Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы





Скачать 459.45 Kb.
НазваниеПрограмма «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы
страница1/4
Дата публикации16.07.2013
Размер459.45 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Программа

«Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Автор программы:

творческая группа МСКОУ школы-интерната № 8 г. Пласта

Тема: «Социальная-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях единого воспитательного пространства специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Актуальность темы:

Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция проблемности интеграции таких детей в общество.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов эндогенного и экзогенного характера, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социальной-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:

  1. более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала.

  2. замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков.

  3. необходимость применения специфических для данной категории учащихся методов обучения и воспитания.

  4. коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.

Правильная коррекция (при невозможности компенсация) недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи. При обучении и воспитании умственно отсталых детей, школой определена задача формирования самодостаточности этой части трудоспособного населения, привития им различных жизненных навыков, которые облегчат последующую социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

Идея:

Необходимость создание программы решающей проблему социально-трудовой адаптации и последующей интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями и их реализация как полноценных членов общества. Возможность этой категории людей жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в социальной зависимости от государства. Реализация этой идеи позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с особыми образовательными потребностями в жизнь общества.

Замысел:

Умственная отсталость влечет за собой множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией и интеграцией в общество учащихся с нарушением интеллекта, в работе с ними необходимо выполнять не только образовательные, воспитательные и профессиональные функции, но и способствовать нормальной социализации личности и полноценному развитию.

Планируется разработка и апробирование инструментария исследования, дидактических методов и приемов для обучения профессии учащихся-сирот с особыми образовательными потребностями, инструментария катамнеза и психолого-медико-социально-педагогического сопровождения этой категории учащихся.

Объект:

Процесс формирования социальной, трудовой адаптации и интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями;

Предмет:

Организация единого воспитательного пространства условий формирования социальной, трудовой адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) при обучении и воспитании в МСКОУ школе-интернат VIII вида № 8 г. Пласта.

Цель:

Создание в педагогическом процессе МСКОУ школе-интернат VIII вида № 8 г. Пласт программы, формирующей необходимый для жизни уровень социальной, трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью).

Задачи:

1. Организация обучающего и воспитательного процесса, приводящая к максимально возможному сохранению и развитию присущих человеку психофизических качеств, овладению социально-трудовыми навыками современного человека, способного к успешной адаптации в социуме, к конкуренции в условиях рыночной экономики наряду с людьми с нормальным интеллектом.

2. Создание условий единого воспитательного пространства, направленных на включение учащихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение их к труду.

3. Обеспечение взаимодействия, преемственности и совершенствования форм работы учреждения, осуществляющих образование и воспитание.

4. Внедрение программы по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс.

5. Сбор катамнестических данных о выпускниках в течение 2-х лет после выпуска, обработка и систематизация полученных данных.

Гипотеза:

Основана на предположении о том, что формирование социальной, трудовой адаптации будет успешным если:

- обучение и воспитание будет проводиться по специально разработанным министерством образования программам профессионально трудового обучения и утвержденным учебным планам и в соответствии с программой социально-трудовой адаптации, разработанной методическим советом школы.

- будут изучены психофизические особенности этих учащихся, на основании чего составлена система коррекционно-развивающего обучения по социально-трудовой адаптации в организации учебно-воспитательного процесса в урочное и внеурочное время.
Диагностический инструментарий:

  • протокол ПМПК при поступлении ребёнка в школу;

  • анкеты для изучения промежуточных результатов воспитания ребёнка (карты воспитанности, результаты контрольных, проверочных работ);

  • тесты и другие педагогические контрольные материалы для проведения входной - исходной диагностики;

  • анализ статистической информации, полученной посредством использования экспериментальных методик и процедур;

  • катамнестические наблюдения;

  • мониторинг учебной и трудовой деятельности;

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Обобщенным критерием эффективности внедрения программы может выступать критерий достаточности и надежности оценочных средств и технологий, предназначенных для оценки качества образования и воспитания в аспектах полноты, точности и оперативности получения информации. Предполагается, что в результате внедрения программы :

  • повысится сохранность контингента обучающихся и воспитанников,

  • повысится уровень коррекции (компенсации) навыков самообслуживания, трудовых, санитарно-гигиенических, творческих навыков воспитанников и обучающихся;

  • не менее 40 % выпускников будут социально компетентны, то есть получат специальное образование, найдут место трудоустройства по профессии, устроят свою жизнь и успешно интегрируются в общество.

