N п/п
|
Система уроков
| Дидактическая модель обучения
| Педагогичес-кие средства
| Вид деятельнос-ти учащихся
| Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
| Информаци-онно- методическое обеспечение
|
Компетенции
|
|
Учебно- познавательная
| Информацион-ная
|
Базовая программа
(Предметно-функц. подготов.
|
| Общие сведения о языке (2)
|
1
| Язык и общество. Язык и культура.
Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке
| Объясни-тельно-иллюстра-тивная
| Рассказ, работа с книгой, беседа
| Индивидуальная, групповая
| Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. (К) Продуктивный
| Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения
| Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». - М.: Просвещение, 2010
|
2
| Активные процессы в современном русском языке.
Цель: дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»
| Поисковая
| Проблемные задания
| Групповая
| Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.
Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К) Исследовательский
| Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст
| Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». - М.:
Просвещение,
2010
|
| Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию (6)
|
3
| Повторение изученного о тексте. Разбор заданий ЕГЭ (А6, А7. А28, В7).
Цель: повторить изученное о строении, средствах и способах связи предложений в тексте
| Репродуктивная
| Практикум работа с книгой
| Индивидуальная, фронтальная
| Знать: определение текста, основные средства и способы связи предложений в тексте.
Уметь: оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; адекватно понимать информацию письменного сообщения
| Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст
| Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». - М.:
Просвещение,
2010
|
4
| Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Цель: повторить «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей
| Репродуктивная
| Практикум работа с книгой
| Индивидуальная, фронтальная
| Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я) Продуктивный
| Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)
| Гольдин, 3. Д. Русский язык в таблицах
|
5
| Обобщающее повторение частей речи.
Цель: обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических формах и синтаксических функциях
| Объяснительно-иллюстративная
| Рассказ, работа с книгой, беседа
| Индивидуальная, фронтальная
| Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я) Продуктивный
| Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)
|
|
6
| Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Разбор заданий ЕГЭ (В1). Цель: закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей речи, их словообразования и правописания
| Репродуктивная
| Практикум
| Индивидуальная, групповая
| Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. (Я) Продуктивный
| Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
|
|
7
| Мониторинг.
I этап.
Цель: определить уровень освоения общеучебных умений и компетенций по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
| Репродуктивная
| Контроль
| Фронтальная
| Владеть общеучебными умениями и компетенциями по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
|
| Н. А. Сенина
Русский язык.
Подготовка к ЕГЭ – 2011
|
8
| Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Разбор заданий ЕГЭ (А15, А16).
Цель: самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по разрешению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи
| Поисковая
| Проблемные задания
| Групповая
| Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. (Я), (К) Исследовательский
| Использование КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности
| Буланов, В. К. Трудные вопросы морфологии.-М., 1989
|
| Синтаксис и пунктуация (14 ч). Обучение написанию сочинения на ЕГЭ (7ч).
|
| Простое предложение. Осложнение простого предложения. Пунктуация осложнённого простого предложения.
|
9
| Синтаксис и пунктуация. Интонационное богатство русской речи. Словосочетание и предложение. Разбор заданий ЕГЭ (В3).
Цель: знать виды связи слов в ССЧ
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: виды связи слов в словосочетании .
Уметь: разграничивать ССЧ и предложение; определять способ связи слов в данном ССЧ; находить в тексте ССЧ с указанным видом связи слов.
|
| Л.Б. Селезнева «Интенсивный курс русской пунктуации
|
10*
| Проблема текста. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).Комплексный анализ текста Цели: Знакомство с понятием проблемы текста, видами проблем;
Обучение способам формулирования
проблемы текста
| Поисковая
| Проблемные задания
| Групповая
индивидуальная
| Знать: виды проблем.
Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста. (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
11
| Комплексный анализ текста. Грамматическая основа простого предложения.
Разбор заданий ЕГЭ (А8).
Цель: повторить способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении; виды сказуемого.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении; разные виды сказуемого.
Уметь: определять грамматическую основу простого предложения, характеризовать виды сказуемых.
|
| Н.С. Валгина «Синтаксис современного русского языка
|
12*
| Знаки препинания в простом предложении.
Цель:
| Поисковая
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать: способы оформления комментария.
Уметь: правильно цитировать; самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
13
| Виды осложнения простого предложения.
Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).
Цели: повторить виды осложнения простого предложения.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: разные виды осложнения простого предложения;
Уметь правильно выделять знаками на письме каждый вид осложнения.
|
| Н.С. Валгина «Синтаксис современного русского языка
|
14*
| Комплексный анализ текста. Определение позиции автора в тексте.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель: знать способы выражения авторской позиции; научить формулировать позицию автора
| Поисковая
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать способы выражения авторской позиции;
Уметь: формулировать позицию автора. (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
15
| Прямая и косвенная речь.
Цель: повторить изученное о предложениях с прямой и косвенной речью; о правилах и способах цитирования.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: правила оформления прямой и косвенной речи.
Уметь: производить синтаксический разбор предложений с прямой речью
| Уметь: извлекать информацию из средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
|
|
16*
| Аргументация высказывания. Естественные доказательства.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель: обучение аргументации; знакомство с основными видами аргументов
| Поисковая
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать: основные виды аргументов.
Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
17
| Контрольная работа по орфографии и пунктуации.
Цель: контроль ЗУН по орфографии и пунктуации.
| Репродуктивная
| Контроль
| Фронтальная
| Владеть общеучебными умениями и компетенциями по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
|
| Н. А. Сенина
Русский язык.
Подготовка к ЕГЭ – 2011
|
18
| Функциональные стили речи. Разбор заданий ЕГЭ (А29).
Цели: повторение изученного о стилях речи; разграничение типов и стилей речи.Принципы и функции русской пунктуации. Пунктуация осложнённого простого предложения.
Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).
Цель: повторить случаи постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: правила пунктуации простого осложнённого предложения.
Уметь: использовать знания правил пунктуации при письме.
| Уметь: извлекать информацию из средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
| Н.С. Валгина «Синтаксис современного русского языка
|
19*
| От формулировки проблемы текста – к комментарию.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С). дать понятие о комментарии и способах его оформления; научить правильно цитировать.
| Поисковая
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать: основные виды аргументов.
Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
20
| Пунктуация осложнённого простого предложения.
Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).
Цель: повторить случаи постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: правила пунктуации простого осложнённого предложения.
Уметь: использовать знания правил пунктуации при письме.
| Уметь: извлекать информацию из средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
| Н.С. Валгина «Синтаксис современного русского языка
|
21*
| Композиция сочинения.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель:
знакомство с композиционными частями сочинения, вариантами вступления и заключения.
| Поисковая
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать: основные композиционные части сочинения.
Уметь использовать разные варианты вступления и заключения. (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
22
| Пунктуация осложнённого простого предложения.
Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).
Цель: повторить случаи постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: правила пунктуации простого осложнённого предложения.
Уметь: использовать знания правил пунктуации при письме.
| Уметь: извлекать информацию из средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
| Н.С. Валгина «Синтаксис современного русского языка
|
23*
| Композиция сочинения.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель:
обучение написанию разных вариантов вступления и заключения.
| Проблемная
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать: основные композиционные части сочинения.
Уметь использовать разные варианты вступления и заключения. (Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009
|
| Сложное предложение. Пунктуация сложного предложения. (6)
|
24
| Виды сложных предложений.
Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).
Цели: повторить изученное о видах сложных предложений; закрепить навыки пунктуации в СП.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: признаки разных видов СП.
Уметь: отличать осложненное предложение от сложного; различать виды СП; производить синтаксический разбор сложного предложения
| Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы
| Золотова Г.А. «Очерк функционального синтаксиса»
|
25*
| Текс товедение.Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель: знакомство с разными видами речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.
| Проблемная
| Проблемные
задания
| Групповая
| Знать: основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.
Уметь: находить и исправлять в тексте основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.
(Я), (К) Исследовательский
|
| А. Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». М., 2009 Сенина
|
26
| Аргументация высказывания. Искусственные доказательства.
Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель: обучение аргументации; знакомство с основными видами аргументов
| Объяснительно-иллюстративная
| Лекция, упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Владеть общеучебными умениями и компетенциями по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
| Знать: характеристику стилей речи
Уметь: различать речевые стили и типы речи.
| Н. А. Сенина
Русский язык.
Подготовка к ЕГЭ – 2010
|
27
| ССП и его пунктуация.
Разбор заданий ЕГЭ (В6, А19).
Цель: повторить изученное о видах ССП и их пунктуациооном оформлении.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: признаки разных видов ССП.
Уметь: различать виды ССП; правильно расставлять знаки препинания в ССП.*
| Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы
| Золотова Г.А. «Очерк функционального синтаксиса»
|
28
| Основные группы СПП.
Разбор заданий ЕГЭ (В6, А22-А25).
Цель: повторить основные сведения о группах СПП; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: признаки разных видов СПП.
Уметь: различать виды СПП; правильно расставлять знаки препинания в СПП.
| Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы
| Золотова Г.А. «Очерк функционального синтаксиса»
|
29
| Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Разбор заданий ЕГЭ (В6, А22-А25).
Цель: повторить изученное о СПП с несколькими придаточными и пунктуацию при них.
| Репродуктивная
| Упражнения
| Групповая, индивидуальная
| Знать: признаки СПП с несколькими придаточными
Уметь: отличать СПП с несколькими придаточными от других видов СПП; правильно расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
| Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы
| Золотова Г.А. «Очерк функционального синтаксиса»
|
| Функциональные стили речи (5)
|
30
| Мониторинг.
II этап.
этап.
Цель: определить уровень освоения общеучебных умений и компетенций по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
| Репродуктивная
| Контроль
| Фронтальная
| Знать: характеристику стилей речи
Уметь: различать речевые стили и типы речи.
| Уметь: извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов
| М.А. Рыбникова «Введение в стилистику
|
31
| Особенности публицистического стиля речи.
Цель: знакомство с особенностями публицистического стиля речи.
| Объяснительно-иллюстративная
| Лекция, беседа
| Коллективная
| Знать: признаки, сферы использования, назначение публицистического стиля
| Владеть культурой публицистического общения в устной и письменной форме
| Голуб И.Б. «Стилистика современного русского языка»
|
32
| Художественный стиль. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).
Цель: повторить изученное о художественном стиле речи
| Объяснительно-иллюстративная
| Лекция, беседа
| Коллективная
| Знать: признаки, сферы использования, назначение художественного стиля
| Владеть культурой общения в устной и письменной форме
| Голуб И.Б. «Стилистика современного русского
|
33
| Виды тропов и стилистических фигур. Разбор заданий ЕГЭ (В8).
Цель: знакомство с видами тропов и стилистических фигур.
| Поисковая
| Работа с текстом
| Групповая, индивидуальная
| Уметь: оформлять публицистическое выступление с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения
| Владеть культурой публицистического общения в устной и письменной форме
|
|
34
| Контрольная работа по речеведческому анализу текста.
Цель: контроль усвоения порядка речеведческого анализа текста, орфографических и пунктуациооных навыков
| Репродуктивная
| Контроль
| Фронтальная
| Владеть общеучебными умениями и компетенциями по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
|
| Н. А. Сенина
Русский язык.
Подготовка к ЕГЭ – 2011
|
|
|