Скачать 459.45 Kb.
|
Программа «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор программы: творческая группа МСКОУ школы-интерната № 8 г. Пласта Тема: «Социальная-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях единого воспитательного пространства специальной (коррекционной) школы VIII вида». Актуальность темы: Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция проблемности интеграции таких детей в общество. Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов эндогенного и экзогенного характера, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах. Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социальной-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:
Правильная коррекция (при невозможности компенсация) недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи. При обучении и воспитании умственно отсталых детей, школой определена задача формирования самодостаточности этой части трудоспособного населения, привития им различных жизненных навыков, которые облегчат последующую социальную адаптацию и интеграцию их в общество. Идея: Необходимость создание программы решающей проблему социально-трудовой адаптации и последующей интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями и их реализация как полноценных членов общества. Возможность этой категории людей жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в социальной зависимости от государства. Реализация этой идеи позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с особыми образовательными потребностями в жизнь общества. Замысел: Умственная отсталость влечет за собой множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией и интеграцией в общество учащихся с нарушением интеллекта, в работе с ними необходимо выполнять не только образовательные, воспитательные и профессиональные функции, но и способствовать нормальной социализации личности и полноценному развитию. Планируется разработка и апробирование инструментария исследования, дидактических методов и приемов для обучения профессии учащихся-сирот с особыми образовательными потребностями, инструментария катамнеза и психолого-медико-социально-педагогического сопровождения этой категории учащихся. Объект: Процесс формирования социальной, трудовой адаптации и интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями; Предмет: Организация единого воспитательного пространства условий формирования социальной, трудовой адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) при обучении и воспитании в МСКОУ школе-интернат VIII вида № 8 г. Пласта. Цель: Создание в педагогическом процессе МСКОУ школе-интернат VIII вида № 8 г. Пласт программы, формирующей необходимый для жизни уровень социальной, трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью). Задачи: 1. Организация обучающего и воспитательного процесса, приводящая к максимально возможному сохранению и развитию присущих человеку психофизических качеств, овладению социально-трудовыми навыками современного человека, способного к успешной адаптации в социуме, к конкуренции в условиях рыночной экономики наряду с людьми с нормальным интеллектом. 2. Создание условий единого воспитательного пространства, направленных на включение учащихся с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение их к труду. 3. Обеспечение взаимодействия, преемственности и совершенствования форм работы учреждения, осуществляющих образование и воспитание. 4. Внедрение программы по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательный процесс. 5. Сбор катамнестических данных о выпускниках в течение 2-х лет после выпуска, обработка и систематизация полученных данных. Гипотеза: Основана на предположении о том, что формирование социальной, трудовой адаптации будет успешным если: - обучение и воспитание будет проводиться по специально разработанным министерством образования программам профессионально трудового обучения и утвержденным учебным планам и в соответствии с программой социально-трудовой адаптации, разработанной методическим советом школы. - будут изучены психофизические особенности этих учащихся, на основании чего составлена система коррекционно-развивающего обучения по социально-трудовой адаптации в организации учебно-воспитательного процесса в урочное и внеурочное время. Диагностический инструментарий:
Критерии оценки ожидаемых результатов: Обобщенным критерием эффективности внедрения программы может выступать критерий достаточности и надежности оценочных средств и технологий, предназначенных для оценки качества образования и воспитания в аспектах полноты, точности и оперативности получения информации. Предполагается, что в результате внедрения программы :
Таким образом, эффективность программы может быть оценена улучшением показателей качества социально-трудовой адаптации на всех этапах реализации программы, трудовой занятости, нахождением выпускниками рабочих мест с учетом полученной профессии и квалификации, устройством их в жизни. Сроки и этапы:
Состав участников: Руководители МСКОУ школы-интерната №8, учителя, медицинские работники и воспитатели, дети с нарушением интеллекта. Форма представления результатов для массовой практики: Отчеты на ГМО, РМО, методические рекомендации, промежуточные срезы результатов внедрения программы, ежегодные анализы Завучами. Научно-методическое обеспечение: Приобретение и изучение научно-методической литературы по коррекционной педагогике и психологии. Перспективы дальнейшего развития: Направления работы, предлагаемые в данной программе имеют огромную востребованность на сегодняшний день. Не секрет, что количество учащихся с особыми образовательными потребностями, с каждым годом возрастает. Причин может быть множество, начиная от экологии и заканчивая нестабильностью современного общества. Поэтому, при успешной реализации программы будет целесообразно продолжить эксперимент с большим охватом детей с особыми образовательными потребностями. Контингент учащихся может быть пополнен за счет увеличения классов со сложной структурой дефекта, открытие подготовительных классов (с 7 лет). Исследование особенностей социальной, трудовой адаптации учащихся с нарушением интеллекта при поступлении в школу и в процессе обучения и воспитания.
Данные, полученные в ходе изучения анкет, характеристик, результатов тестирования изучаются, систематизируются и заносятся в карты воспитанности, коррекционные тетради, разрабатываются индивидуальные. Апробация программы социально- трудовой адаптации в условиях школы. Реализация программы по социально-трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух модулей: учебного:
воспитательного:
-развитие и укрепление интереса к самообслуживанию, -развитие понимания необходимости качественного овладения навыками самообслуживания, предпрофессионального обучения;
Необходимым компонентом обучения является коррекционная работа, проводимая на всех этапах воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. В решении конкретной учебной задачи должны учитываться 3 функции: (образовательная, воспитательная, развивающая). При этом образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функция способствует развитию мыслительной деятельности. Она должна включать учащегося в учебную деятельность, которая способствует их развитию. К основным моментам такой деятельности относятся:
Обобщение опыта работы, подведение итогов
Предполагаемый общий результат: Разработанная программа создания в педагогическом процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида системы, формирующей необходимый для жизни уровень социальной, трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, позволит:
Методические разработки: В результате работы по программе должен быть разработан:
Методы и технологии: Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы – тестирование, анкетирование, сравнение и обобщение результатов опытно-поисковой работы, ролевые игры, задания с элементами тренинга, наблюдение. Внеклассная работа – экскурсии, встречи с выпускниками и родителями, тематические недели и вечера по профессиям, классные часы и др. Необходимые условия реализации программы: Для создания такой системы в учреждении необходимо:
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации программы: Любой оценке определенных сторон явления должно предшествовать его качественное изучение, поэтому одной из проблем, возникающих при оценке социальной, трудовой адаптации учащихся с нарушением интеллекта, является выбор критериев, по которым предполагается оценивать уровень компетенции учащихся. Критерии оценки ожидаемых результатов:
Предложения по возможному распространению программы: Часть общества, состоящая их лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна, и постоянно увеличивается, поэтому в пользу создания такой формы работы необходимо отнести следующие мотивы:
При успешной реализации программы будет целесообразно предложить его для массового внедрения в учреждениях коррекционной направленности. Расширить за счет большего охвата лиц с ограниченными возможностями в развитии (дети с ДЦП, с ЗПР, и других категорий лиц), так как именно за счет социальной и трудовой компетентности человеку удается найти верное направление дальнейших действий, поддерживать необходимую интенсивность контактов, с людьми, найти свое место в жизни. Социальный опыт и компетентность должны формироваться целенаправленно по определенной программе организации деятельности, по формированию этих качеств, так как опыт приобретается только на практике. Модули программы «Социально-трудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида» Социально-трудовая подготовка учащихся в школе-интернате проходит через все ступени учебно-воспитательного процесса и имеет следующее содержание: Адаптационный период (1 полугодие 1 класса) осуществляется на всех этапах учебно-воспитательного процесса в течение всего времени пребывания ребенка в школе. Он предполагает:
навыков самообслуживания. Учебный модуль Первая ступень (1-4 классы) Социально-трудовая адаптация в младших классах предполагает:
Коррекционная работа направлена на формирование следующих умений:
На этой ступени предусмотрены следующие виды деятельности учащихся, воспитанников: Трудовое обучение
Вторая ступень (5-9классы) СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА 1 БЛОК. Самообслуживание
2БЛОК. Культура поведения
2БЛОК. Трудоустройство
Допрофессиональная подготовка ШВЕЙНОЕ ДЕЛО. |
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников... Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате | Рабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида» Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В специальной (коррекционной) школе VIII вида в начальных классах обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:... | ||
Ольга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина... Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Положение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Выступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального... Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)... Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Решение проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в современном экономическом обществе через... | Закрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся... Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению... |