Таким образом, эффективность программы может быть оценена улучшением показателей качества социально-трудовой адаптации на всех этапах реализации программы, трудовой занятости, нахождением выпускниками рабочих мест с учетом полученной профессии и квалификации, устройством их в жизни.

Сроки и этапы:





Название


Мероприятия


Сроки

1

Теоретико-поисковый

Создание творческой группы;

Изучение и теоретическое обоснование экспериментальной работы;

Изучение опыта работы в этом направлении других коррекционных школ страны

Январь-февраль 2008 года

2

Прогностический

Постановка, конкретизация целей и задач;

Поиск инструментария для мониторинга учебной и трудовой деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями;


Март 2008 года


3

Организационный

Осуществление кадрового обеспечения эксперимента;

Определение функциональных обязанностей специалистов;

Подбор и изучение существующей учебно-программной и методической литературы;

Проведение обучающих семинаров по проблемам качества образования и проблемам коррекционной педагогики и психологии;

Подготовка материальной базы;


Апрель 2008г.

4

Практический или опытно-эксперименталь-ный

Проектирование и экспериментальная проверка квалиметрических комплексов, методик и процедур оценки качества педагогических процессов и объектов;

Разработка и апробирование учебных планов и программ, дидактических материалов и методического обеспечения уроков производственного обучения на коррекционном отделении;

Мониторинг текущих результатов обучения, катамнестических данных


Май 2008 г.

5

Обобщающий

Обобщение опыта работы учителей и воспитателей в единую программу.

Июнь 2008 г.

6

Апробация

Внедрение программы по намеченным направлениям.

Отслеживание положительных и отрицательных моментов реализации программы внесение необходимых корректив.



Сентябрь-ноябрь 2008г.

7

Реализация

Выполнение программы, с учетом внесенных корректив.


с ноября 2008г

-по.ноябрь 2013г.



Состав участников:

Руководители МСКОУ школы-интерната №8, учителя, медицинские работники и воспитатели, дети с нарушением интеллекта.

Форма представления результатов для массовой практики:

Отчеты на ГМО, РМО, методические рекомендации, промежуточные срезы результатов внедрения программы, ежегодные анализы Завучами.

Научно-методическое обеспечение:

Приобретение и изучение научно-методической литературы по коррекционной педагогике и психологии.

Перспективы дальнейшего развития:

Направления работы, предлагаемые в данной программе имеют огромную востребованность на сегодняшний день. Не секрет, что количество учащихся с особыми образовательными потребностями, с каждым годом возрастает. Причин может быть множество, начиная от экологии и заканчивая нестабильностью современного общества. Поэтому, при успешной реализации программы будет целесообразно продолжить эксперимент с большим охватом детей с особыми образовательными потребностями. Контингент учащихся может быть пополнен за счет увеличения классов со сложной структурой дефекта, открытие подготовительных классов (с 7 лет).

Исследование особенностей социальной, трудовой адаптации учащихся с нарушением интеллекта при поступлении в школу и в процессе обучения и воспитания.

  1. Изучение характеристик, протоколов ПМПК детей, поступающих в коррекционную школу.

  2. Анализ анкет по изучению личностных качеств учащихся коррекционного учреждения.

  3. Изучение мотивации к теоретическому и практическому освоению умений и навыков социально-трудовой адаптации.

  4. Наблюдение воспитателей и классных руководителей, за адаптацией учащихся с интеллектуальной недостаточностью в школьном коллективе и выявление направлений работы по социально-трудовой адаптации с учащимися класса с учётом физических и психических особенностей детей.

  5. Исследование интеллектуальной лабильности учащихся с нарушением интеллекта и для выявления способности к обучению, уровня воспитанности.

Данные, полученные в ходе изучения анкет, характеристик, результатов тестирования изучаются, систематизируются и заносятся в карты воспитанности, коррекционные тетради, разрабатываются индивидуальные.
Апробация программы социально- трудовой адаптации в условиях школы.

Реализация программы по социально-трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух модулей:

учебного:

  • социально-трудовая адаптация на уроках трудового обучения в начальных классах и профессионально трудовое обучение (ПТО) в старших классах;

  • занятия по СБО (социально-бытовая ориентировка);



воспитательного:

  • мероприятия по социально-трудовому воспитанию во внеурочное время.

