Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»





Скачать 243.36 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
Дата публикации30.10.2014
Размер243.36 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
институт педагогики и психологии образования
теории и методики дошкольного и начального образования

Программа вступительных испытаний в магистратуру

по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»

(программа «Предшкольное образование»)

Очная форма обучения

Москва 2012

Составители:

доктор педагогических наук,

профессор Н.М.Конышева

Кандидат психологических наук, профессор Н.И. Фатеева;

Кандидат психологических наук, доцент И.В.Егоров;

Старший преподаватель С.А. Пошина


Директор института педагогики и психологии образования

ГОУ ВПО МГПУ:

доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор

А.И. Савенков

Рецензенты:

профессор кафедры теории и истории педагогики ГОУ ВПО МГПУ, кандидат педагогических наук, Г.И. Оглоблина;

доцент кафедры психологии образования ГОУ ВПО МГПУ, кандидат психологических наук, Г.Ю. Мартьянова.

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры педагогики и психологии образования (протокол № 8 от 19.03. 2012г).
Утверждена ученым советом Института педагогики и психологии образования (протокол № 7 от 26.03. 2012г).

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра педагогики, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Педагогика».

Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогика» представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена.
Требования к реферату

Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.

Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.

Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы.

Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.

Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет публикацию (ии) вместе с рефератом.
Требования к экзамену

Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению 050100.68 включает в себя три вопроса: один по педагогике, второй – по психологии, третий по теме реферата.

Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 60 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное психолого-педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогики, психологии и образования;

- свободное владение основными понятиями педагогики и психологии;

- умение устанавливать связь теоретических основ педагогики и психологии с современной практикой;

- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).

Критерии оценки:

ECTS

Баллы %

Критерии выставления оценки

А

90-100

Прекрасное знание рассматриваемого вопроса, с совершенно незначительными неточностями

В

82-89

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но с некоторыми неточностями

С

75-81

В целом неплохое знание рассматриваемого вопроса, но с заметными ошибками

D

67-74

Слабое знание рассматриваемого вопроса, с весьма заметными ошибками

Е

60-66

Самое общее представление о рассматриваемом вопросе, отвечающее лишь минимальным требованиям. Серьезные ошибки

F

0-59

Полное незнание рассматриваемого вопроса. Грубейшие ошибки.


Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на аппеляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата.

Содержание программы
«ПЕДАГОГИКА»
Раздел 1. Общие основы педагогики

Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, функции педагогики. Структура педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики.

Методология и методы педагогических исследований. Понятие «методология педагогической науки». Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Фундаментальные и прикладные исследования.

Научный аппарат исследования. Организация педагогического исследования: обоснование актуальности исследуемой темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов исследования. Методы педагогического исследования и их характеристика.
Раздел 2. Теория обучения

Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.

Теоретические основы разработки содержания образования. Сущность и структура содержания образования; его основные характеристики. Государственный образовательный стандарт и его роль в определении содержания образования. Вопросы содержания образования в Законе РФ «Об образовании»: ст. 7,9,14. Реализация содержания образования в учебных планах, учебных программах и учебниках.

Проблемы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства обучения. Методы, приемы, средства обучения и их классификация. Репродуктивные и проблемные методы обучения. Исторический аспект развития проблемы методов и средств обучения.

Формы организации обучения и их развитие в современной дидактике. Урок и другие формы обучения в современной школе. Вопросы организации обучения в Законе РФ «Об образовании».

Проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся: ее функции, виды и формы проведения. Оценка как элемент управления качеством образования. Характеристика и анализ традиционных и современных средств оценивания результатов обучения.

Проблема выбора методов и форм обучения. Педагогические технологии в обучении. Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении. Компьютерные технологии в обучении и особенности их использования в работе с детьми разного возраста.
Раздел 3. Теория и методика воспитания

Сущность воспитания как педагогического процесса. Понятие воспитания в широком и узком смысле слова. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.

Воспитательный процесс и его характеристика. Содержание воспитательной работы в школе. Основные направления воспитательной работы с детьми. Проблема воспитания детей, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических чувств на основе индивидуального подхода. Самовоспитание и самосовершенствование учащихся. Особенности педагогического руководства самовоспитанием школьников в разные периоды их возрастного развития.

Проблема методов, средств и форм организации воспитания. Сущность и классификация методов воспитания. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания. Методика воспитания убеждений. Методика воспитания поведения. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности. Воспитывающая среда и ее развитие. Понятие о воспитательном коллективе и его структуре.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Сущность межличностного взаимодействия. Виды отношений педагога с учащимися. Взаимодействие и совместная деятельность, основные пути их развития. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Совместная работа учителя и родителей в осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми.

Педагогика межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнациональных отношений. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Организация практической деятельности учащихся по формированию у них культуры межнациональных отношений.

Внеклассная воспитательная работа. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы Особенности внеклассной воспитательной работы на современном этапе развития школы. Основные формы индивидуальной и массовой внеклассной воспитательной работы. Неформальные объединения детей и молодежи и их воспитательный потенциал.

Планирование воспитательной работы. Особенности содержания и организации воспитательной работы в современных условиях. Виды и формы планирования воспитательной работы. Взаимодействие учителя, детей и родителей в планировании воспитательной работы.
Раздел 4. Управление образовательными системами

Сущность управления системой образования. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления.

Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Содержание, формы и методы работы школы с семьей. Органы управления образованием. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления. Службы управления.

Повышение квалификации и аттестация работников школы. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы ее организации. Педагогическое самообразование учителя. Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ.
Раздел 5. История педагогики и образования

История педагогики и образования как область научного знания. Предмет, задачи, хронология истории педагогики.

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и образование в Западной Европе периода Средневековья и эпохи Возрождения (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Т.Мор и Т.Компанелла, Ф.Рабле и М. Монтень). Гуманистические идеи западной цивилизации XVII - XIX вв. (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А. Дистервег). Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX веков (Д. Дьюи, В.Лай, Кершенштейнер).

История воспитания, образования и педагогической мысли в России. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. (М.В. Ломоносов, И.И.Бецкой, И.И.Новиков, Янкович). Школа и педагогика России XIX — начала XX вв. (до 1917 года). Педагогическая деятельность и педагогические идеи выдающихся деятелей просвещения XIX — начала XX вв. (К.Д.Ушинский, Н.А. Корф, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.) Отечественная школа и педагогика после 1917года (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко). Педагогическое новаторство В. А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Раздел 6. Нормативно-правовое обеспечение образования

Закон РФ «Об образовании» как документ, регулирующий вопросы образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности.

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная конвенция о правах ребенка.

Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.
«ПСИХОЛОГИЯ»
Раздел 1. Основы общей психологии

Психология как отрасль научного знания. Психика человека как предмет системного исследования. Структура и функции психики. Мозг как анатомо-физиологический субстрат психики.

Сознание – высшая ступень развития психики. Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание, самопознание, самооценка и «образ Я».

Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы и методики психологического исследования.

История психологии. Предмет и задачи истории психологии. Абсолютизация отдельных категорий как основа оформления течений и научных школ в психологии. Душа, сознание, функция, образ, мотивы, установки, поведение, деятельность, личность как предметы научной психологии. Учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в марксистской психологии. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Понятие о смысловом строении сознания. Закон развития высших психических функций.

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии.

Деятельность и общение как способы социальной жизни человека. Деятельностное бытие человека. Социальность, предметность, сознательность человеческой деятельности. Деятельность: структура, виды, характеристики. Человек как субъект деятельности. Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, задачи. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка. Единство общения и деятельности. Общение: функции, структура, психологические характеристики.

Уровни анализа психических явлений. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Понятие об индивидных свойствах человека. Половозрастные особенности человека и конституционные типологии в психологии. Темперамент. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы. Характер как стиль поведения. Мотивация и характер.

Потребности, мотивация, цели человека. Формы и функции мотивов. Воля как способность человека руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологические механизмы волевого поведения. Функции воли. Основные этапы волевого акта. Чувства и эмоции, их роль в поведении человека. Функции эмоций. Формы и виды эмоций.

Основные психологические теории личности. Направленность и ее психологические проявления. Поступок как пространство личности. Развитие личности в онтогенезе. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности.

Личность и индивидуальность.

Познавательные процессы. Познавательная сфера. Основные формы познания человека: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

Виды, свойства, закономерности ощущений. Чувствительность и пороги чувствительности. Характеристика, свойства, особенности восприятия.

Память. Особенности памяти как психического процесса. Функции памяти. Теории памяти и ее физиологические основы. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти.

Сущность, виды, характеристики внимания. Внимание: физиологические основы и функции.

Мышление. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление как процесс решения задач. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи и речевые процессы. Речь и язык.

Виды, функции, свойства, природа воображения. Психологические механизмы воображения.
Раздел 2. Возрастная психология

Основные закономерности психического развития. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Понятие о врожденных особенностях психики. Социальные факторы как условие и источник психического развития. Понятие о биогенетических и социогенетических теориях психического развития.

Собственная активность ребенка как детерминанта развития. Роль общения в процессе формирования психики. Формы общения (Лисина М.И.): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. Социальная ситуация общения, ее роль в процессе становления психики.

Понятие возраста в психологии. Проблема возраста и возрастная периодизация. Структура и динамика возраста. Литические и критические периоды психического развития ребенка. Современные периодизации психического развития.

Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Общая характеристика периода новорожденности. Психическое развитие в младенческом возрасте. Ведущая роль общения со взрослыми. Развитие речи. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Развитие движений: хватание, манипулятивные действия, ходьба. Кризис первого года жизни.

Психическое развитие в раннем детстве. Этапы развития предметной деятельности, ее значение для психического развития. Восприятие. Сенсорное развитие и его значение. Память, ее развитие и функции в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Развитие пассивной и активной речи, ее значение для развития ребенка. Особенности развития игровой деятельности. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Сущность и симптоматика «кризиса трех лет». Основные новообразования раннего возраста.

Общая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельности: изобразительная деятельность, восприятие сказки, элементарный труд, развитие общения, элементы учения. Общая характеристика познавательных процессов у дошкольника.

Развитие личности дошкольника. Особенности мотивов поведения, возникновение иерархии мотивов. Формирование произвольных форм поведения. Развитие нравственных чувств и эмоциональной сферы. Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис 7 лет, его особенности.

Проблема готовности к школьному обучению. Социально-психологическая сущность адаптации ребенка к школе. Учебная деятельность - ведущая деятельность младшего школьника. Ее структура и состав. Виды учебных мотивов. Развитие психических процессов младшего школьника. Формирование ВПФ. Развитие личности младшего школьника. Формирование характера, интеллекта, самосознания. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

Проблема кризиса подросткового возраста. Роль индивидуальных и половых различий. Формы проявления «чувства взрослости». Возникновение нового типа общения в подростковом периоде. Роль сверстников в психическом развитии подростка. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте.

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в юношеском возрасте. Ранняя юность. Проблема личностного самоопределения в юношеском возрасте. Устремленность в будущее, проблемы смысла жизни, формирование мировоззрения и морально-этических установок. Юношеская дружба и любовь. Юношеская субкультура. Профессиональное самоопределение.

Этапы взрослости. Общая характеристика зрелого возраста. Особенности познавательного развития, возможности обучения в зрелом возрасте. Профессиональная деятельность и место человека в системе общественных отношений. Стремление к самореализации и творчеству как факторы успешности психического развития.

Этапы профессионального роста человека. Этапы развития семьи. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни.

Периодизация позднего возраста. Пожилой возраст. Кризис пожилого возраста. Старость как социальная и психологическая проблема. Когнитивные и личностные изменения в старости. Компенсаторные механизмы в период старения. Психологические аспекты проблемы долголетия. Типы старости. Подготовка к смерти как продолжение личностного развития.
Раздел 3. Педагогическая психология

Предмет, задачи и проблемы педагогической психологии. Предмет педагогической психологии. Психология обучения и учебной деятельности. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Основные понятия: обучение, воспитание, развитие, учебная деятельность, формирование. Основные задачи педагогической психологии. Основные проблемы исследований в педагогической психологии.

Учебная деятельность. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Типы научения. Сущность учения. Основные трактовки учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже). Основные теории учения в отечественной психологии.

Личностно-деятельностный подход к обучению. Сущность учебной деятельности. Структура и специфика учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности, виды мотивов учения. Учебная задача и её роль в обучении. Учебные действия, общие (обобщённые) способы действий и частные (операции, приёмы). Действия контроля в учебной деятельности. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.

Усвоение знаний. Свойства знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Этапы формирования знаний. Соотношение знания и понимания. Сущность умений и навыков. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин).

Роль и значение оценки учителя. Опыт безотметочного обучения учащихся. Обучаемость. Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому и возможности умственного развития учеников. Обученность, воспитанность, развитость школьника, их показатели и уровни.

Педагогическая деятельность. Сущность и структура педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности. Функции и противоречия педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

Педагогическая направленность: понятие и структура. Иерархическая структура педагогической направленности учителя. Классификация мотивов педагогической деятельности. Педагогические умения и навыки. Педагогическое мастерство и проблема обучения педагогов.

Структура педагогических способностей. Общие педагогические способности: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. Профессионально важные качества учителя. Базовые умения педагога: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические. Стиль педагогической деятельности. Профессионализм педагога.

Специфика и уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, амотивная. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Коммуникативные умения педагога, навыки и их характер.

Обучение учащихся умениям и навыкам межличностного общения и взаимодействия в учебном процессе. Роль коллективных форм учебной деятельности в образовательном процессе. Обучение учащихся умениям вести дискуссию, организовать совместную деятельность, находить решения конфликтных ситуаций конструктивными способами.

Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по программе «Педагогическая психология», направление «Педагогика»


  1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Основные отрасли педагогики. Педагогическая наука и образовательная практика.

  2. Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогике.

  3. Происхождение эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.

  4. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.

  5. Сущность процесса обучения его задачи, структура. Функции процесса обучения. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

  6. Проблема структурирования содержания образования. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. Учебное планирование. Учебные программы. Учебная литература; задачи, структура, функции.

  7. Организационная структура современного образовательного процесса. Формы организации образовательной деятельности. Традиционные формы организации учебной деятельности. Альтернативные формы организации учебной деятельности.

  8. Дифференциация и индивидуализация учения. Виды дифференциации обучения. Формы дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения.

  9. Методы обучения. Основные классификации методов обучения.

  10. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения. Новые информационные технологии в образовании.

  11. Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания.

  12. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.

  13. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях.

  14. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

  15. нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды.

  16. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности.

  17. Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде. Выбор профессии и проблемы становления профессиональной идентичности.

  18. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания.

  19. Теоретические основы управления образовательными системами. Практика управления системой образования. Стили руководства в образовании. Образовательное учреждение как объект управления.

  20. Проблема разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. Педагогический коллектив и его развитие. Аттестация педагогических кадров.

  21. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности.

  22. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности.

  23. Общенаучная характеристика психологии как отрасли научного знания. Объект, предмет и задачи психологии. Структура и основные отрасли современной психологии. Место психологии в системе научного знания.

  24. Методологические основы психологического исследования и их реализация в педагогической психологии (принцип детерминизма, единства психики и деятельности, объективности развития). Классификация методов исследования, применяемых в педагогической психологии.

  25. Проблема развития в психологии. Характеристика понятия развитие. Возрастная периодизация. Проблема стадиальности развития. Гетерохрония развития.

  26. Проблема средовой и генотипической детерминации развития когнитивных функций. Общая характеристика генотипических и средовых факторов. Роль генотипа и среды в развитии психики индивида. Основные теории взаимодействия генотипа и среды.

  27. Психологические теории учения конца ХIХ века.

  28. Научная революция в педагогической психологии начала ХХ века. Бихевиоризм и образование. Гештальтпсихология и теории обучения.

  29. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского. Основные положения теории Л.С. Выготского. Учение о высших психических функциях. Влияние теории Л.С. Выготского на педагогическую психологию и образовательную практику.

  30. Теория детского развития Жана Пиаже. Интеллект и адаптация к среде. Формирование когнитивных структур. Ассимиляция и аккомодация как механизмы адаптации. Стадии развития интеллекта.

  31. Теория деятельности как фундамент теории учения. Деятельностный подход в психологии. Учебная деятельность, как вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности.

  32. Необихевиоризм и образование. Основные положения теории «оперантного научения» Б.Ф. Скиннера. Теория оперантного научения и образование. Программированное обучение.

  33. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Базовые теоретические основания подхода П.Я. Гальперина. Какую роль в усвоении играет тип ориентировочной основы действия. Опишите особенности обучения, выстроенного в соответствии с разными типами ориентировочной основы действия. Какова этапность процесса формирования умственных действий.

  34. Психологические основы проблемного обучения. Источники идеи психологии проблемного обучения. Проблемные ситуации в обучении.

  35. Теоретические основы развивающего обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова. Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

  36. Гуманистическая психология и современное образование. Учение о самоактуализации А. Маслоу. Гуманистическая психология о двух типах учения.

  37. Психологические основы исследовательского и проектного обучения.

  38. Проблема обучения и развития в современной психологии.

  39. Психодиагностика в современном образовании. От «диагностики отбора» к «диагностике развития». Виды диагностики в образовании.

  40. Мотивация учения. Классификации мотивов учения. Иерархия мотивов учебной деятельности. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

  41. Психология усвоения. Общая характеристика понятия – «усвоение». Основные формы усвоения. Структурная организация процесса усвоения. Этапы и стадии процесса усвоения. Основные характеристики усвоения. Управляемость процесса усвоения. Личностная обусловленность усвоения.

  42. Когнитивные стили в учебной деятельности. Когнитивно-стилевой подход в современной психологии. Феноменология когнитивных стилей. «Когнитивный», «познавательный» стили и «стиль учения». Классификация стилей учения.

  43. Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте.

  44. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности.


Представленный список экзаменационных вопросов может быть незначительно изменен и откорректирован.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:

  1. Веракса Н.Е. История детской психологии. –М.: Academia, 2009.

  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М. Кно-Рус. 2010. 740 с.

  3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. Дружинина. 2-е издание. –СПб.; Питер. 2009.

  4. Савенков А.И. Педагогическая психология. В двух томах. – М.: Academia, 2009. 416 с.; 238 с.


Дополнительная:

    1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496с.

    2. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки // Избранные педагогические труды: В 2-х т./ А.А.Бодалев и др.Т1. - М.: Педагогика, 1980. – 288с.

    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: ПИТЕР, 2008. – 400 с.

    4. Болонский процесс: середина пути/ Под науч. Ред. В.И. Байденко. – М.: Исслед. Центр пробл. качества подгот. специалистов: Рос. Нов. Ун-т, 2005. – 379с.

    5. Брунер Дж. Культура образования. –М. 2006.

    6. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

    7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружинин. 2 издание. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

    8. Дружини В.Н. Психология общих способностей. –СПб.; Питер. 1999. 356 с.

    9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 420с.

    10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. – 544с.

    11. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов/ А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 216с.

    12. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 5 издание. – М.: Ось - 89, 2003. – 48с.

    13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2001. – 314с.

    14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. 320 с.

    15. Крайг Г. Психология развития./ Г.Крайг.- СПб.: Питер, 2000 – 780 с.

    16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 352 с.

    17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев.- М.: Просвещение, 1979. – 248 с.

    18. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова – М.: Просвещение, 1990. – 205 с.

    19. Маркова А.Н. Психология труда учителя: Книга для учителя/ А.К.Маркова – М.: Просвещение, 1993. – 312 с.

    20. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)./Л.М.Митина.- М.: "Дело", 1994. - 324 с.

    21. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В.Мудрик. – М.: Academia, 1999. – 260с.

    22. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

    23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. – 367 с.

    24. Парамонова Л.А., Протасов Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасов. – М.: Academia, 2001. – 240с.

    25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. – СПб.: Союз, 1997. – 256 с.

    26. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. – М., 1977.

    27. Реан А.А. Социальная педагогическая психология./ А.А.Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.:Питер, 1999 г. – 299 с.

    28. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. 440 с.

    29. Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008. – 120с.

    30. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр./ Д.И.Фельдштейн. - М.: МПА, 1995. - 368 с.

    31. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. – 344 с.

    32. Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. – 2 издание, перераб. и доп.– Спб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании»)...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
«Педагогическое образование» («Предшкольное образование») обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории педагогики...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний (собеседования) в магистратуру...
Заведующий кафедрой информатизации образования Института математики и информатики гбоу впо мгпу, д п н, профессор В. В. Гриншкун
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием иппо гбоу впо мгпу м. Н. Недвецкая
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Профессор кафедры теории и истории педагогики иппо гбоу впо мгпу, д п н., профессор Г. М. Коджаспирова
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «050100....
Абитуриент должен продемонстрировать знания, умения и навыки по теории, практике и методике преподавания первого иностранного языка...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки...
...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «050100....
Абитуриент должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки по теории, практике и методике преподавания первого иностранного...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру нтгспа направление...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск