Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
магистерская программа:
«Теория и практика преподавания русского языка как иностранного» Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, с учетом специфики магистерской программы, предполагающей возможность обучения бакалавров с различной фундаментальной подготовкой.
РАЗДЕЛ I. ФИЛОЛОГИЯ Тема 1. Система и структура языка Язык как система единиц. Уровни языка и их единицы. Особенности системных отношений на различных уровнях языка (фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Типы системных отношений в языке: синтагматические, парадигматические, иерархические. Язык как системы взаимосвязанных уровней. Межуровневые связи. Понятие синхронии и диахронии.
Тема 2. Язык и речь. Язык как система и речь как коммуникативная норма. Язык и мышление. Психолингвистические аспекты проблемы речи и мышления. Соотношение коммуникативных и когнитивных структур в речевой деятельности человека.
Язык и речь как два компонента речевой деятельности. Речевая деятельность как способ манифестации системы языка. Деятельностный подход к языку и речевая деятельность.порождение речевого высказывания. Роль исследования этих процессов для описания системы языка. Механизмы речевосприятия. Механизмы процессов речепорождения. Психолингвистическая характеристика переводческого акта.
Тема 3. Знаковый характер языка Понятие знака в семиотике. Типы знаков: знаки-копии, признаки, сигналы, символы, собственно знаки. Две стороны знака: план выражения (означающее) и план содержания (означаемое). Линейный характер означающего. Принцип произвольности знака. Коммуникативность, социальность, материальность, воспроизводимость. системность знаков.
Понятие семиотической системы. Основные культурно-значимые семиотические системы. Знаковый характер паралингвистических средств, их роль в коммуникации. Место языка среди других знаковых систем. Знаковая и значащая форма языка. Использование языка для наименования и интерпретации других семиотических систем. Языковой знак. План выражения и план содержания языкового знака. Знаковый характер слова и морфемы.дискуссии о знаке.
Тема 4. Основные аспекты фонетики и орфоэпии
Фонетика как раздел языкознания. Разделы фонетики. Сегментная фонетика. Сверхсегментная фонетика. Направления в изучении звуков речи. Артикуляционное направление в изучении звуков речи. Акустическое направление в изучении звуков речи. Функциональное направление в изучении звуков речи. Перцептивное направление в изучении звуков речи. Связь фонетики с другими науками.
Интонация как комплекс просодических элементов речи. Функции интонации.
Фоностилистика. Стилеобразующие факторы. Классификации фонетических стилей. Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментом уровнях.
Социальная и территориальная вариативность. Диалектология. Диалект и акцент. Орфоэпическая норма.
Тема 5. Лексикология
Лексикология, ее предмет и задачи. Связь лексикологии с другими лингвистическими дисциплинами. Основные разделы лексикологии.
Общие проблемы теории слова. Функции слова.
Слово и морфема. Морфемы, их типы. Морфемная структура слова.
Словообразование. Основные понятия словообразования. Основные составляющие деривационной структуры слова. Основные и второстепенные способы словообразования в английском языке. Роль словообразования в пополнении словарного состава.
Слово и словосочетание.
Теория знака и слова. Виды значений слова (грамматическое и лексическое значение).
Основные способы номинации: первичная, вторичная. Вторичная номинация и метафора. Классификация метафор.
Семантическая структура слова (денотативное, сигнификативное и коннотативное значение). Коннотация как особый макрокомпонент значения
Полисемия. Диахронический и синхронический подходы к полисемии. Полисемия и контекст.
Омонимия. Лексическая омонимия – звуковое (графическое) совпадение различных слов, значения которых не связаны друг с другом. Пути становления омонимов в русском языке. Классификация омонимов (омофоны, омографы, полные омонимы). Синонимия и антонимия
Семантические классы лексических единиц. Семантическое поле. Лексико-семантическая группа. Классификация синонимов: абсолютные, идеографические, стилистические, семантико-стилистические.
Понятие антонимии. Классификации антонимов: структурные, семантические. Антонимические ряды.
Этимологическая характеристика словарного состава языка. Роль заимствования в обогащении словарного состава. Ассимиляция заимствований и ее виды.
Фразеологические единицы и их классификация
Территориальная и социальная дифференциация лексики.
Лексикография. Основные типы словарей
Тема 6. Теоретические вопросы грамматики русского языка
Грамматическая форма и грамматическое значение, грамматические категории
Грамматический строй языка.
Морфология и синтаксис, их основные единицы.
Части речи и их морфологические категории. Различные подходы к классификации частей речи.
Категория имени существительного в современном английском языке. Категория числа. Категория падежа. Категория рода в современном русском языке.
Особенности морфологии имени прилагательного в современном русском языке. Проблема статуса имени числительного как части речи. Характеристика и классификация местоимений в современном русском языке
Общие характеристики глагола (значение, синтаксические функции, морфологическая структура). Грамматические категории лица и числа. Категории вида и времени. Категория наклонения. Залог как морфолого-синтаксическая категория. Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие I, причастие II Функции инфинитива в предложении (подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство). Семантика и сочетаемость модальных глаголов в русском языке.
Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений .
Члены предложения. Понятие ядра и периферии в языке. Противопоставление главных и второстепенных членов предложения как фундаментальная оппозиция теории членов предложения.
Теория актуализации. Актуальное членение предложения (тема и рема).. Теория речевых актов
Грамматика текста. О понятии «текст». Основные признаки, присущие тексту. Классификация текстов. Сверхфразовое единство как минимальная единица анализа текста. Грамматические характеристики разговорной речи. Пунктуация.
Тема 7Основные понятия и категории лингвостилистики
Лингвистическая стилистика как раздел языкознания.
Проблемы нормы и вариативности в современном русском литературном языке
Стилистическая дифференциация словарного состава современного русского языка Проблемы стилистической выразительности.Фонетические стилистические приемы.Лексические стилистические приемы.Синтаксические стилистические приемы .
Текст как объект лингвостилистического анализа
Функциональные стили .Классификация стилей и виды стилистических значений.
Понимание и интерпретация текста.
Тема 8 Диахронический аспект русского языка
Предмет истории языка. Подходы к периодизации русского языка.
Основные этапы исторического развития русского языка.
Сравнительно-сопоставительный метод изучения языка. Периодизация истории русского языка.Формирование системы языка в различные исторические периоды его развития
РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема 1. Педагогическая антропология как комплексное знание
Место педагогической антропологии в системе наук.Основные категории педагогической антропологии: образование, развитие, обучение, воспитание. Их сущность и взаимосвязь..
Психологические знания как ведущие детерминанты процесса познания человека
Высшая нервная деятельность и её функции.
Сознание человека – высшая стадия развития психики. Язык и сознание. Сознание как предмет психологического анализа.
Тема 2. Познавательные процессы
Общая характеристика познавательных процессов
Ощущение и восприятие как основные формы чувственного восприятия. Органы чувств как единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Понятие анализатора. Классификация ощущений.
Восприятие и его особенности: целостность,структурность,константность,осмысленность, избирательность.
Внимание и его функции в познавательной и предметно-практической деятельностичеловека.Физиологические основы внимания. Основные теории внимания. Свойства внимания. Виды внимания и их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.
Память. Характеристика основных процессов памяти
Мышление как высшая форма познавательной деятельности.Социальная природа мышления человека. Мышление и речь. Виды и формымышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Логические формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции (процессы); сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракция, конкретизация.
Воображение и фантазия. Этапы творческого воображения.
Тема 3. Психология речевой деятельности
Понятие речевой деятельности. Речевая деятельность и вербальное общение. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо. Психологическая характеристика перевода как вторичного вида речевой деятельности.
Психологические механизмы речевой деятельности: осмысление, опережающее отражение (вероятностное прогнозирование и упреждаюший синтез). Психологический анализ языка и речи.
Изучение речи и языка науками гуманитарного цикла: лингвистикой, психологией, педагогикой, комплексами наук. Возникновение нейролингвистики, психолингвистики, математической лингвистики, психология речи, теории речевой деятельности.
Функции речи (по К. Бюлеру) :экспрессивная (способность слова выражать переживания); импрессивная (способность воздействовать на партнера), познавательная (высказывание истины или ложности о явлениях). Список вопросов к
вступительномусобеседованиюв магистратуру по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - МАГИСТРАТУРА)
Магистерская программа – Теория и практика преподавания русского языка как иностранного
Понятие о языке. Основные функции языка.
Язык и речь. Речевая деятельность. Речь и мышление.
Место русского языка среди языков мира.
Предмет и задачи фонетики. Система гласных звуков русского языка.
Система согласных звуков русского языка.
Языковая норма. Виды норм.
Интонация. Интонационные конструкции.
Происхождение и состав русского алфавита. Принципы орфографии.
Особенности русского ударения.
Виды лексических значений слов. Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.
Происхождение лексики современного русского языка.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченной сферы употребления.
Понятие фразеологизма. Признаки и типы фразеологизмов.
Предмет словообразования. Морфемный состав слова.
Способы словообразования в русском языке.
Принципы классификации частей речи.
Имя существительное. Семантика и грамматические признаки. Синтаксическая функция.
Имя прилагательное. Полные и краткие прилагательные. Степени сравнения.
Имя числительное. Разряды числительных. Грамматические категории. Склонение числительных.
Местоимение. Разряды местоимений.
Глагол. Основные классы глагола.
Причастие. Значение и грамматические признаки.
Деепричастие.
Наречие. Разряды наречий. Степени сравнения наречий.
Служебные части речи. Предлог. Частица.
Союз. Классификация союзов.
Синтаксические нормы русского языка.
Порядок слов в предложении.
Простое предложение. Типы предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Осложненные предложения. Однородные члены, вводные слова, обращения, приложения, о знаках препинания.
Сложное предложение. Типы сложных предложений.
Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Нормы русской пунктуации. Бессоюзное сложное предложение.
Функциональные стили современного русского литературного языка.
Официально-деловой стиль.
Разговорный стиль и его особенности.
Публицистический стиль и его особенности
Научный стиль и его особенности.
Средства речевой выразительности.
Тропы как средство речевой выразительности.
Сущность воспитания: основные принципы воспитательного процесса.
Цели воспитания: общие и конкретные цели воспитания. Иерархия целей.
Современные методы воспитания: методы формирования положительного опыта поведения и деятельности; методы убеждения; методы стимулирования.
Современные формы организации учебного процесса.
Цели и содержание обучения.
Средства обучения. Классификация средств обучения: учебник, технические средства обучения, учебно-методи¬ческий комплекс.
Проблема упражнения. Упражнение как единица обучения, роль упражнения в фор¬мировании навыков и умений.
Отбор языкового материала. Существующие подходы к отбору языкового материала.
Учебно-методическое обеспечение
|