Скачать 200.69 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГБОУ ВПО ОРЁЛ ГАУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОсновной образовательной программы (ООП)Специальность 080110 «Экономика и бухгалтерский учет». Дисциплина ОД 14 «Основы безопасности жизнедеятельности».Орел, 2012 Одобрена Составлена в соответствии с ПЦК «ФВ, ОБЖ и БЖД» Государственными требованиями Протокол № «1» от 30.08.2012 к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» Председатель ПЦК «ФВ, ОБЖ и БЖД» Протокол № __1__от «30.08.2012» Заместитель директора ____________ Брынцев П.Н. по учебной работе «__» ___________ 2012 г. ___________ С.Р.Бондарева «___» ____________ 2012 г. Автор: преподаватель ОБЖ и БЖД ПЦК «ФВ, ОБЖ и БЖД» Г.В. Чуев Рецензенты: внешний: Кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасности жизнедеятельности» факультета ФК и С ОГУ Д.В. Елисеев внутренний: преподаватель Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВПО «ОРЁЛ ГАУ» П.Н. Брынцев Пояснительная записка Данная рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Рабочая программа рассчитана на максимальную нагрузку 56 часов, из них 39 часов - аудиторные часы и 17 часов самостоятельной работы с литературой, справочными и методическими пособиями. Основными содержательными разделами программы являются: - обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; -государственная система обеспечения безопасности населения; -основы медицинских знаний и здорового образа жизни, -основы обороны государства и воинская обязанность; В процессе обучения предусматривается использование основных форм обучения. Проверка знаний студентов осуществляется в форме текстового контроля, устного и письменного контроля знаний. Программа выполняет две основные функции: - информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»; - организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структуирование учебного материала. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей
Рабочая программа реализует формирование у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности; умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе; умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии. В результате изучения учебной дисциплины «ОБЖ» обучающийся должен: иметь представление: -об обеспечении личной безопасности и сохранение здоровья, обеспечения безопасности населения; -о необходимости знания основ медицинских знаний и здорового образа жизни, -об основах обороны государства и воинской обязанности; знать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
тематический план
Содержание дисциплины Введение. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания, основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу. Студент должен: иметь представление: -об обеспечении личной безопасности и сохранение здоровья, обеспечения безопасности населении знать: -основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; -основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; -способы вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи. уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; -оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Тема 1.1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера; поведение человека в этих ситуациях. Студент должен: иметь представление: - об обеспечении личной безопасности, опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера; знать: - опасные ситуации природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, и правила поведения в них; уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствия; действия населения при их возникновении. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Хулиганство, грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества, вандализм, насилие над личностью. Виды наказаний, назначенных несовершеннолетним. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Характеристика опасных ситуаций социального характера в местах проживания» «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера». «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера». Тема 1.2. Проблемы экологии и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека в среде его обитания Студент должен: иметь представление: - о проблемах экологии и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека знать: - влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу: уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала: Промышленная экология. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу. Характеристика предприятий в районе проживания и их влияние на человека и природную окружающую среду. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Роль антропогенного фактора в ЧС». Тема 1.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Студент должен: иметь представление: -об единой государственная системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). знать: - права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций; уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, структура, силы и средства, предназначение, решаемые задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций; структура. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: Федеральный закон (ФЗ) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Тема 1.4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны Студент должен: иметь представление: -о гражданской обороне и ее задачах как части обороноспособности страны знать: - основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - способы защиты и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; уметь: - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях; - действовать по сигналу «Внимание, Всем!» Содержание учебного материала: Гражданская оборона (ГО), история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация и структура управления ГО. Современные средства поражения и их поражающие фактор: ядерное, химическое, бактериологическое оружие; современные средства поражения. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Эвакуация населения. Назначение и работа эвакокомиссий. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Современные средства поражения и защита населения» Тема 1.5. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан Студент должен: иметь представление: -о государственных службах по охране здоровья и безопасности граждан знать: - основные мероприятия, проводимые государственными службами по охране населения в чрезвычайных ситуаций мирного времени; уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала: МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Полиция. Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности». Раздел 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Тема 2.1. Здоровье и здоровый образ жизни Студент должен: иметь представление: - об обеспечение личной безопасности и сохранении здоровья знать: - основные положения о здоровье и здоровом образе жизни и личной гигиены; уметь: - планировать свой режим дня, рационально сочетая в нем умственные и физические нагрузки; - составлять рацион питания. - поддерживать необходимый уровень своего здоровья – работоспособность; Содержание учебного материала: Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека.Факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание и его значение для здоровья и работоспособности человека. Гигиена питания. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: Реферат «Здоровый образ жизни и его значение для жизнедеятельности» Тема 2.2. Вредные привычки и их профилактика Студент должен: иметь представление: - о вредных привычках и их профилактике знать: - о влияние на здоровье человека вредных привычек; - о значении профилактики вредных привычек для сохранения здоровья; уметь: - противостоять вредным привычкам; - проводить профилактические мероприятия за здоровый образ жизни. Содержание учебного материала: Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Практическая работа №1 «Профилактика вредных привычек. Последствия для здоровья человека и окружающих» Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Вредные привычки» Тема 2.3. Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье. Студент должен: иметь представление: - о нравственности и здоровье, репродуктивном здоровье и его составляющем. знать: - основные понятия репродуктивного здоровья; - меры профилактики венерических болезней; уметь: - соблюдать правила личной гигиены; - проводить профилактические мероприятия за здоровый образ жизни. Содержание учебного материала: Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Правила личной гигиены. Гигиена одежды. Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Семья в соврем. обществе. Семейное законодательство. Брак и семья» Раздел 3. Основы медицинских знаний Тема 3.1. Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях Студент должен: иметь представление: -о первой помощи и ее оказание при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях знать: - методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях; - наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики; уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ранениях, кровотечениях, травмах; - проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание; - проводить профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями Содержание учебного материала: Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Острая сердечная недостаточность, инсульт, профилактика. Первая помощь при переохлаждении, обморожении; тепловом и солнечном ударах. Оказание первой медицинской помощи утопающему.Первая помощь при укусах животных и насекомых. Практическая работа №2. «Оказание первой помощи при ранениях и кровотечениях» Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Инфекционные заболевания, эпидемии и их профилактика». 3.2. Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах Студент должен: иметь представление: - о мерах профилактики, порядке оказания первой помощи при травмах знать: - методы средства оказания первой медицинской помощи при возможных травмах на производстве; - требования по технике безопасности на рабочем месте; уметь: - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при травмах; Содержание учебного материала: Общие требования к технике безопасности при работе с электрическими приборами, режущими инструментами во время работы.Поражение человека электрическим током, оказание первой медицинской помощи. Травматический шок, его профилактика.Производственные травмы: порезы, ушибы, вывихи, растяжения связок; переломы костей скелета человека. Ожоги. Виды ожогов. Первая помощь при ожогах. Практическая работа № 3. «Правила оказания первой помощи при производственных травмах: порезах, ушибе, вывихе, растяжение связок; переломах костей скелета человека». Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Меры профилактики производственного травматизма», «Первая медицинская помощь при травмах» Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность. Тема 4.1. История создания Вооруженных Сил России. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Студент должен: иметь представление: - о история создания Вооруженных Сил России, о порядке призыва на воинскую службу. знать: - основные требования Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации уметь: - развивать в себе необходимые познавательные качества, отвечающие требованиям военной службы. Содержание учебного материала: Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск. Самостоятельная работа.
- подготовить реферат на тему: «Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Реформы Вооруженных Сил». «Призыв на военную службу». «Воинский долг - священная обязанность Отечеству». |
Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... «Безопасности жизнедеятельности» (бжд) предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального... | Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению.... Важной частью учебного процесса для студентов специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» является выполнение курсовой... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине... Учебная дисциплина «Бизнес-планирование» изучается студентами дневного отделения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский... | Рабочая программа по дисциплине: География для специальности 080110... Рабочая программа по дисциплине «География» для групп первого курса по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... Фгос спо по направлению специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика уровень основной... Фгос спо по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ... | ||
Рабочая программа Социальная психология (наименование учебной дисциплины)... Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности... | Рабочая программа История экономики (наименование учебной дисциплины)... Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | ||
Рабочая программа Маркетинг (наименование учебной дисциплины) Уровень... Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности... | Рабочая программа Информационные технологии в профессиональной деятельности... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной... | Самостоятельная работа студента (всего) Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Область применения программы Программа учебной дисциплины является... Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности... | Рабочая программа дисциплины «культурология» Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» для средних специальных... Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» |