АНО Музей - квартира Зои Куприяновой
Конкурсная работа
«Большое слово в сердце отзовётся…»
Подготовила: Свинаренко Анна Андреевна
Ученица 11 класса МОУСОШ №7
236029 ул. Горького 66
тел / факс 8(4012) 96 59 77
e-mail: maouschool 07@eduklgd.ru
Руководитель: Владимирова Алла Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
236029 ул. Горького 66
тел / факс 8(4012) 96 59 77
e-mail: maouschool 07@eduklgd.ru
г. Калининград
2014 г
Родилась я звонким колосом
У ромашек посреди…
З. Куприянова.
«Жизнь, по словам З. Куприяновой – великая, удивительная и прекрасная штука». И надо «просто верить, надеяться, любить и делать добро». А всё остальное случится само собой. Так произошло и с ней. Окончила политехнический институт, получив специальность инженера. После завершения учёбы в музыкальном училище она получает другую профессию – руководитель хора. А в своей дальнейшей жизни она старалась верить, любить и делать добро.
У каждого человека есть точка отсчёта. У писательницы – это детство, небольшая деревушка в предгорьях Алтая с рекой Чарыш и мелкими речушками, протекающими через деревню. Зоя рано лишилась родителей: отец погиб на войне, а мама умерла, когда ей было 11 лет. Девочка осталась совсем одна, её бросили родственники «как их и не было». Пришлось жить среди чужих людей, полностью полагаться на свои силы, и при этом надо было не озлобиться и не замкнуться в себе. Зоя помогала другим, училась, писала стихи и песни, «была душой в любом коллективе».
Воспоминания о детстве, яркие впечатления тех лет легли в основу «детских» рассказов З. Куприяновой: «Предательство», «Сирота», «Убожество». И хотя их герои носят разные имена, но мы понимаем, что это – сама писательница, и она рассказывает нам, читателям, о себе. Действующие лица повествований – смелые деревенские девчонки: Юлька, боявшаяся прыгнуть с высокого забора в крапиву, или Нюрка, имевшая непререкаемый авторитет командира среди сельских мальчишек и девчонок. Надо отметить, что описываемые в рассказах ситуации, в которые попадают девочки, отражают драматические состояния в жизни героинь. Но их смелость, изобретательность, выдержка помогают преодолеть страх и выстоять. Конечно, повествования не дают нам полной картины детских лет З. Куприяновой, но моменты, наиболее психологически сложные в её жизни, вошли в отдельные рассказы.
К числу «детских» можно отнести и произведение «Фёдор Разный». Шестилетний мальчик Федька, живущий в семье, где никто никого не любил, решил узнать: «Неужели и, правда, хороших людей нет?» И вскоре он находит место, где такие люди живут, любят его и понимают.
Писательница твёрдо убеждена в том, что слово, сказанное или написанное, имеет силу, возвышающую человека или унижающую его и даже уничтожающую. Не придавали значения сказанному и пожилые герои рассказа «Сила слова» Клавдия и Ерофей. Клавдия – женщина острая на язык, всю дорогу в лесу бранила мужа, бросив ему напоследок: «Да чтоб ты провалился, олух царя небесного!» И что же происходит? Сама Клавдия проваливается в топкое болото. В этот трагический момент она вспоминает и своего Ерофея, и Всевышнего, которого просит простить её. Тут можно привести такие строки:
Не торопись ронять слова,
Не торопись.
Пускай остынет голова,
Созреет мысль.
Герои рассказов З. Куприяновой – люди неравнодушные, ищущие смысла и радости в жизни, открывающие для себя мир. Учитель истории Тимофей Ильич из произведения «Чужбина» имел с детства заветную мечту – потрогать своими руками «отторгнутую часть родной земли – Аляску». Долгая и кропотливая работа предшествовала его поездке в далёкий край: прокладывался маршрут, строилась лодка, которой предстояло пройти трудный и длинный путь к неведомым берегам.
И каково же было удивление Тимофея Ильича, когда неизвестная Аляска оказалась очень похожей на русскую Чукотку, а постройки были такие же, как на знакомой ему российской территории. Люди, встретившиеся учителю на полуострове, оказали ему тёплый приём. «Самый большой патриот Родины своей – это русский человек», – с гордостью заметил один из жителей Аляски, с которым Тимофей Ильич сидел за общим столом и беседовал о жизни.
Детская любознательность З. Куприяновой во взрослой жизни сменилась серьёзными увлечениями: туризмом, альпинизмом, песенным творчеством, поэзией. Незабываемые впечатления, полученные от восхождения на снежные вершины, описаны в рассказах писательницы. Она сама признавалась:
Не могу не писать о горах,
О снегах, камнепадах, лавинах.
А так как восхождение – это мероприятие коллективное, то в походах появлялись новые друзья – альпинисты, рождались песни и стихи:
Улетаем, снова горы нас зовут.
В диком крае протянулся наш маршрут.
Зная, что «в горах не надёжен ни камень, ни лёд, ни скала», Куприянова выводит в герои «горных» рассказов обычных, скромных, ничем не приметных в повседневной жизни людей, но смелых и надёжных в горах. В нужный момент они всегда рядом: помогут выстоять, не сломаться морально, добавят физических сил. Таков и молодой парень Лёха из одноимённого рассказа: невысокого роста, в мешковато сидевшем туристском штормовом костюме, ему не хватало длины шага для преодоления расщелин, тяжело давалось восхождение на вершину. После 14 дней движения по очень сложному маршруту, проложенному в горах Памира, усталые и обессиленные альпинисты отказались подниматься дальше. И тут неожиданно для всех Лёха собственным примером вдохновил альпинистов на дальнейшее восхождение. Только «на огромном Лёхином величии духа мы победили перевал Казнок», – так пишет З. Куприянова об этом случае в горах.
Жизнь самой писательницы проходит через её прозаические произведения. Многие уголки России ей известны не по рассказам друзей и знакомых, а по собственным впечатлениям. Маршруты, проложенные туристами из клуба Куприяновой, пролегали по многим живописным уголкам страны. Читая рассказ «Лопари», мы попадаем на север Кольского полуострова. Морозный день, -46 градусов по Цельсию, зимняя сказка и даже снег, по словам писательницы, «застуженный».
И среди этого снежного царства на замёрзшем озере трое рыбаков ловили сига. Малоразговорчивые северные мужчины, равнодушно встретившие появление туристов и не ответившие ни на один их вопрос, вдруг неожиданно оказались гостеприимными людьми: пригласили к себе в дом не только отведать кольского сига, но и остаться на ночлег.
Писательницу нельзя назвать сентиментальной. Но прочитайте её небольшой рассказ «Нарочанское эхо» и вы поймёте состояние радости и счастья, которое она испытала, путешествуя на байдарках по озеру Нарочь в Белоруссии. И тут, Куприянова в полной мере использует такие художественные средства, как эпитеты: ярко-красная дорожка, сверкающие искры, янтарная вода, неземная мелодия.
После переезда в Калининград в 1966 году в творчестве писательницы появляются новые темы. Город, история которого насчитывает несколько столетий, Куршская коса с её «поющим» песком и «танцующим» лесом поразили З. Куприянову.
О! Край, тебя ли не любить?
И шелест волн, и ветра звоны,
Закатов яркие короны…
Появляются рассказы с новыми темами: «Поэзия моря», «Родник», «Ночная сказка». С возрастом, когда человек обдумывает пережитое, рождаются произведения с философскими рассуждениями: «Доля», «Жизнь», «Дерево мудрости» и другие. В своих рассказах, стихах и песнях Куприянова всегда старалась быть честной перед своими читателями и слушателями:
Остерегись пером коснуться
Святыни белого листа,
Когда душа твоя пуста
И мысль не в силах повернуться…
У каждого пишущего человека есть произведения, посвящённые самому сокровенному чувству – любви мужчины к женщине, их сложным, часто драматическим отношениям. И хотя провозглашал поэт: «Всё начинается с любви – и озаренье, и работа», «всё, даже ненависть – родная и вечная сестра любви», Куприянова очень осторожно касается в своих ранних рассказах и стихах этой темы: нет восторгов от первых трогательных впечатлений о самой первой любви, нет подробных размышлений о несостоявшихся отношениях. Всё только намёками, отдельными фразами, небольшими диалогами. Мы можем догадываться о том, что встречи с любимыми людьми у неё были, хотя не всегда имели продолжение. Вот как заканчивается рассказ «Дом на двоих»: «Шло время, играли ветры, перемещались дюны, менялась картина нашего «дома», но мы всегда были и остаёмся ему верны, хотя и приходим сюда только порознь… К сожалению…»
О любви она рассказала нам уже в зрелом возрасте и то потому, что уже не могла молчать: «Ей было до боли жаль человека, с которым прожила более тридцати лет», ей хотелось помочь любимому когда-то мужчине найти себя в переломный момент жизни: «Жалкий ты слабак! Надо искать себя в другом!..» (рассказ «Кризис»).
А произведение «Жизнь» – это философское рассуждение о судьбе, счастье, радости, творчестве и ещё многом другом. Гораздо жёстче звучит здесь диалог:
« – Ты жалкий эгоист!..
– Согласен!.. И такие люди имеют право быть!.. Не всем же быть такими, как ты!..
– Какое несчастье, что мы вместе!»
Приходит грусть, разочарование, страдание…
Самая злая беда,
Самая горькая боль,
Если уйдёт без следа,
Если погибнет любовь!
Для Куприяновой, как для писателя, поэтично всё вокруг, поэзия – эта сама жизнь. Процесс творения, по её мнению, можно выразить формулой: вдохновение – мысль – образ – стих. Но, понимая важность каждого сказанного или написанного слова, она призывала: «Поэт, не позабудь ответственность за время». Или ещё:
Лишь ради слов искать слова –
Простое и пустое дело…
З. Куприянова строго подходила к своему творчеству: сочиняла ли она песни, писала ли свои рассказы и стихи. Может быть, поэтому её песни исполняли и хоровые коллективы, и туристы на привалах, да и просто собравшиеся вместе за столом, под гитару.
Творчество – это особый взгляд на мир. Оно помогает увидеть нам нашу хмурую, рутинную жизнь с другого угла – более красочного, интересного и необычного, и в таком другом мире хочется жить, творить, любить. Без творчества всё бы было иначе, ведь стих – «тончайший громоотвод», по мнению одних, «стихи ни к чему недотёпам и нудным», говорили другие.
З. Куприянова шла своим путём, она проживала жизнь вместе со своими героями, ходила их маршрутами в горах, переживала вместе с ними их неудачи, радовалась победам. Писательница сочиняла песни, которые пела вместе со своим коллективом «Песня-спутница». Но всегда строго подходила к тому, что исходило из-под пера:
Ищу слова, но все слова унылы,
Обычны, слишком будничны, мелки,
Чтобы вложить всю искренность, всю силу,
В дыханье обращаемой строки. Список используемой литературы:
1. З. Куприянова. Мы едины. Минск 1998 г.
2. З. Куприянова. Гроздья осени. ИПЦ «Янтарное побережье», г. Светлогорск,
2004 г.
3. З. Куприянова. Семь пядей. ИПЦ «Янтарное побережье», г. Светлогорск,
2000 г.
4. З. Куприянова. Свет озарения. ИПЦ «Янтарное побережье», г. Светлогорск, 2003 г.
5. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. zoya -kupriyanova. ru>biography/ |