой час­тью широкомасштабной деятельности Русской Православной Церкви. На современном этапе приобщение детей и молодежи к культурным традициям на основе отечественных духовных ценностей — это одна из важнейших за­дач российского общества и государства. Государство видит в лице Церкви важного партнера в решении задач по укреплению нравственных устоев жизни, возрождения семейных ценностей, воспитания молодежи и подрас­тающего поколения».

Министр культуры и массовых коммуникаций профессор А. С. Соколов в своем выступлении добавил: «Сейчас как никогда необходим возврат к идеалам добра и справедливости. То есть к тем знаковым понятиям и цен­ностям, которые являются краеугольным камнем фундамента христианско­го учения, дошедшего до нас из глубины двух тысячелетий вместе с пропо­ведью Спасителя. Приобщение людей, в первую очередь, подрастающего поколения, к многовековой традиционной культуре, к общечеловеческим ценностям, нравственному опыту народа — путь к духовному становлению общества».

Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историчес­кую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями вели­кого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тыся­челетней российской истории или окончательно произойдет угасание само­сознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ.

«Вестернизация» нашей страны осуществляется не только в экономи­ческой, социальной, политической жизни, но и, прежде всего, влияет на ду­ховно-нравственное становление будущих граждан России. Однако не все еще потеряно, школа остается пока центром воспитательной работы вместе с семьей. В Национальной доктрине образования Российской Федерации воспитание заняло вновь свое достойное место и призвано обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважитель­ное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

• формирование культуры мира и межличностных отношений;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и со­временного научного мировоззрения, развитие культуры межэтниче­ских отношений;

• воспитание здорового образа жизни;

• экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе.

К неотъемлемым правам человека и народа относится право на образо­вание, обеспечивающее свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

В соответствии с международными нормативными и законодательными документами, в частности «Конвенцией о правах ребенка», ратифицирован­ной Российской Федерацией 15.09.1990г., детям гарантировано право полу­чать образование, способствующее воспитанию уважения к культурной са­мобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в ко­торой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».

К сожалению, эта норма международного права не нашла столь же ясно­го выражения в национальном законодательстве РФ. Однако, согласно ст. 15 Конституции РФ, мы в этом случае должны руководствоваться нор­мами международного права.

Концепция национальной безопасности РФ обязывает государство обес­печить национальную безопасность Российской Федерации, включая защиту духовно-нравственного наследия, патриотических традиций и норм общест­венной жизни, а также формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, включая противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионе­ров.

Введение этого курса реализует направления церковно-государственной Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколе­ния России (2006—2010 гг.) в плане восстановления духовно-нравственного компонента в системе непрерывного и дополнительного образования.

Методологической основой образовательных проектов Программы «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» служат разработки крупного специалиста в области общего образования академи­ка РАО В. С. Леднева. Суть его воззрений и дидактических предложений со­стоит в следующем. Исходя из теоретических взглядов К. Д. Ушинского, он считал, что существуют шесть проекций (векторов) личностной культуры и соответственно образовательных компонентов: 1) познавательная культура (базовые учебные предметы — физика, химия, биология и др.); 2) духов­но-нравственная культура (направленность личности); 3) эстетическая культура (приобщение к прекрасному); 4) коммуникативная культура (язык); 5) технологическая культура (труд); 6) физическая культура. Ду­ховно-нравственному компоненту отводилось значительное место в дорево­люционной системе воспитания и образования, и, по-видимому, не зря она носила очень точное наименование «просвещение», то есть и в узком семан­тическом и широком содержательном смысле — «привнесение света в тем­ные души». Однако в 1917 году в России был устранен духовно-образова­тельный компонент «Духовно-нравственная культура» из вышеуказанных шести, и до сих пор он не восстановлен в педагогических схемах. Поэтому одной из главных задач Программы являются разработка и внедрение ново­го учебного предмета и образовательного компонента «Духовно-нрав­ственная культура» с последующей интеграцией его содержания во все образовательные предметы, в том числе и во внеучебную воспитательную работу.

Академик В. С. Леднев в своем выступлении на коллегии МО в январе 2004 года сказал, что: «Без образовательной области «Духовно-нравствен­ная культура» не могут быть полными «Стандарты общего образования» и учебный план школы». Образование с включением этой области позволяет воспитывать целостную, иерархически и всесторонне развитую личность, стержнем которой будет духовно-нравственная направленность.

2 августа 1999 года министром образования Российской Федерации Фи­липповым В.М. и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был подписан ДОГОВОР о сотрудничестве Министерства образования Россий­ской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви, в котором сказано о признании особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры.

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР «О свободе вероисповеда­ния» государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор, согласно их убеждениям, путей и форм нравствен­ного и религиозного воспитания.

В нормативном акте Министерства образования РФ «О светском харак­тере образования в государственных образовательных учреждениях Рос­сийской Федерации» читаем: «Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровожда­ющееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный ха­рактер, может входить в учебную программу государственных учебных за­ведений (статья Закона РСФСР «О свободе вероисповедания» — «Ведо­мости Съезда народных депутатов РСФСР», 1990, № 21, ст. 240, стр. 286).

Поскольку в нашем восточно-христианском культурно-историческом типе нормы христианской нравственности, безусловно, принимаются как истинные, то основная задача духовно-нравственного воспитания, являю­щегося стержнем образовательного процесса в преподавании предмета «Ду­ховно-нравственная культура», может быть сформулирована как «воспита­ние добродетельного человека в его направленности и открытости к добру».

Судьба ребенка в будущем зависит от следующего: что он знает, что он любит, что он может. Нравственно и духовно совершенный человек должен различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии его творить. Под­вижник православной русской школы А. А. Радонежский полагал главную цель развития личности «в ее стремлении к величайшему образцу нрав­ственного совершенства, представленному пришедшим на землю Сыном Божиим и оставленному нам для подражания». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где только удобно извлекая нрав­ственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».

Преподавание предмета «Духовно-нравственная культура» должно по­ложить начало духовно-нравственному воспитанию ребенка, содействовать развитию нравственного самосознания и развитию сил его души: ума, воли и чувств, путем передачи знаний о православном укладе и образе жизни его предков, о православных традициях культуры, обычаях и праздниках рус­ского народа в форме последовательного и доступного изложения их исто­рии, содержания и смысла.

ЦЕЛИ КУРСА

— Формирование представления о Православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.

— Осмысление Православия как одного из направлений поиска челове­чеством ценностно-смысловых основ бытия.

— Формирование отношения к православным канонам и традициям как к культурной ценности.

— Уважение к религиям других народов.

— Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребности творить добро.

Познавательные задачи

• Возвращение в активную лексику и в процесс развития личного само­сознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом: совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т. д.

• Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, об­разовании, жизни, самосознании.

• Знание основ православного учения и истории Православия.

• Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций православ­ной этики.
Развивающие задачи

• Эстетическое развитие в направлении утончения и возвышения чувств ребенка.

• Общекультурное развитие ребенка.

• Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья ребенка.

Воспитательные задачи

• Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции учащихся.

• Воспитание направленности к добродетельной жизни.

• Воспитание начатков нравственного поведения.

• Воспитание семейной ориентации.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадле­жит культуре. Культура — это сложный феномен, однако, в многообразии ее проявлений нетрудно отыскать главное: причастность культуры к духов­ным ценностям человечества.

Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом кра­соты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

А. С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания ..., потому что в нем находишь всю человеческую жизнь ... Библия всемирна».

«Все, чем человек как человек может и должен быть - выражено в Бо­жественном учении...», — отмечал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, терпение, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие.

Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мас­теров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на биб­лейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета.

Сказанное в полной мере относится и к музыке, многие произведения П. И.Чайковского, С. В.Рахманинова и других великих композиторов не мо­гут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразитель­ности, если не опираться на библейскую основу первоисточника. Огромное воспитательное значение в Православии имеют иконы, которые представ­ляют собой величайшую художественную ценность. Православные хра­мы — это настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры. А колокольный звон? Один из западных путешественников, посетивших Россию в 18 веке, писал: «Такого величия колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Православные праздники — неиссякаемый источник традиций и обря­дов русского народа.

В результате изучения предмета «Духовно-нравственная культура» уча­щиеся начальной школы приобретают знания о сотворенном мире, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении тра­диций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нра­вственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры восточно-христианской цивилизации, и, таким обра­зом, готовятся к становлению на путь сознательного свободного самоопре­деления, культурной и национальной самоидентификации, осознанию сво­его места в обществе, подготавливаются к более углубленному освоению гу­манитарных и естественно-научных предметов в средней школе, углубляют понимание событий истории и современности.

Достоинствами курса являются: построение и отбор материала и мето­дик преподавания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ре­бенка; личностный подход; воспитание на личном примере; отношения со­дружества на уроках; направленность на развитие всесторонне развитой творческой личности; ориентирование учащихся в процессе обучения на са­мопознание и самосовершенствование, формирование диалогичности мыш­ления, знакомство с культурообразующими элементами восточно-христи­анской цивилизации, ассоциативное преподавание, позитивный отбор материала.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НАЧАЛО НАЧАЛ

Цели года:

— развитие способности к глубокому, образному, эмоциональному вос­приятию старинных текстов;

— формирование заинтересованного отношения к Библии как источни­ку мудрости.

РАЗДЕЛ 1. Народные сказки о любви, добре, жизни

Цель:

— побудить ребят искать смыслы в сказках, анализировать их, задавать вопросы, задумываться о символике;

- формирование способности анализировать литературный образный материал сказки.

Задачи:

• понимание символики сказки, ее образов, прямого и переносного смысла;

• умение отвечать на вопрос «Чему учит сказка?»;

• внимание и интерес к деталям сказки, стремление понять их значение;

• получение представлений о белом свете и тридесятом царстве, об их устройстве, обитателях, о действующих законах в белом свете и зако­номерностях, о волшебных помощниках и волшебных предметах;

• осознание детьми устремленности человечества к познанию двух ми­ров;

• понимание роли принятия правил, условий.

• восприятие сказок как народную мудрость, которая воспевает истин­ные человеческие ценности: Доброту, Любовь.

Занятие 1. Теплота и уют родного дома. Русские народные сказки.

Занятие 2. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Послушание и своеволие.

Занятие 3. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Отец и сын.

Занятие 4. Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын». Имя — бесценный дар. Именины.

Занятие 5. Продолжение сказки «Иван — крестьянский сын». Святой Иоанн Воин.

Занятие 6. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Занятие 7. Коллективная аппликация. Составление карты «Тридесято­го царства, небывалого государства».

Занятие 8. Урок-игра «Пир на весь мир!!!»

РАЗДЕЛ 2. Библия - Книга книг

Цель: получение представлений о Библии как об одной из самых древ­них книг на земле, адресованной в настоящее и будущее.

Задачи:

• получение представления о Библии, как главной Книги христиан;

• формирование образа Пресвятой Троицы;

• знакомство со старославянской азбукой и ее создателями;

• умение соотносить старославянскую букву pi звук, который она обо­значает, читать отдельные слова.

Занятие 9. Откуда мы знаем о Боге. Библия — Книга книг.

Занятие 10. Тайна Пресвятой Троицы.

Занятие 11. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели старославянской азбуки. Сравнение букв русской и славянской азбук. Бук­вы 1з2' Еокн, ведн, глаголь, докро.

РАЗДЕЛ 3. Введение в Ветхий Завет

Цель: побудить детей искать нравственный смысл в библейских текстах, анализировать их, задавать вопросы и искать на них ответы.

Задачи:

• ребенок узнает, что говорит Библия о сотворении мира;

• прочувствует, что Земля — наш общий Дом;

• придет к убеждению, что в основе мироздания лежит точный порядок и взаимосвязь живой и неживой природы;

• формирование представления о борьбе добра и зла как о ключевой проблеме сотворения мира и развития его судьбы;

• понимание необходимости соблюдения заповедей, законов как основ­ной нравственной нормы человека;

• овладение понятиями: любовь, добро, зло, заповедь, послушание, ис­кушение, страсть.

Занятие 12. Шестоднев. День первый: свет. Буква 0сть.

Занятие 13. Шестоднев. День второй: твердь. Буквы живете, а*£лw, з*мла.

Занятие 14. Шестоднев. День третий: суша, моря, растительность. Бук­вы нже, 1, кдки?.

Занятие 15. Шестоднев. День четвертый: солнце, луна, звезды. Буквы лщи, мыслете, ндшх, onz, покой.

Занятие 16. Шестоднев. День пятый: животные, живущие в воде (рыбы и пресмыкающиеся) и птицы. Буквы рцы, слово, твердо.

Занятие 17. Шестоднев. День шестой: животные, живущие на земле и человек. Буква оукх.

Занятие 18. Шестоднев. 6-й день Творения. Человек. Буквы фертх, ^epz.

Занятие 19. Человек — образ и подобие Божие. Жизнь первых людей в Раю. Древо Жизни. Древо Познания Добра и Зла. Первая Заповедь. Что та­кое Заповедь. Послушание. Буквы wtz, ишегд.

Занятие 20. Как зло вошло в мир. Грехопадение и его последствия. Обе­тование Спасителя. Буквы цы, червь, шд, штд.

Занятие 21. История Каина и Авеля. Зависть. Буквы ер, еры, ерь.

Занятие 22. Ной. Ковчег. Потоп. Буква гать.

Занятие 23. Дети праведного Ноя. Хамство. Уважение к родителям. Буква ю.

Занятие 24. Вавилонская башня. Разделение людей на народы. Буква д.

Занятие 25. Появление идолопоклонства. Избрание Богом праведного Авраама родоначальником великого народа, хранителя истинной веры. Буква v*.

Занятие 26. Урок — обобщение.

Занятие 27. Просмотр мультфильма «Сотворение мира и Всемирный потоп». (Источник: Христианский форум — http://www.lifecity.us/ index.php). Рисование.

РАЗДЕЛ 4. Праздники

Занятие 28. Великие праздники. Рождество Христово. Занятие 29. Рождество Христово.

Занятие 30. Масленица. Прощеное воскресенье. Традиции русского на­рода. Буквы "и, а .

Занятие 31. Благовещение. Традиции русского народа. Буквы £, ^[. Занятие 32. Великие праздники. Пасха.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПлан подготовки курсантов по программе духовно нравственная культура...
Содержание: Древние катакомбы, как храмы. Места мученических кончин святых. Виды Храмов
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconИнформация о ходе реализации партийного проекта
«Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» icon«Блокада Ленинграда»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconКонкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века»
Конкурс направлен на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствование системы физического воспитания...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconРабочая программа по предмету «Православная культура»
Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд....
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, раннее раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социального, экономического, культурного и духовного...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПрограмма рассмотрена на шмо № от сентября
Всё это создаёт проблемы с работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывает алкоголь, наркотики,...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью формирования у подрастающего поколения исторической памяти, уважения к истории украинского народа, воспитания у детей патриотизма...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconНеобходимым условием совершенствования эстетического воспитания и...
Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная,...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconДеятельность Управления образования администрации города Ульяновска...
Одним из наиболее актуальных направлений развития государства президент России Д. А. Медведев определил формирование антикоррупционного...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» icon«Музей морской славы России» цо №264
Целью, которого является воспитание чувства гордости, самосознания и толерантности подрастающего поколения москвичей, которые должны...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПрограмма элективного курса «Помоги себе и близким»
Всё это создаёт проблемы с работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывает алкоголь, наркотики,...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconОбщая информация по «Музею морской славы России»
Целью музея является воспитание чувства гордости, самосознания и ответственности подрастающего поколения москвичей, которые должны...
Программа «Ду­ховно-нравственная культура подрастающего поколения России» iconЗначение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск