ИСТОРИЯ
Основой учебной программы в старших классах является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Учебная программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника. Это – гражданин:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Программа устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни:
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи. История – требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
4) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
5) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
6) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
7) сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России.
10 «а» класс – 37человек, разноуровневый, задача – в дальнейшем повышать мотивацию, готовить к государственному экзамену.
Цель предмета – сформировать целостную, социальную картину мира, научить действовать в политических, экономических, социальных и правовых ситуациях. В ходе работы оставляю за собой право внесения корректировки в сроки изучения тем и УУД.
Поурочное планирование (102 ч.)
Учебники: Алексашкина Л.Н., Головкина В.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: Мнемозина, 2011. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России (в 2частях) 10 класс. М.: Русское слово, 2006.
| Тема урока
| Кодиф.
| УУД
| 1.
| Тема 1: История как наука (2 ч.)
1. Вводный урок. Краткая характеристика курса
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные, регулятивные (целеполагание).
| 2.
| 2. История и проблемы её познания
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные, логические, работа с картой, терминологией), коммуникативные, регулятивные (целеполагание).
| 3.
| Тема 2: Предцивилизационная стадия истории человечества (2 ч.)
1. Проблема происхождения человека.
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование), коммуникативные (умение работать в группе), регулятивные.
| 4.
| 2. Этапы развития человечества.
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные, логические – установление причинно-следственных связей, составление плана), коммуникативные, регулятивные (целеполагание).
| 5.
| Тема 3: Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч.)
1. Первые государства Древнего мира
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составлени плана); регулятивные.
| 6.
| 2. Новый этап духовной жизни
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление плана); регулятивные.
| 7.
| 3. Античные цивилизации Средиземноморья
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление плана); регулятивные.
| 8.
| 4. Влияние римского права, культуры Древнего Рима и Греции на развитие европейской цивилизации
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные, логические: анализ, синтез, причинно-следственные связи, доказательство, умение отвечать на поставленный вопрос, работа с терминологией); регулятивные.
| 9.
| 5. Исламская цивилизация
| 1.2.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление плана); регулятивные.
| 10.
| 6. Становление христианско-средневековой цивилизации
| 1.2.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление простого плана); регулятивные.
| 11.
| 7. Феодальное общество в Западной Европе
| 1.2.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление плана); регулятивные.
| 12.
| 8. Культурное и философское наследие европейского средневековья
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 13.
| 9. Кризис традиционного общества в странах Западной Европы
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление простого плана, анализ, синтез); регулятивные.
| 14.
| 10. ПОУ по теме «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана).
| 15.
| Тема 4: Русь изначальная (6 ч.)
1. История России – часть всемирной истории
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана); регулятивные.
| 16.
| 2. Исторические корни славян
| 1.1.1, 1.1.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана); регулятивные.
| 17.
| 3. Восточные славяне. Первые русские князья
| 1.2.1
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана); регулятивные.
| 18.
| 4. Правление Святослава
| 1.2.1
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана); регулятивные. Историческое эссе.
| 19.
| 5. Древнерусское государство при Владимире
| 1.2.1
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана); регулятивные.
| 20.
| 6. ПОУ по теме «Русь изначальная»
|
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана); регулятивные.
| 21.
| Тема 5: Расцвет Руси (3 ч.)
1. Правление Ярослава Мудрого
| 1.2.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 22.
| 2. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах
| 1.2.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 23.
| 3. Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
| 1.2.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 24.
| Тема 6: Политическая раздробленность Руси (3 ч.)
1. Причины распада Древнерусского государства
| 1.3.1
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 25.
| 2. Монархии и республики
| 1.3.1
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 26.
| 3. Культура Руси X – нач. XIII в.
| 1.2.4
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные: карта, терминология, составление сложного плана, умение отвечать на поставленный вопрос); регулятивные.
| 27.
| Тема 7: Борьба Руси за независимость (4 ч.)
1. Монголо-татарское нашествие на Русь
| 1.3.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные (общеучебные, логические: анализ, синтез, причинно-следственные связи, доказательство, умение отвечать на поставленный вопрос, работа с терминологией); регулятивные.
| 28.
| 2. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси
| 1.3.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, регулятивные.
| 29.
| 3. Золотая Орда и Русь при Александре Невском
| 1.3.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 30.
| 4. Возвышение новых русских центров
| 1.3.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 31.
| Тема 8: Объединение Руси (6 ч.)
1. Куликовская битва и ее значение
| 1.3.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 32.
| 2. Феодальная война на Руси
| 1.3.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 33.
| 3. Иван III– государь всея Руси
| 1.4.1
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 34.
| 4. Хозяйство, власть и церковь в XV в.
| 1.3.5, 1.4.2
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 35.
| 5. Культура и быт в XIV– XV вв.
| 1.3.4
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 36.
| 6. ПОУ по теме «Объединение Руси»
| 1.3.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 37.
| Тема 9: Россия в XVI в. (5 ч.)
1. Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.
| 1.4.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 38.
| 2. Внешняя политика.
| 1.4.4
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| 39.
| 3. Опричнина. Последние годы Ивана Грозного
| 1.4.3
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), мини-проект.
| 40.
| 4. Новые явления в русской культуре
| 1.4.5
| Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), познавательные: общеучебные и логические, организаторские, регулятивные.
| |