Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру





НазваниеДанное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру
страница1/8
Дата публикации17.07.2013
Размер1.19 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8




Введение
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру. В пособии также излагаются темы, наиболее трудные для понимания и теоретические основы религиоведения как научной дисциплины, даются объяснения некоторых понятий и терминов, встречающихся студентам по мере усвоения предмета.

На наш взгляд пособие позволяет частично устранить методологическую эклектичность учебных материалов, изданных по истории религий за последнее время. В более сжатой и доступной форме, чем в учебниках излагается динамика развития религии как целостной системы, показывается культурно-историческая взаимосвязь основных конфессий.

В российском обществе, в котором религия была искусственно вытеснена на обочину социально-культурной жизни, в конце ХХ – начале ХХI в., наблюдается ренессанс всех основных конфессий. Православие и ислам быстро восстанавливают свои позиции, усиливают духовное и политическое влияние в обществе. РПЦ и духовные управления мусульман превращаются в мощные с экономической точки зрения организации. Активизировались традиционные и новые секты: неохристианские и неоязыческие, ориенталистские, сайентологические, синкретические. К сожалению, адепты многих из них в своей проповеди (читай пропаганде) переступают грань дозволенного законом и моралью, используя «тоталитарные» (по определению РПЦ) формы воздействия на сознание, призывая к эскапизму или насилию. Естественно, что первой жертвой новых «ловцов душ» оказывается молодежь. Молодые люди, в силу возрастных особенностей, не обладая должным уровнем развития критического мышления, объемом знаний, устойчивыми культурно-эстетическими приоритетами, оказываются вовлеченными в асоциальные или антисоциальные группы. Стремление к протестным формам самовыражения и общий духовный вакуум также способствуют этому. Опросы, ежегодно проводимые в нашем вузе, демонстрируют неуклонный рост религиозности молодежи. В той или иной степени верующими считают себя сейчас от 40 до 60 % молодых людей1.

Тем самым актуальность пособия диктуется:

- во-первых, необходимостью адекватного действующему законодательству и единственно возможному в многоконфессиональной и полиэтнической стране беспристрастного сравнительно-исторического обзора мировых и этнических религий, противоположного как экстремизму сект, так и поборников безоглядного внедрения православия в школе и вузе;

- во-вторых, низкой базовой подготовкой учащихся, приходящих в вузы из общеобразовательной школы. В подавляющем большинстве школ даже в усеченном общеознакомительном варианте предмет не ведется. Первокурсники сталкиваются с огромным массивом новых терминов и понятий, новых знаний, усвоить которые они часто оказываются не в состоянии;

- в-третьих, необходимостью построения единой методологически-обоснованной модели курса, основной целью которого является в контексте гуманитарной составляющей образовательного процесса обеспечить получение студентами знаний по истории одной из важнейших областей мировой культуры – религий человеческой цивилизации.

Задачами же курса «Основы религиоведения» являются:

1. Показать динамику развития религий мира от времени их возникновения до современного состояния, а также многообразие и особенности религиозных верований и обрядов.

2. Проанализировать основные структурные элементы любой религии (мифологию, догматику, опыт, обрядность, структуру социальной институционализации).

3. Показать неотъемлемую взаимосвязь религии с политикой и социально-экономическими отношениями, увязав историю религии как учебный предмет с другими гуманитарными дисциплинарными – историей России, историей мировых цивилизаций, политологией, социологией, культурологией, философией.

4. Описать современное состояние религии в РФ и сибирском регионе, дать обзор законодательных актов, касающихся проблем религии.

5. Сформировать зрелое, уважительное отношение к чувствам и запросам верующих. И в то же время обосновать необходимость подхода к проблеме религии с позиций научного мировоззрения.

6. Увязать необходимость изучения предмета «История религии» с будущей профессиональной деятельностью2.


  1. Предмет и метод религиоведения




    1. Определение религии.


Религия является одним из самых сложных для категориального анализа понятий. Эта сложность объясняется многообразием форм религиозного сознания и поведения, определяющихся многовариантностью культурно-исторических условий возникновения и существования различных религиозных систем. Например, «персоналистские» западные религиозные системы, которые, прежде всего, определяются через объект поклонения, очень сильно отличаются от некоторых восточных религий, в которых этот объект носит абстрактный характер или вообще отсутствует (конфуцианство, даосизм и т.д.). То, что считается сакральным в одной религии, может отрицаться вплоть до противоположности в другой. Главные элементы в одних религиях могут также выступать малозначимыми в других. Это приводит к появлению определений, выделяющих лишь какой-либо один или несколько аспектов религии. Объективно, крайне сложно дать определение, которое подошло бы всем религиям без исключения. Тем не менее, если выделять основное сущностное ядро религии как системы и цивилизационной традиции, можно дать следующие, вполне приемлемые дефиниции:

Религия – специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий), в основе которых лежит вера в сверхъестественное. Под религией понимается комплекс верований и практических действий, посредством которых люди пытаются сообщаться с реальностью, которая носит трансцендентный характер, т.е. лежащий за пределами обыденного опыта. Это предполагает, прежде всего, веру в действительное существование сверхъестественных сил и субъектов и поклонение им.

Именно в этом смысле религия является предметом изучения религиоведения.

1.2. Религиоведение.

Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же представляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики, вылились в формирование специальной отрасли знания – религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человек, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры3.

В монографии С.И. Самыгина дается похожее определение: «Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты»4.

Подлинно научным религиоведение становится только тогда, когда окончательно эмансипируется от стоявших у его истоков теологических и философско-религиозных представлений (т.е. в последней трети ХIХ в.). В таком случае, для того, чтобы соответствовать своему определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами. Поскольку на практике каждая религия есть отдельная система или совокупность систем, в которых доктрины, мифы, ритуалы, чувства, социальные институты и другие подобные элементы выступают взаимосвязанными, ее изучение возможно только на основе комплекса гуманитарных и естественных наук. Следовательно, религиоведение по необходимости является комплексной научной дисциплиной. Помимо истории, связанной с источниковедением, археологией, дающих необходимое количество фактов, для построения своих объяснительных моделей и реконструкции ныне несуществующих религиозных верований и обычаев, религиоведение использует также социологию, философию, психологию, антропологию, лингвистику и др. науки. Поэтому, в числе религиоведческих работ значатся произведения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Энгельса (социология), М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра (философия), Дж. Фрейзера, М. Мид, Б. Малиновского, К. Леви-Стросса (этнография и антропология), З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона, Г. Рохейма, Л. Леви-Брюля (психология), А. Бахтина, В. Проппа, Ж. Лакана (лингвистика, фольклористика). Однако в числе создателей религиоведения на одно из первых мест следует поставить работу Э. Тейлора «Первобытная культура», в которой он создает методологическую базу этой науки.

1.3. Методы.

Развиваясь, религиоведение сформировало собственную методологическую систему, в которой можно выделить нормативный, дескриптивный и сравнительно-исторический подходы к исследованию религии.

Нормативный. Этот метод, основывающийся на различных теологических концепциях, долгое время был господствующим в изучении религии, а с ХIХ в. пополнился позицией «воинствующего атеизма», исходящего из материалистической идеологии или философии скептицизма. Поскольку религия представляет собой сферу, наиболее чуждую применению каких-либо объективных эмпирических критериев и научных методов, позволяющих адекватно верифицировать ее многообразные феномены, она вызывает у исследователей совершенно неоднозначное отношение, которое немецкий социолог Й. Керер назвал «агрессивно религиозным» или «агрессивно антирелигиозным». Нормативный метод сфокусирован на истинности постулатов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектах. Т.е. он оперирует оценочными суждениями, касающимися содержательной стороны религиозного мировоззрения. В настоящее время он практически вытеснен из большинства религиоведческих школ и направлений, оставаясь достоянием богословия.

Дескриптивный. Субъективность феномена религии с самого становления научного религиоведения заставляло исследователей пытаться абстрагироваться от оценок и наблюдать за религиозной практикой или изучать религиозные тексты с позиции участника или беспристрастного арбитра. Это породило описательный подход, превалирующий в большинстве этнографических, источниковедческих, археологических и психолингвистических исследованиях. Типичным примером является фундаментальный труд Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», многие работы Б. Малиновского, М. Мид и др. В какой-то мере стремление к нейтральному описанию было своего рода реакцией на заданность идеологией и нормативность предшествующего периода, пропагандистскую агрессивность вульгаризированного атеизма.

Сравнительно-исторический. Данный метод можно считать господствующим в современном религиоведении и наиболее перспективным. Религия рассматривается во всей совокупности составляющих ее элементов, в становлении и развитии как динамичный компонент жизни любого социума. Уникальность каждой религии только подчеркивается сравнением с другими. Этот подход, претендующий на максимальную объективность и нейтральность, предполагает изучение религиозных явлений в связи с экономикой, социально-политическими и культурными факторами в межцивилизационном контексте. Это позволяет связать изучение религии с процессом изменения человеческой природы, происходящем по мере развития культуры, установить параллели между различными системами верований, выявить общие закономерности. История религии становится частью истории человечества.
Вопросы для обсуждения


  1. В чем специфика религиоведения как научной дисциплины?

  2. В чем объективная сложность определения понятия «религия»?

  3. Почему для изучения религии требуется комплексный междисциплинарный подход?

  4. В чем принципиальное отличие научного и богословского методов изучения религиозных верований?

  5. Объясните особенности основных методов религиоведения?



  1. Функции религии


С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиции выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь проще, то, каким образом она влияет на жизнь людей.

1. Мировоззренческая или смыслополагающая функция. Любая религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально-преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы – то, что, в общем, составляет основные компоненты мировоззрения и что влияет на поведение человека в качестве регуляторов и ориентиров. В донаучный период религиозное мировоззрение являлось, по сути, единственно возможным для создания целостного представления человека о себе самом и окружающей действительности. Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает систему «мир-человек» дополнительные, опосредующие образования – мир сфантазированных существ, связей и отношений, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это и позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реальной действительности.

Однако мировоззрение тесно связано с понятием о смысле человеческого существования. Швейцарский философ и психолог К. Г. Юнг полагал, что религиозные символы и значения могут предавать смысл человеческой жизни. Об этом же пишет Ф.М. Достоевский «Если Бога нет, то все позволено».

2. Стабилизирующая функция. Стабильность – это способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. Стабильность обеспечивается на основе интеграции и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. Функцию интегратора общественного организма, а, следовательно, и стабилизатора общественной жизни, по мнению ряда исследователей, выполняет религия, наряду с государством, правом, политическими организациями т.п. Э. Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную совместными ценностями и целями. Религия дает человеку возможность объединиться с родственными по обычаям, взглядам и верованиям людьми. Посредством культа, входящего в традицию, осуществляется связь поколений, подготовка индивида к социальной жизни, формируется патриотизм и чувство комплиментарности.

3. С предшествующей функций тесно связана легитимизирующая. Создатель теории структурализма Т. Парсонс полагал, что ни одна общественная система не способна существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение может варьировать произвольно и безгранично. Иначе говоря, для стабильного существования любой системы необходимо соблюдение и неукоснительное следование определенным узаконенным образцам поведения. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка. Начиная с первобытных табу и заканчивая каноническими заповедями мировых религий, поведение членов сообщества регулируется не менее жестко, чем нормами права. При этом в теократических государствах религиозные и законодательные нормы совпадают (например, шариат).

4. Регулирующая функция. С точки зрения теории функционализма религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Индивид впитывает эти ценности в семье с самого рождения, когда вырабатываются определенные ценностные установки на бессознательном уровне предваряющие программу деятельности и общения людей и определяющие выбор ее вариантов. Опосредовано это влияет на мотивацию поступков и целеполагание. Идеалы, которыми руководствуется человек, долгое время формировались почти исключительно религией.

Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы – это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах они носят более обязательный, принудительный характер. Эти нормы влияют на отношения в религиозных организациях, на межконфессиональные отношения и отношения между религиозными организациями и светским обществом.

5. Терапевтическая функция. Религия издавна выступала как универсальный «утешитель» для человека, ослабляя и сглаживая воздействие социально-патогенных факторов. Смерть, изгнание, войны и эпидемии, личные травматические и стрессообразующие факторы ослаблялись при помощи религиозных ритуалов и верований. В некоторых религиях был даже создан своеобразный психоанализ в виде процедуры регулярной исповеди. Религия снимала с человека чувство вины, через церемонию инициации стабилизировала переход из одной статусной группы в другую, способствовала общественной релаксации во время религиозных праздников.

6. Идеологическая функция религии. Являясь формой общественного сознания, религия может оправдывать или осуждать общественные порядки и даже отказывать им в праве на существование. Религия может питать социальный конформизм (например, кастовый строй в Индии), служить тормозом общественного развития, консервируя определенные социальные отношения и жизненный уклад, но может и стимулировать борьбу за социальное равенство и прогрессивные преобразования (Реформация в Европе XV-XVII вв.). На конструктивную, созидательную функцию религии в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйственная этика мировых религий» обращал внимание отец мировой социологии Макс Вебер. Он считал, что протестантизм с его требованием дешевой церкви и оправданием процесса накопления богатств сыграл видную роль в идеологическом обосновании современной западной капиталистической цивилизации, дал мощный стимул ее развитию в отличие от восточных религий с их проповедью фатализма, социального консерватизма, ухода от мира. Тем самым был задан процесс ускоренного развития Запада по отношению к Востоку. Более того, «дух капитализма», присущий протестантскому направлению в христианстве, отсутствовал в православии и, отчасти, в католицизме, чем также обусловил технологическое отставание стран, в которых господствовали эти конфессии.

7. Теория конфликтов в социологии акцентирует внимание также на дезинтегрирующей функции религии. Указывается, что, выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе определенного вероучения и культа, религия одновременно противопоставляет эти общности другим, сформированным на базе иного вероисповедания. Так возникают и развиваются конфликты между христианами и мусульманами, мусульманами и индусами, христианами и иудеями, а также, внутриконфессиональные расколы и противоречия, например, между фундаменталистами и реформаторами, между официальными структурами церкви и сектами. Религия может усиливать социальные конфликты, облекая их в религиозную оболочку, придавая им религиозные лозунги. Религиозные организации могут даже выступать инициаторами войн и революций.
Вопросы для обсуждения


  1. Что подразумевается под понятием «функции религии»?

  2. В чем заключаются функциональные свойства религии с точки зрения Т.Парсонса и М.Вебера?

  3. Как рассматривает религию теория конфликтов в социологии?

  4. Какова социальная роль религии с философской и психологической точек зрения?


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconПланы семинарских занятий по курсу макроэкономик а часть П
Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconПланы семинарских занятий по курсу макроэкономика ч. П. для студентов...
Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconЛ. В. Воронкина Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов...
Учебное пособие предназначено в помощь студентам как информационный материал для самостоятельной подготовки к компьютерному тестированию...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие представляет собой материалы к курсу «Немецкий язык»
Материалы к курсу «Н язык». Казань: Казанский государственный университет, 2009. 40 с
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие для обучения монологу на английском языке в шестом классе Ярославль, 2013
Учебное пособие предназначено для учащихся 6-ых классов моу сош №4 г. Ярославля и представляет собой сборник упражнений по обучению...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 050710 Специальное дошкольное образование. Данное...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconУчебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология...
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconПедагогическая антропология (психология)
Данное учебное пособие представляет собой попытку приложить психологическую науку к практике овладения иностранным языком. На конкретном...
Данное учебное пособие предназначено в помощь студентам, изучающим предмет «Основы религиоведения», и представляет собой развернутые комментарии к лекционному курсу, призванные систематизировать его структуру iconПланы семинарских занятий по курсу экономическая теория микроэкономика, часть 1
Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1 курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М. Губкина,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск