Скачать 1.19 Mb.
|
Введение Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру. В пособии также излагаются темы, наиболее трудные для понимания и теоретические основы религиоведения как научной дисциплины, даются объяснения некоторых понятий и терминов, встречающихся студентам по мере усвоения предмета. На наш взгляд пособие позволяет частично устранить методологическую эклектичность учебных материалов, изданных по истории религий за последнее время. В более сжатой и доступной форме, чем в учебниках излагается динамика развития религии как целостной системы, показывается культурно-историческая взаимосвязь основных конфессий. В российском обществе, в котором религия была искусственно вытеснена на обочину социально-культурной жизни, в конце ХХ – начале ХХI в., наблюдается ренессанс всех основных конфессий. Православие и ислам быстро восстанавливают свои позиции, усиливают духовное и политическое влияние в обществе. РПЦ и духовные управления мусульман превращаются в мощные с экономической точки зрения организации. Активизировались традиционные и новые секты: неохристианские и неоязыческие, ориенталистские, сайентологические, синкретические. К сожалению, адепты многих из них в своей проповеди (читай пропаганде) переступают грань дозволенного законом и моралью, используя «тоталитарные» (по определению РПЦ) формы воздействия на сознание, призывая к эскапизму или насилию. Естественно, что первой жертвой новых «ловцов душ» оказывается молодежь. Молодые люди, в силу возрастных особенностей, не обладая должным уровнем развития критического мышления, объемом знаний, устойчивыми культурно-эстетическими приоритетами, оказываются вовлеченными в асоциальные или антисоциальные группы. Стремление к протестным формам самовыражения и общий духовный вакуум также способствуют этому. Опросы, ежегодно проводимые в нашем вузе, демонстрируют неуклонный рост религиозности молодежи. В той или иной степени верующими считают себя сейчас от 40 до 60 % молодых людей1. Тем самым актуальность пособия диктуется: - во-первых, необходимостью адекватного действующему законодательству и единственно возможному в многоконфессиональной и полиэтнической стране беспристрастного сравнительно-исторического обзора мировых и этнических религий, противоположного как экстремизму сект, так и поборников безоглядного внедрения православия в школе и вузе; - во-вторых, низкой базовой подготовкой учащихся, приходящих в вузы из общеобразовательной школы. В подавляющем большинстве школ даже в усеченном общеознакомительном варианте предмет не ведется. Первокурсники сталкиваются с огромным массивом новых терминов и понятий, новых знаний, усвоить которые они часто оказываются не в состоянии; - в-третьих, необходимостью построения единой методологически-обоснованной модели курса, основной целью которого является в контексте гуманитарной составляющей образовательного процесса обеспечить получение студентами знаний по истории одной из важнейших областей мировой культуры – религий человеческой цивилизации. Задачами же курса «Основы религиоведения» являются: 1. Показать динамику развития религий мира от времени их возникновения до современного состояния, а также многообразие и особенности религиозных верований и обрядов. 2. Проанализировать основные структурные элементы любой религии (мифологию, догматику, опыт, обрядность, структуру социальной институционализации). 3. Показать неотъемлемую взаимосвязь религии с политикой и социально-экономическими отношениями, увязав историю религии как учебный предмет с другими гуманитарными дисциплинарными – историей России, историей мировых цивилизаций, политологией, социологией, культурологией, философией. 4. Описать современное состояние религии в РФ и сибирском регионе, дать обзор законодательных актов, касающихся проблем религии. 5. Сформировать зрелое, уважительное отношение к чувствам и запросам верующих. И в то же время обосновать необходимость подхода к проблеме религии с позиций научного мировоззрения. 6. Увязать необходимость изучения предмета «История религии» с будущей профессиональной деятельностью2.
Религия является одним из самых сложных для категориального анализа понятий. Эта сложность объясняется многообразием форм религиозного сознания и поведения, определяющихся многовариантностью культурно-исторических условий возникновения и существования различных религиозных систем. Например, «персоналистские» западные религиозные системы, которые, прежде всего, определяются через объект поклонения, очень сильно отличаются от некоторых восточных религий, в которых этот объект носит абстрактный характер или вообще отсутствует (конфуцианство, даосизм и т.д.). То, что считается сакральным в одной религии, может отрицаться вплоть до противоположности в другой. Главные элементы в одних религиях могут также выступать малозначимыми в других. Это приводит к появлению определений, выделяющих лишь какой-либо один или несколько аспектов религии. Объективно, крайне сложно дать определение, которое подошло бы всем религиям без исключения. Тем не менее, если выделять основное сущностное ядро религии как системы и цивилизационной традиции, можно дать следующие, вполне приемлемые дефиниции: Религия – специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий), в основе которых лежит вера в сверхъестественное. Под религией понимается комплекс верований и практических действий, посредством которых люди пытаются сообщаться с реальностью, которая носит трансцендентный характер, т.е. лежащий за пределами обыденного опыта. Это предполагает, прежде всего, веру в действительное существование сверхъестественных сил и субъектов и поклонение им. Именно в этом смысле религия является предметом изучения религиоведения. 1.2. Религиоведение. Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же представляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики, вылились в формирование специальной отрасли знания – религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человек, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры3. В монографии С.И. Самыгина дается похожее определение: «Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты»4. Подлинно научным религиоведение становится только тогда, когда окончательно эмансипируется от стоявших у его истоков теологических и философско-религиозных представлений (т.е. в последней трети ХIХ в.). В таком случае, для того, чтобы соответствовать своему определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами. Поскольку на практике каждая религия есть отдельная система или совокупность систем, в которых доктрины, мифы, ритуалы, чувства, социальные институты и другие подобные элементы выступают взаимосвязанными, ее изучение возможно только на основе комплекса гуманитарных и естественных наук. Следовательно, религиоведение по необходимости является комплексной научной дисциплиной. Помимо истории, связанной с источниковедением, археологией, дающих необходимое количество фактов, для построения своих объяснительных моделей и реконструкции ныне несуществующих религиозных верований и обычаев, религиоведение использует также социологию, философию, психологию, антропологию, лингвистику и др. науки. Поэтому, в числе религиоведческих работ значатся произведения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Энгельса (социология), М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра (философия), Дж. Фрейзера, М. Мид, Б. Малиновского, К. Леви-Стросса (этнография и антропология), З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона, Г. Рохейма, Л. Леви-Брюля (психология), А. Бахтина, В. Проппа, Ж. Лакана (лингвистика, фольклористика). Однако в числе создателей религиоведения на одно из первых мест следует поставить работу Э. Тейлора «Первобытная культура», в которой он создает методологическую базу этой науки. 1.3. Методы. Развиваясь, религиоведение сформировало собственную методологическую систему, в которой можно выделить нормативный, дескриптивный и сравнительно-исторический подходы к исследованию религии. Нормативный. Этот метод, основывающийся на различных теологических концепциях, долгое время был господствующим в изучении религии, а с ХIХ в. пополнился позицией «воинствующего атеизма», исходящего из материалистической идеологии или философии скептицизма. Поскольку религия представляет собой сферу, наиболее чуждую применению каких-либо объективных эмпирических критериев и научных методов, позволяющих адекватно верифицировать ее многообразные феномены, она вызывает у исследователей совершенно неоднозначное отношение, которое немецкий социолог Й. Керер назвал «агрессивно религиозным» или «агрессивно антирелигиозным». Нормативный метод сфокусирован на истинности постулатов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектах. Т.е. он оперирует оценочными суждениями, касающимися содержательной стороны религиозного мировоззрения. В настоящее время он практически вытеснен из большинства религиоведческих школ и направлений, оставаясь достоянием богословия. Дескриптивный. Субъективность феномена религии с самого становления научного религиоведения заставляло исследователей пытаться абстрагироваться от оценок и наблюдать за религиозной практикой или изучать религиозные тексты с позиции участника или беспристрастного арбитра. Это породило описательный подход, превалирующий в большинстве этнографических, источниковедческих, археологических и психолингвистических исследованиях. Типичным примером является фундаментальный труд Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», многие работы Б. Малиновского, М. Мид и др. В какой-то мере стремление к нейтральному описанию было своего рода реакцией на заданность идеологией и нормативность предшествующего периода, пропагандистскую агрессивность вульгаризированного атеизма. Сравнительно-исторический. Данный метод можно считать господствующим в современном религиоведении и наиболее перспективным. Религия рассматривается во всей совокупности составляющих ее элементов, в становлении и развитии как динамичный компонент жизни любого социума. Уникальность каждой религии только подчеркивается сравнением с другими. Этот подход, претендующий на максимальную объективность и нейтральность, предполагает изучение религиозных явлений в связи с экономикой, социально-политическими и культурными факторами в межцивилизационном контексте. Это позволяет связать изучение религии с процессом изменения человеческой природы, происходящем по мере развития культуры, установить параллели между различными системами верований, выявить общие закономерности. История религии становится частью истории человечества. Вопросы для обсуждения
С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиции выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь проще, то, каким образом она влияет на жизнь людей. 1. Мировоззренческая или смыслополагающая функция. Любая религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально-преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы – то, что, в общем, составляет основные компоненты мировоззрения и что влияет на поведение человека в качестве регуляторов и ориентиров. В донаучный период религиозное мировоззрение являлось, по сути, единственно возможным для создания целостного представления человека о себе самом и окружающей действительности. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает систему «мир-человек» дополнительные, опосредующие образования – мир сфантазированных существ, связей и отношений, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это и позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реальной действительности. Однако мировоззрение тесно связано с понятием о смысле человеческого существования. Швейцарский философ и психолог К. Г. Юнг полагал, что религиозные символы и значения могут предавать смысл человеческой жизни. Об этом же пишет Ф.М. Достоевский «Если Бога нет, то все позволено». 2. Стабилизирующая функция. Стабильность – это способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. Стабильность обеспечивается на основе интеграции и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. Функцию интегратора общественного организма, а, следовательно, и стабилизатора общественной жизни, по мнению ряда исследователей, выполняет религия, наряду с государством, правом, политическими организациями т.п. Э. Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную совместными ценностями и целями. Религия дает человеку возможность объединиться с родственными по обычаям, взглядам и верованиям людьми. Посредством культа, входящего в традицию, осуществляется связь поколений, подготовка индивида к социальной жизни, формируется патриотизм и чувство комплиментарности. 3. С предшествующей функций тесно связана легитимизирующая. Создатель теории структурализма Т. Парсонс полагал, что ни одна общественная система не способна существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение может варьировать произвольно и безгранично. Иначе говоря, для стабильного существования любой системы необходимо соблюдение и неукоснительное следование определенным узаконенным образцам поведения. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка. Начиная с первобытных табу и заканчивая каноническими заповедями мировых религий, поведение членов сообщества регулируется не менее жестко, чем нормами права. При этом в теократических государствах религиозные и законодательные нормы совпадают (например, шариат). 4. Регулирующая функция. С точки зрения теории функционализма религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Индивид впитывает эти ценности в семье с самого рождения, когда вырабатываются определенные ценностные установки на бессознательном уровне предваряющие программу деятельности и общения людей и определяющие выбор ее вариантов. Опосредовано это влияет на мотивацию поступков и целеполагание. Идеалы, которыми руководствуется человек, долгое время формировались почти исключительно религией. Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы – это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах они носят более обязательный, принудительный характер. Эти нормы влияют на отношения в религиозных организациях, на межконфессиональные отношения и отношения между религиозными организациями и светским обществом. 5. Терапевтическая функция. Религия издавна выступала как универсальный «утешитель» для человека, ослабляя и сглаживая воздействие социально-патогенных факторов. Смерть, изгнание, войны и эпидемии, личные травматические и стрессообразующие факторы ослаблялись при помощи религиозных ритуалов и верований. В некоторых религиях был даже создан своеобразный психоанализ в виде процедуры регулярной исповеди. Религия снимала с человека чувство вины, через церемонию инициации стабилизировала переход из одной статусной группы в другую, способствовала общественной релаксации во время религиозных праздников. 6. Идеологическая функция религии. Являясь формой общественного сознания, религия может оправдывать или осуждать общественные порядки и даже отказывать им в праве на существование. Религия может питать социальный конформизм (например, кастовый строй в Индии), служить тормозом общественного развития, консервируя определенные социальные отношения и жизненный уклад, но может и стимулировать борьбу за социальное равенство и прогрессивные преобразования (Реформация в Европе XV-XVII вв.). На конструктивную, созидательную функцию религии в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий» обращал внимание отец мировой социологии Макс Вебер. Он считал, что протестантизм с его требованием дешевой церкви и оправданием процесса накопления богатств сыграл видную роль в идеологическом обосновании современной западной капиталистической цивилизации, дал мощный стимул ее развитию в отличие от восточных религий с их проповедью фатализма, социального консерватизма, ухода от мира. Тем самым был задан процесс ускоренного развития Запада по отношению к Востоку. Более того, «дух капитализма», присущий протестантскому направлению в христианстве, отсутствовал в православии и, отчасти, в католицизме, чем также обусловил технологическое отставание стран, в которых господствовали эти конфессии. 7. Теория конфликтов в социологии акцентирует внимание также на дезинтегрирующей функции религии. Указывается, что, выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе определенного вероучения и культа, религия одновременно противопоставляет эти общности другим, сформированным на базе иного вероисповедания. Так возникают и развиваются конфликты между христианами и мусульманами, мусульманами и индусами, христианами и иудеями, а также, внутриконфессиональные расколы и противоречия, например, между фундаменталистами и реформаторами, между официальными структурами церкви и сектами. Религия может усиливать социальные конфликты, облекая их в религиозную оболочку, придавая им религиозные лозунги. Религиозные организации могут даже выступать инициаторами войн и революций. Вопросы для обсуждения
|
Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л.... Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” | Планы семинарских занятий по курсу макроэкономик а часть П Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,... | ||
Учебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии... Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной... | Планы семинарских занятий по курсу макроэкономика ч. П. для студентов... Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,... | ||
Литература Введение Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может... | Л. В. Воронкина Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов... Учебное пособие предназначено в помощь студентам как информационный материал для самостоятельной подготовки к компьютерному тестированию... | ||
Учебное пособие представляет собой материалы к курсу «Немецкий язык» Материалы к курсу «Н язык». Казань: Казанский государственный университет, 2009. 40 с | Учебное пособие для обучения монологу на английском языке в шестом классе Ярославль, 2013 Учебное пособие предназначено для учащихся 6-ых классов моу сош №4 г. Ярославля и представляет собой сборник упражнений по обучению... | ||
Учебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет» Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык | Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 050710 Специальное дошкольное образование. Данное... | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | ||
Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,... Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе... | Учебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология... Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического... | ||
Педагогическая антропология (психология) Данное учебное пособие представляет собой попытку приложить психологическую науку к практике овладения иностранным языком. На конкретном... | Планы семинарских занятий по курсу экономическая теория микроэкономика, часть 1 Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,... |