Скачать 200.83 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра общей и прикладной социологии УТВЕРЖДАЮ Первый проректор _____________ Т.С. Иванова «____» _____________ 2013 г. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100.68 «Социология» (программа «Социология образования») Москва 2013 Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Социология». Поступающий в магистратуру по направлению 040100.68 «Социология» (программа «Социология образования») представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме комплексного междисциплинарного экзамена. Требования к реферату Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру. Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования. В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике. Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы. Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала. Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру. Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет список публикаций вместе с рефератом. Требования к экзамену Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению 040100.68 «Социология» (программа «Социология образования») включает в себя три вопроса: один по социологии, второй – по социологии образования, третий – по теме реферата. Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 50 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом. На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции: - целостное социологическое знание, отражающее современный уровень развития социологии как науки; - свободное владение основными понятиями социологии образования; - умение устанавливать связь теоретических основ социологии с современной практикой; - владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату). Критерии оценки:
Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата в течение часа после объявления. Содержание программы «СОЦИОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Тема 1. Предмет и объект социологии. Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии. Социологическое мышление. Огюст Конт и зарождение социологии. Социология в системе гуманитарных наук. Науки о культуре и науки о природе. Отличие социологии от других гуманитарных наук. Номотетические и идеографические науки. Значение социологии. Основные категории, законы и функции социологии. Задачи социологии как науки. Классификация социологических наук. Тема 2. Социология в системе гуманитарных наук. Социологический анализ. Уровни познания. Обыденное, философское и социологическое познание. Социология как наука о человеке. Отличие социологии от истории, философии и психологии. Социология как академическая дисциплина. Структура социологического знания. Тема 3. Социологический метод. Специфика социологического анализа. Логика социологического исследования. Эмпирический и теоретический уровни социологического знания. Характеристика социологического метода. Классики о методе социологии. Понимающая социология М. Вебера. Постулаты метода Э. Дюркгейма. Родовое понятие в социологии. РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема 4. Социальное действие и социальное взаимодействие. Деятельность как фундаментальная категория активности человека и человеческих сообществ. Элементы деятельности: цель, потребности, действия. Действие как единица деятельности. Поведение как совокупность действий, наблюдаемых другими людьми. Элементы социального поведения: потребности, мотивация, экспектации (ожидания), поступок как единица поведения. Свобода действий и свобода выбора – характеристики социального поведения. Свобода и ответственность. Иррациональные и рациональные социальные действия. Элементы иррациональных действий и защитные механизмы стереотипизации, массовые психозы, агрессивность, вымещение и перенос на других. Классификация социальных действий М. Вебера. Социальное взаимодействие. Принципы социального взаимодействия. Тема 5. Личность в социологии. Социологический подход к определению личности. Разница между Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Ролевая теория личности. Личность как ансамбль социальных функций, заданных ее положением (статусом) в группе и обществе. Интернализация роли в качестве принятия как своего "Я" и отстранение от заданной роли (проигрывание социальных функций без слияния с нею). Человек как биологический и социальный индивид. Понятие о биологической и культурной эволюции. Биологическое и социальное начало личности. Социализация личности. Агенты социализации. Первичная и вторичная социализация. Социальные роли и социальные статусы. Отличие класса от страты. Тема 6. Социальная стратификация и социальная мобильность личности. П.Сорокин и социальная стратификация. Неравенство в основе выделения страт. Универсальность, социальность и традиционность стратификации. Различие между понятиями «социальная стратификация» и «социальная дифференциация». Социальная мобильность. Критерии стратификации (физический, классовый, профессиональный, сословный, кастовый, этакратический, культурный и др.). Тема 7. Социальные группы и общности. Значение группы для жизнедеятельности общества. Общество как групповой феномен. Классификация социальных групп. Профессиональные и экономические группы: менеджеры, капиталисты, предприниматели, наемные работники, собственники и др. Понятие о социальной общности. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация. Социологическое изучение публики. Феномен толпы. Определения и свойства малой группы: состав, численность, структура, взаимодействие, принадлежность. Представления о групповой динамике. Социально-экономические проблемы молодежи в российском обществе. РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Тема 8. Социальный институт. Понятие о социальном институте. Социальные институты и институциональные отношения. Основные и не основные институты, социальные практики. Функционирование социальных институтов. Явные и латентные функции института. (Р.К. Мертон) Функции и дисфункции института. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Динамика социальных институтов. Жизненный цикл социальных институтов. Многообразие социальных институтов. Последствия институционализации. Основные социальные институты и их характеристика: политическая власть, семья, религия, образование. Проблема изменения социальных институтов. Тема 9. Социальный контроль и девиантное поведение. Социальный контроль как регулятор стабильности социальной системы. Социальный порядок и способы его сохранения. Девиация как отклонение от норм и правил, существующих в обществе. Примеры отрицательной и положительной девиации. Компоненты девиации. Способы борьбы с отрицательной девиацией. Институционализация социального контроля. Принципы регуляции личности. РАЗДЕЛ 4. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Тема 10. Культура как социальное явление. Многообразие определений культуры. Социологическая трактовка культуры как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка. Функции культуры. Неправильное понимание культуры как сферы и уровня. Предпосылки культуры. Культурная статика и культурная динамика. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Понятие культурного комплекса. Базисные элементы культуры: обычаи, нравы, законы. Традиции как механизмы воспроизводства социальных институтов. Ценности и ценностные ориентации. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Тема 11. Структура культуры. Основные элементы культуры: ценности, нормы, язык, санкции. Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Социокультурное пространство общества. Ценности и нормы культуры. Культура как регуляция социального поведения. Традиционный и современный тип культурной регуляции. Механическая и органическая солидарность по Э. Дюркгейму. Религия и ее роль в обществе. Современные религии и их особенности. Характеристики религиозного мировоззрения. Мифологическое, религиозное и светское сознание. Идеология. Тема 12. Общество как система. Социологические теории общества. Понятие социальной системы (Н. Луман). Сферы и институты общества. Взаимное влияние сфер общества. Отличие общества от социального института. Специфика социальных изменений в обществе. Социальный прогресс и регресс. Формы прогресса: реформы и революции. Типология и эволюция общества. Формационная концепция общества К. Маркса. Классификация обществ Д. Белла: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Основные черты и развитие доиндустриалаьного, индустриального и постиндустриального общества. Глобализация общества. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Теория модернизации. «СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Проблемная ситуация в современном образовании. Социология образования как отраслевая социологическая наука. Предмет и объект социологии образования. Этапы становления социологии образования. Место социологии образования в структуре социологической науки и в системе наук, изучающих образование. Институционализация и инфраструктура научных исследований и обучения в социологии образования: печатные издания, периодика, социологические центры и службы, учебные курсы, учебно-научная специализация, учебные пособия.
Образование как освоение культурных ценностей. Межпоколенная трансляция опыта в традиционном обществе. Профессия как основная форма трансляции опыта в традиционном обществе. Подмастерье как институт образования. Роль духовного наставничества в традиционном обществе. Особенности дисциплинарной трансляции опыта в современной цивилизации. Текстовые структуры как объект дисциплинарного обучения. Соотношение профессии и дисциплины в культурной трансляции опыта. Основания дисциплинарной динамики. Основания и предпосылки становления школы как института образования. Дисциплинарность как средство трансляции опыта и основа современной организации учебного процесса. Школа как полидисциплинарное обучение.
Исторические этапы становления школы. Зарождение школы в ходе подготовки жрецов. Древнегреческая и Древнеримская школа. Появление и роль университетов в Средневековье. Духовное и светское образование в Новое Время. Взаимодействие классического и политехнического образования. Становление и развитие образования в России. Училище как основная форма образования Древней Руси. Развертывание светского образования в Петровский период. Реформы образования в ХIХ веке; становление системы образования в России. Борьба за демократическое направление развития системы образования России в конце ХIХ – начале ХХ века. Государственная образовательная политика и реформы системы образования в советский период. Цели и особенности реконструкций системы образования 90-х годов ХХ века.
Базисные функции образования. Дисциплинарное обучение – как основная функция современной системы образования. Взаимосвязь функций обучения и воспитания, и особенность их действия в школьном образовании. Особенность задач профессиональной подготовки в школе. Роль образования в функционировании общественной системы. Социально-системные функции образования: интегративная, легитимации, социальной мобильности, селективности, эгалитарная, культурно-генеративная, социального контроля. Взаимодействие школы с другими социальными институтами в воспроизводстве, в развитии общественных структур, поддержании культурных образцов. Понятие и функции образования как социального института. Сравнение институционального и системного подходов к образованию. Кризис образования как социального института и пути выхода из него.
Структурный анализ системы образования. Сфера и система образования. Структуры учебного процесса: учебная дисциплина, метод, технология. Инфраструктура и учебные технологии в системе образования. Принципы построения современной системы образования. Преемственный характер форм и институтов обучения. Вертикальное и горизонтальное строение образования. Концепция непрерывного образования. От образования к самообразованию: навстречу новой парадигме. Основные ступени образования: дошкольное, начальная и общеобразовательная школа, профессиональная школа (средняя, высшая). Типология современных школ. Роль общеобразовательной школы. Университетское образование в постиндустриальном обществе. Постобразование. Формы внешкольного образования. Дистанционные формы образования. Национальные системы образования. Особенности национальной системы образования в России и других странах.
Образование как фактор социально-групповой дифференциации. Критерии социально-культурной дифференциации в сфере образования. Социально-ролевые позиции и социокультурные ориентации учителей (обучающих) как социально-профессиональной группы. Социально-ролевые позиции и социокультурные ориентации учащихся (обучающихся) как социальной группы. Учебно-предметная специализация как фактор дифференциации учащихся. Молодежная субкультура и ценностные ориентации различных групп учащихся. Коллектив в сфере образования, внутригрупповая динамика в учебном процессе. Бинарная структура учебно-педагогического коллектива.
Формы нормативной регуляции в сфере образования. Особенности управления системой образования. Самоуправление в образовательных учреждениях. Государственная политика в образовании. Социальный заказ в образовании. Формы и пределы влияния институтов общества на систему образования. Парадигмы образования : социологический подход. Содержание образования как детерминанта образовательных парадигм. Автономность учебных заведений. Проблема платности образования; достоинства и недостатки платного образования. Государственные и частные учебные заведения. Маркетинг в сфере образования. Секторы и сегменты рынка образовательных услуг в России и за рубежом.
Нормативное моделирование и прогнозирование в образовании. Дисциплинарная редукция институциональных практик. Структурные элементы моделирования образования: дисциплинарная динамика, учебные технологии и учебная инфраструктура, социально-групповая динамика. Образовательные стандарты. Основные направления инноваций в образовании. Историческая смена образовательных парадигм. Информатизация в современном образовании. Новации в учебно-дисциплинарной динамике. Инновации в методах и технологиях обучения. Принципы проектирования учебных технологий. Развитие игротехнических методов обучения. Методы интенсивного обучения. Компьютеризация в образовании.
Программно-концептуальное обеспечение социологического исследования в сфере образования. Макро- и микроструктурный анализ в сфере образования. Характер диагностики в сфере образования. Особенности применения социологических методов в социологии образования. Количественные стратегии эмпирического исследования образования. Качественные стратегии эмпирического исследования образования. Специфика использования опроса, наблюдения, эксперимента, социосемантических, информационных и других социологических методов в социологии образования. Социологический подход к изучению качества образования. Опыт конкретно-социологического изучения качества образования.
Цивилизация и образование. Факторы динамики системы образования. Научно-технический прогресс и информационное общество. Социальная мобильность и универсализм. Современная образовательная политика. Роль образование в динамике механизмов социального взаимодействия, в личной и публичной жизни. Дифференциация, синтез дисциплинарных культур и СМИ. Глобализация: безопасность и развитие.
Обзор тематики исследования. Институционализация изучения образования. Структурный, функциональный и стратификационный анализ образования (Э. Дюркгейм, П.Сорокин, Т. Колмен, С. Оулес, Г.Гиндис, А. Иллиг, Р. Коллинз). Образование как средство стирания социальных антагонизмов (К. Манхейм). Микроанализ образования (М.Раттер, Б. Бернштейн, М. Хаммерст). Постмодернистский взгляд на образование (С. Ароновиц, Г. Жирокс, С. Пруди.). Образовательные проблемы первичной и вторичной социализации (П.Бергера и Т.Лукмана). Исследование образа жизни и динамики различных групп учащихся, их ценностных ориентаций, ориентаций на образование, на профессию (Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, В.Н. Шубкин, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма, Д.Л. Костантиновский, А.А. Овсянников, В.С. Собкин и др.). Исследование образования как социокультурного института (В.Н. Турченко, А.С. Кусжанова, Н.С. Ладыжец, В.Я. Нечаев и др.). Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по программе «Социология», направление «Социология образования»
Представленный список экзаменационных вопросов может быть незначительно изменен и откорректирован. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная:
Дополнительная
|
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» Программа вступительного экзамена и собеседования по направлению – 040100. 68 Социология | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии,... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии,... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 «Социология» Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра социологии,... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры педагогики... | Программа вступительных испытаний в магистратуру «менеджмент» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.68 «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100.... Программа вступительного экзамена по рекламе и связям с общественностью для поступающих в магистратуру по направлению 031600. 68.... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Психология профессионализации личности»)... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании»)... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;... | Программа собеседования по направлению 040100. 68 Социология Программа... Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру Гуманитарного института чгу по магистерской... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | ||
3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... ... |