Скачать 60.26 Kb.
|
Урок по курсу ОРКиСЭ «Сердце матери». Цели: - создать условия для осознания роли матери в семье и в своей жизни; Задачи: - узнать историю возникновения Дня матери; - воспитание внимательности, заботы, уважительного отношения к матери; - воспитание чувства прекрасного. - научиться прислушиваться к себе, видеть в себе положительные и отрицательные качества; - развитие навыков групповой работы через проживание необходимости выполнять обязанности, накладываемые ролью в группе; способности аргументировать своё мнение. Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» для 4 и 5 классов, большое сердце и маленькие сердечки, вырезанные из красной цветной бумаги, маркеры, листы бумаги А4. Ход урока. I.Орг. момент. - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня очень интересный, и в тоже время серьёзный урок! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха. II. Актуализация знаний. - Ребята, какие темы мы изучали на предыдущих уроках? (семья, традиции семьи) - Что такое семья? - Какие взаимоотношения должны быть в семье? - Кому отводиться большая роль в семье? Почему? - Кто в семье является хранителем домашнего очага? - О ком мы будем говорить сегодня на уроке? - Мы сегодня сделаем открытие. III. Открытие новых знаний. - Ребята, послушаем притчу. Притча Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял. - Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие -воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать. - Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос. - Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце. Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни. - Какая основная мысль этой притчи? (ответы детей) - Какая тема нашего урока? Тема появляется на слайде.(1 слайд) - Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке? (2слайд)
- Кто для тебя «мама»? - Послушаем стихотворение. (Стихотворение наизусть читает ученик) Мама – как это прекрасно звучит! Мама – как много нам говорит! Это милое, близкое каждому слово. Мама – это слово конечно не ново, Но для каждого в мире священно оно, Хоть и создано было то слово давно. И пусть ты не знаешь других языков, И пусть ты в стране чужой, полной врагов, Скажи это слово, поймут все тебя – У каждого есть мама своя. И знай, это слово известно везде – Оно ведь едино в любом языке! - Во многих странах мира празднуют День матери, только в разное время. По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле (3 слайд) - Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. (4 слайд) - На Руси почиталась Мокоша - Богиня материнства (5 слайд) В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. (6 слайд) - Послушаем стихотворение. (Стихотворение наизусть читает ученица) День матери — праздник пока молодой, Но все ему рады, конечно,— Все, кто рождены под счастливой звездой, И мамы опеки сердечной! Мы в диких бегах суеты городской Подчас забываем о маме, Спешим, растворяясь в массе людской, Всерьез увлекаясь делами… А мама нас ждет, и ночами не спит, Волнуясь и думая часто— «Ах, как они там?»— и сердце болит, И стонет, и рвется на части… Мама – это святое слово для каждого человека. Оно везде и всюду сопровождает своих детей по сложной и трудной дороге жизни. Матери любят своих детей просто за то, что они есть. С первого дня рождения ребёнка мать живёт заботой о нём. Любовь матери согревает ребёнка своим теплом. Физминутка IV. Работа с новым материалом. а) работа с учебником - Мама, Мамочка… Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называют самого дорого, близкого человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит детей быть мудрыми, даёт советы, заботится, оберегает. - Ребят на уроке попросили написать, что такое счастье. Давайте посмотрим, что у них получилось. - Прочитаем высказывания детей. Учебник стр. 115 (один ученик читает вслух) - Какая мысль прослеживается во всех высказываниях? Почему? (ответы детей) - Дети хотят быть рядом с ней, хотят получать одобрение в своих делах и ласку, радовать её своими успехами. Чтение последнего абзаца на странице. (Читает ученица). - Послушаем стихотворение. (Стихотворение наизусть читает ученица) Есть в природе знак святой и вещий Ярко обозначенный в веках. Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках! Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках! б) работа по слайдам - На протяжении многих веков художники обращаются к теме Матери. (Слайды 9 - 18) (Когда идёт работа со слайдами тихо играет музыка «Аве Мария») - Виктор Михайлович Васнецов «Богоматерь с младенцем Христом» - Художник Эмиль Мунье часто рисовал женщину с детьми. - Лукас Кранах старший «Дева Мария с ребенком под яблоней» - Сандро Боттичелли – «Мадонна с ребенком» - Леонардо Да Винчи – «Мадонна с ребёнком» - Рафаэль Санти «Малая Мадонна». Начало 16 века. - Карл Брюллов. «Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью» - Скульптура Микеланджело - Во многих песнях и преданиях народа воспета великая сила материнской любви. Требовательна, взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет видеть детей большими и сильными, прямыми и честными. В устном народном творчестве тоже прослеживается эта тема. в) работа по учебнику - Стр.117 1 задание. Прочитайте пословицы. Обсудите в паре, чему учат эти пословицы? На эту работу 3 минуты. (чтение пословицы вслух, и её объяснение, слушаем выступление нескольких пар) - Мать следит за вашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь вас от неверного шага или позорного поступка. Будьте чутки и внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием. г) работа в группах - Работа в группах. У каждой группы есть лист и маркер. Каждой группе нужно выполнить следующее задание. - 1 группа. Какое оно «сердце матери»? - 3. группа. Кто для тебя «мама»? - 2 и 4 группы. Выразите словами своё отношение к маме. Запишите ваши высказывания. Время 4 минуты. (Проверка. Листы закрепить на доске. Группы по очереди выступают.) д) работа по учебнику Чтение текста на стр. 117 - Какое оно сердце матери? (Сердце матери – Любящее, заботливое, ласковое, тревожное, нежное и др.) Стихотворение (читает ученица) Мама... Простое, казалось бы, слово, А сколько в нем нежности, ласки, тепла, Ребенок лопочет его бестолково, Ручонки раскинув, припухший от сна. В печали и в радости мы произносим, То робкое "Мама", то резкое "Мать". Порой на чужбине вдруг сердце запросит Совсем незнакомую - мамой назвать. А дома так часто ей делаем больно, Поступками, взглядами, жестами, мы, Потом вдалеке вспоминаем невольно О том, что прибавило ей седины. И пишем на школьных листках торопливо Признанья своей запоздалой вины. Она их читает, краснеет стыдливо, И в горьких морщинах слезинки видны. Давно без письма все обиды простила, А тут ей до боли приятно прочесть: "Спасибо, родная, за то, что растила, За то, что ты любишь, За то что ты есть!!! V. Итог урока. Рефлексия. Вернёмся к вопросам, которые мы ставили в начале урока. (слайд) - На какие из них мы смогли найти ответ? (ответы детей) - На доске большое сердце. У каждой группы есть маленькое сердечко. Напишите на нём «Какое оно сердце матери?» и прикрепите на большое сердце. VI. Домашнее задание. На выбор. (слайд) 1.Читать дополнительный материал с.118-119, ответить на вопросы. 2. Подготовить рассказ о своей маме. 3. Подобрать материал о праздновании Дня матери в других странах. - Спасибо вам за урок! |