  • профориентационная работа

  1. Внедрение программы по повышению мотивации социально-трудового воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью предполагает:

-развитие и укрепление интереса к самообслуживанию,

-развитие понимания необходимости качественного овладения навыками самообслуживания, предпрофессионального обучения;

  • развитие у учащихся социальных мотивов, положительного отношения к труду;

  • формирование реальных представлений об адаптации в обществе;

  1. Внедрение программы по воспитанию личности предполагает:

  • развитие личности;

  • формирование и развитие ответственности;

  • семейное воспитание;

  • работа с сиротами, детьми, оставшимися без попечения;

  • теоретическое и трудовое обучение:

  • активизация мыслительной деятельности;

  • наличие адаптированных мастерских, классов СБО;

Необходимым компонентом обучения является коррекционная работа, проводимая на всех этапах воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. В решении конкретной учебной задачи должны учитываться 3 функции: (образовательная, воспитательная, развивающая). При этом образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функция способствует развитию мыслительной деятельности. Она должна включать учащегося в учебную деятельность, которая способствует их развитию. К основным моментам такой деятельности относятся:

  • понимание учащимися учебного материала;

  • непосредственная связь теоретических знаний с практической работой;

  • развитие самостоятельности учащегося в выполнении учебных и практических заданий и умение контролировать их результаты;

  • формирование положительной мотивации к обучению;

Обобщение опыта работы, подведение итогов

  • составление отчетов;

  • количественная и качественная обработка результатов;

  • психолого-педагогический консилиум по уровню социализации;

  • социальной компетентности учащихся и выпускников;

  • выступление на семинарах и конференциях;

  • катамнез - сбор сведений о трудоустройстве и социальной и трудовой компетентности выпускников, их жизни после окончания школы.

  • поддерживающее трудоустройство;

Предполагаемый общий результат:

Разработанная программа создания в педагогическом процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида системы, формирующей необходимый для жизни уровень социальной, трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, позволит:

  • определить приоритетные направления работы педагогического коллектива в процессе формирования социально-трудовой адаптации детей с нарушением интеллекта.

  • пересмотреть учебный план и образовательные программы, для реализации программы по повышению уровня социальной, трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью;

  • разработать положение и программы эксперимента по повышению социальной, трудовой адаптации;

  • предлагаемые в программе подходы по повышению уровня социальной, трудовой адаптации позволят оптимизировать повышение качества социализации умственно отсталых учащихся за счет проведенной работы.


Методические разработки:

В результате работы по программе должен быть разработан:

  • алгоритм определения уровня социальной, трудовой адаптации, позволяющий принимать обоснованные решения по работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью;

  • научно обоснованные рекомендации по повышению уровня социальной, трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в учреждениях НПО.

Методы и технологии:

Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы – тестирование, анкетирование, сравнение и обобщение результатов опытно-поисковой работы, ролевые игры, задания с элементами тренинга, наблюдение.

Внеклассная работа – экскурсии, встречи с выпускниками и родителями, тематические недели и вечера по профессиям, классные часы и др.
Необходимые условия реализации программы:

Для создания такой системы в учреждении необходимо:

  1. определение основных принципов ее функционирования;

  2. увеличение материально-технической базы школы;

  3. наличие бланков инструментария отслеживания;

  4. нормативно-правовая база, государственные образовательные стандарты для обучения профессии учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

  5. повышение квалификации ИПР по коррекционной педагогике и психологии;

  6. научное руководство;

  7. улучшение оснащения учебных мастерских, кабинета СБО, игровых комнат.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации программы:

Любой оценке определенных сторон явления должно предшествовать его качественное изучение, поэтому одной из проблем, возникающих при оценке социальной, трудовой адаптации учащихся с нарушением интеллекта, является выбор критериев, по которым предполагается оценивать уровень компетенции учащихся.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения (научно-методические разработки, психолого-педагогический консилиум по выявлению уровня социальной компетентности выпускников, сбор катамнестических данных о трудоустройстве выпускников, их закреплении на рабочем месте);

  2. критерий удовлетворенности всех субъектов учебно-производственного процесса (показатели – отношения учащихся, мастеров, преподавателей, работодателей, родителей к качеству профессиональной и социальной подготовки выпускников).

Предложения по возможному распространению программы:

Часть общества, состоящая их лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна, и постоянно увеличивается, поэтому в пользу создания такой формы работы необходимо отнести следующие мотивы:

  • учащимся с нарушением интеллекта необходимо оказание комплексной помощи, так как они испытывают трудности на всех этапах развития в силу своих психофизиологических особенностей;

  • если с раннего возраста правильно координировать именно в юношеском возрасте появляется установка на сознательное построение собственной жизни, направленность в будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, который дает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его. Человек будет упорнее работать над своими целями, если это касается его собственных целей.

При успешной реализации программы будет целесообразно предложить его для массового внедрения в учреждениях коррекционной направленности. Расширить за счет большего охвата лиц с ограниченными возможностями в развитии (дети с ДЦП, с ЗПР, и других категорий лиц), так как именно за счет социальной и трудовой компетентности человеку удается найти верное направление дальнейших действий, поддерживать необходимую интенсивность контактов, с людьми, найти свое место в жизни. Социальный опыт и компетентность должны формироваться целенаправленно по определенной программе организации деятельности, по формированию этих качеств, так как опыт приобретается только на практике.

Модули программы

«Социально-трудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Социально-трудовая подготовка учащихся в школе-интернате проходит через все ступени учебно-воспитательного процесса и имеет следующее содержание:

Адаптационный период (1 полугодие 1 класса) осуществляется на всех этапах учебно-воспитательного процесса в течение всего времени пребывания ребенка в школе. Он предполагает:

  • Знакомство с условиями пребывания воспитанников в учреждении с правилами внутреннего распорядка

  • Привитие навыков поведения в школе, на улице, в общественных местах

  • Привитие элементарных санитарно-гигенических и трудовых навыков,

навыков самообслуживания.
Учебный модуль

Первая ступень (1-4 классы)
Социально-трудовая адаптация в младших классах предполагает:

  • Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.)

  • Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.

  • Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организовано входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты

  • Формирование санитарно-гигенических, трудовых навыков, навыков самообслуживания.

Коррекционная работа направлена на формирование следующих умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы;

  • предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность выполнения работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненных работ).


На этой ступени предусмотрены следующие виды деятельности учащихся, воспитанников:
Трудовое обучение



Виды деятельности


Формируемые знания, умения и навыки


мероприятия


Ответственные




  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с проволокой и металлоконструктором

  • работа с древесиной

комбинированные работы

( художественное, прикладное творчество)




-пооперационное

выполнение работы по словесной инструкции педагога с опорой на наглядный образец;
-пространственная

ориентировка при выполнении плоскостных работ;
-анализ формы предметов (плоских и объемных) под руководством педагога;

-анализ выполненной работы по предложенному плану.


Уроки трудового обучения




Учителя начальных классов



Вторая ступень (5-9классы)
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
1 БЛОК. Самообслуживание


Виды деятельности


Формируемые знания, умения и навыки


мероприятия


Ответственные




  • Личная гигиена




  • Уход за одеждой




  • Уход за обувью




  • Питание




  • Уход за жилищем




  • Медицинская помощь





- совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами ; - подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, выполнять мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью - прочитать рецепт блюда, подобрать продукты, приготовить блюдо, сервировать стол - соблюдать гигиенические требования к жилищу, производить уборку квартиры; - обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь



Уроки СБО



Учитель СБО


2БЛОК. Культура поведения


Виды деятельности


Формируемые знания, умения и навыки


мероприятия


Ответственные




  • Поведение в общественных местах

  • Общение со сверстниками

  • Общение со старшими

  • Поведение в гостях





-умение правильно вести себя при встрече и расставании;

- культурно вести себя в общественных местах, в гостях, при знакомстве;

- правильно вести себя со взрослыми и сверстниками.



Уроки СБО

Тематические классные часы по культуре поведения)



Учитель СБО
воспитатели


2БЛОК. Трудоустройство


Виды деятельности


Формируемые знания, умения и навыки


мероприятия


Ответственные




  • Знакомство с профессиями




  • Знакомство с учреждениями и организациями города и района




  • Знакомство с промышленными предприятиями города




  • Знакомство с

предприятиями бытового обслуживания


-Умение ориентироваться в предприятиях города, организациях и учреждениях, профессиях.
-Навыки пользования услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской

- умение заполнять бланки, анкеты,

оформлять деловые бумаги

- коммуникативные навыки, необходимые для обращения в отделы кадров учреждений, для устройства на работу, общения в трудовом коллективе.

- навык выбора маршрута, транспортного средства для поездки, умение покупать билет в кассе.

Уроки СБО,
Тематические классные часы по СБО



Учитель СБО
воспитатели

Допрофессиональная подготовка
ШВЕЙНОЕ ДЕЛО.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников...
Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconРабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconРабочая программа по «Чтению и развитию речи»
Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПоложение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconВыступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального...
Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconУрок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)...
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Решение проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современном экономическом обществе через...
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы iconЗакрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся...
Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск