Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка





Скачать 380.66 Kb.
НазваниеПрограммы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации30.09.2014
Размер380.66 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3




Приложение 1
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПО НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!»
Пояснительная записка
Раздел данной программы предназначен для учащихся 2 – 4 классов четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений и рассчитан на 31 аудиторный час.

Данный раздел относится к блоку народной музыкальной культуры учебной программы по предмету «Музыка».

Цель раздела:

 Развитие музыкальных способностей младших школьников средствами русского фольклора

Основные задачи:

 Заинтересовать детей через игровую и творческую деятельность различными видами музыкального фольклорного творчества;

 сформировать навыки художественного осмысления музыкального фольклорного произведения;

 развить музыкальный слух, память, чувство ритма, расширить певческий диапазон;

 научить основным навыкам певческого дыхания;

 развить умение сравнивать и различать музыкальные инструменты;

 сформировать навыки игры и импровизации на простейших фольклорных инструментах с применением их в исполнительстве;

 выработать коммуникативные качества (раскрепощённость, свободу исполнения), раскрыть творческие способности детей.
Основные принципы обучения

В приобщении детей к музыкальному фольклорному творчеству мы используем как ведущие принципы образования, положенные в основу деятельности детей и педагога, так и специфические:

1. Принцип доступности, который заключается в том, что весь учебный материал соответствует возрастным и индивидуальным способностям учащегося. Кроме того, доступность фольклорного материала предполагает участие в творческом процессе всех желающих учащихся, независимо от степени их одарённости, что особенно ценно для работы в общеобразовательных школах, где в классах учатся дети, имеющие разный уровень развития музыкальных способностей.

2. Учебные темы располагаются в плане последовательно, логически обоснованно; изучение конкретных тем опирается на знания, приобретённые в процессе изучения предыдущего материала – в этом принцип систематичности и последовательности.

3. Валеологический принцип проявляется в том, что благодаря синкретической природе фольклорного творчества, на занятии происходит смена деятельности (пение, хореография, игра на инструментах народной традиции, игровой фольклор и т. п.)

5. Идея деятельностного принципа, учитывающего единство психики и деятельности, состоит в том, что главный помощник педагога в воспитании – живой опыт бытия, отношения между людьми, их общение, которые выбирает и осваивает ребёнок, формирующийся как личность

6. Педагог должен ненавязчиво, с учётом индивидуального творческого потенциала, воспитывать культурообразованную личность на основе закономерностей развития и укрепления внутренних сил ребёнка – это принцип природосообразности.

7. Принцип научности предполагает включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов.

8. Принцип наглядности заключается в широком использовании наглядных пособий и дидактики во время изучения отдельных тем.

9. Принцип синкретизма – включает в себя занятия, аккумулирующие основные виды народного творчества: сочетание драматического действия, напева, движений в играх или танце, импровизацию. Благодаря этому происходит естественная интеграция различных направлений фольклорного искусства на занятиях.

10. Бесписьменный принцип взят из опыта традиционного народного исполнительства. С его помощью у детей формируются особые навыки мышления и запоминания.

11. Принцип творческой активности. Процесс творчества является главным в освоении музыкального фольклора, педагог должен помочь детям проникнуть в сущность фольклора как в систему творческого мышления народа, «погрузиться» в традицию, а затем реализовать накопленные знания, впечатления и умения в художественной форме.

12. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог, организуя учебно-творческий процесс, занимается обучением не только всего класса в целом, но и выявляет индивидуальные музыкальные способности каждого ребёнка с учётом психологических особенностей характера и физиологии.

Формы и методы обучения

Для успешного достижения цели и решения основных задач данного раздела программы предусматривается применение разнообразных форм обучения: беседа, музыкальная викторина, путешествие в прошлое, посиделки; сюжетные, театрализованные, дидактические игры.

Для более полного и глубокого усвоения младшими школьниками учебного материала мы рекомендуем использование традиционных методов этнопедагогики:

  1. Народная игра, пронизывающая все виды творчества, даёт педагогу неограниченные возможности в выработке инновационных технологий в обучении. Благодаря этому методу создаётся особый микроклимат, так необходимый для комфортного существования ребёнка в коллективе.

  2. Метод устной передачи фольклорного материала. Главное его достижение – развитие устной памяти.

  3. Метод импровизации. Благодаря ему дети учатся создавать свои варианты распевов, игры на народных инструментах,

Наряду с этими видами деятельности мы пользуемся методами отечественной педагогики:

практические – пение упражнений, освоение простейших приёмов игры на музыкальных инструментах и т.д.;

словесные – объяснение учебного материала, беседы по теоретическому материалу.

наглядные;

  • по логике изложения и усвоения учебного материала;

  • по уровню творческой активности детей; умения и навыки музыкальной деятельности зависят от показа педагога (метод репродукции);

  • проблемно-поисковые (нацелены на поддержание творческой активности детей);

  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (вытекают из принципов синкретизма, валеологии);

  • методы контроля и самоконтроля(используются в выявлении музыкальных способностей ребёнка – входной контроль; в ежеурочном отслеживании знаний и умений – текущий контроль). Итоговый контроль – в форме зачёта по окончании раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Формы контроля:

 устные музыкальные викторины по жанрам фольклора;

 конкурсы-викторины на лучшее знание тем;

 постановка обрядов;

 исполнение песен;

 игра на народных инструментах (на уровне ритмического сопровождения к песням и музыке).

Введение данного раздела в учебную программу, его расширение и обогащение аутентичными произведениями (а это не противоречит методическим рекомендациям авторов программы 25, с.3, 6) мы считаем необходимым в силу того, что музыкальный фольклор – наиболее яркий и эмоциональный вид музыкального искусства. Проблему развития музыкальных способностей мы предлагаем решать на занятиях, основанных на материале музыкального фольклора.

Музыкальный фольклор многофункционален: во-первых, он выполняет значительную эстетическую функцию, сопровождая каждодневную жизнь явлениями искусства – песнями, танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; во-вторых, познавательную: из разнообразных музыкальных жанров ребёнок узнаёт об устройстве мира, отношениях людей и т. д.; в-третьих, нравственную: постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, дружба и т.д. ; в-четвёртых, коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям между детьми в коллективе.

Музыкальный фольклор формирует язык. Через различные песенные жанры ребёнок постигает красоту родного языка. Усваивая народные песни, припевки, построенные на веками устоявшихся попевках-формулах, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Традиционные детские игры, заклички, хороводы, песни развивают у ребят чувство ритма, музыкальную память и слух, а так же навыки певческого исполнительства.

Различные жанры музыкального фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, дразнилки, скороговорки, колыбельные, несложные календарные попевки, хороводные песни) лежат в основе распевания, цель которого – развитие вокально-технических навыков, работа над дикцией, певческим дыханием, чистотой интонирования, укрепление и расширение певческого рабочего диапазона.

Обучение игре на народных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, качества пения, музыкально-ритмических движений, раскрепощает ребёнка; в процессе игры проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: эмоциональность, наличие воли, сосредоточенность. Благодаря простоте освоения навыков игры на элементарных народных инструментах – ложках, трещотках, коробочках и т. п. – музицирование способно вовлечь в творческую деятельность широкий круг детей. Слушая звучание народных инструментов в записи и в исполнении педагогом, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознанно различают красоту звучания различных инструментов.

Исходя из поставленных задач, мы опираемся на следующие установки в работе: с одной стороны – постоянное моделирование игровых ситуаций, развивающее в детях творческие способности и навыки, с другой – музыкальное воспитание средствами фольклора, освоение жанров народного искусства в их синкретическом единстве, на что направлен в конечном итоге отбор репертуара. В него включены календарно-обрядовые, хороводные, игровые, плясовые, инструментальные жанры. В качестве регионального компонента используется местный музыкальный фольклор. Поскольку один из древнейших жанров – календарные песни в Сибири и на Алтае почти не сохранился, для изучения и исполнения народного календаря привлекаются записи тех традиционных стилей, носители которых переселились в Сибирь.

Обращение к местному материалу ненавязчиво воспитывает в детях трепетное отношение к прошлому, учит ценить настоящее, приводит к пониманию своей принадлежности к родному краю.

Необходимо отметить, что мы не подчёркиваем внешние стороны проявления работы – наличие костюмов, выработку специфической народной манеры пения (поскольку детский голос сам по себе от природы звучит естественно, свободно, легко и не требует особого вмешательства, за исключением исправления дефектов речи, дыхания, дикции).

Организация процесса обучения.

Для реализации программы в кабинете музыки необходимы следующие технические средства обучения:

 музыкальный центр;

 компьютер, проектор, экран;

 диски с видео- и музыкальным материалом;

 наглядные пособия;

 музыкальные инструменты: фортепиано, шумовые инструменты, жалейки, балалайки.

Данный раздел по необходимости может быть адаптирован для занятий в музыкальной школе или ДОУ.

Учебно-тематический план




занятия


Тема

Кол-во

часов


Музыкальный репертуар

2 класс

1.

Русские народные инструменты (ложки, бубен, трещотки, пастуший барабан, свистульки).

2

«Светит месяц» - наигрыш; звучание муз. инструментов в записи, «Камаринская».

2.

Плясовые наигрыши.

2

«Подгорная», «Барыня», «Камаринская» (Алт.край), «Ах вы, сени, мои сени», кадрильный наигрыш на балалайке (Коми АССР, с. Усть-Цильма).

3.

Разыграй песню.

3

Считалки, жеребьёвки; народные игры с припевками: «Плету сито» (Красноярский край, Бирилюсский район); «Дударь» (Новосибирская обл.); «Растяпа», «Метла», «Как у дяди Трифона», «Селезень утку догонял» (Алт.край).

4.

Музыка в народном стиле.

1

«Камаринская» - плясовой наигрыш;

П. И. Чайковский. Детский альбом. «Камаринская»; хороводная песня «Уж как по мосту-мосточку» (С.-Петербург); П. И. Чайковский. Песня «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

5.

Сочини песенку.

1

«Жаворонушки», «С крыши капели» (Алт.край); колыбельная песня «Ай, баю, баю, баю»( Новосиб.обл.).

6.

Проводы зимы. Встреча весны.

2

«Жаворонушки», «С крыши капели» (Алт.край) «Масленица-кривошейка»; «У нас масленица гуляница» (Псковская обл.).

3 класс

1.

Настрою гусли на старинный лад.

1

«На горе-то калина» (Локшин); «Былинные наигрыши (Локшин).

2.

Инструментальные наигрыши.

1

Инструментальные наигрыши на дудке, варгане, гуслях, рожке.

3.

Потешный и сатирический фольклор.

2

Скороговорки, небылицы, перевёртыши, дразнилки, мирилки, частушки.

4.

Народный календарь

4

Весенние заклички: «Жаворонушки», «С крыши капели» (Алт.край); «Ой, масленица», «Мы на горку» (Алт.край); «Христос воскресе из мертвых»; поздравительные припевки (Сибирь); «Христос спаситель в полночь родился» (Алт.край) - Рождество, «Гори, гори ясно» - Иван Купала.

5.

Прощание с Масленицей

2

Масленичные заклички: «Жаворонушки», «С крыши капели» (Алт.край); «Ой, масленица», «Мы на горку» (Алт.край).

4 класс

1.

Композитор – имя ему народ.

1

«Ах вы, сени» (балалайка); «Вот у месяца золотые рога» (Рязанская обл.)

2.

Музыкальные инструменты России (балалайка, гармонь, жалейка).

2

Инструментальные наигрыши на балалайке,гармони, рожке;. «Ах, вы сени» (балалайка), «Барыня» - частушки; «Жарко пахать»(жалейка).

3.

Жанры русских народных песен (лирические, хороводные, игровые, солдатские).

5

«Высоко над облаком летает сокол» (Тверская обл.), - лирич.; «Да ходила девочка по бору» (Алт.край) - хороводная (освоение принципов цепного дыхания); «Дударь» (Новосибирская обл.), «Как у дяди Трифона», «Растяпа», «Золотые ворота» (Алт.край);«Ох, да солдатушки» (Воронежская обл.) – солдатская.

4.

Народный праздник. Троица.

2

«Во поле берёза стояла»; «Стояла берёза» (Алт.край).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка», фрагменты: «Проводы Масленицы», игра «Гори, гори ясно!»
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconУрок музыки 2 класс, раздел «Гори, гори ясно», Тема: Русские народные инструменты
Башкортостан разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconРеферат по курсу «Социальная философия» на тему: «Культ личности Сталина И. В.»
Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (09(21). 12. 1879—05. 03 1953) (В метрической книге Успенской соборной церкви г. Гори за...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке 1-4класс Пояснительная записка
Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России,...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconЗадачи: Образовательные: дать знания о народной кукле; формировать...
Цель: пробудить интерес к народной культуре России, русской традиционной народной кукле
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой...
Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка характеристика учебного предмета, его место...
«История народной культуры и изобразительного искусства» со сроком обучения 5 лет, реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconРабочая программа по физической культуре в 5 классе мбоу татарско-Кандызская сош
Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–11 классов
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре...
Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка «То, что не ясно, следует выяснить» Конфуций
Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) с. 17-22
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconРабочая программа по физической культуре 9 класс Пояснительная записка
Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2008, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе
Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconСегодня день рождения и. В. Сталина 21 декабря исполняется 133 года...
Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического...
Программы по народной музыкальной культуре для «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ноо, Примерной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск