Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры





Скачать 254.32 Kb.
НазваниеМатериалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры
Дата публикации31.10.2014
Размер254.32 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра культурологии и зарубежной литературы
УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:

проректор по учебной работе зав. кафедрой

« »_________ 2011 г. « »________2011 г.

МАТЕРИАЛЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ –КУЛЬТУРОЛОГОВ ПО СПЕЦСЕМИНАРУ

ПО ТЕОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ».

031401 культурология

Составитель

к. ф. н., доцент Соловьева И. Е.

Магнитогорск 2011г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецсеминар по «Истории зарубежной культуры» культуры предназначен для студентов - бакалавров 4 курса филологического факультета Магнитогорского государственного университета, обучающихся по специальности № 020600 «Культурология», относится к факультативным дисциплинам. Данный спецсеминар посвящен рассмотрению проблемам современной массовой культуре России, ее явлениям и феноменам.

Настоящий курс продолжает изучение студентами культурно-исторической проблематики России в контектсе мировой культуры. Он органично связан с проблематикой курсов по истории философии, истории религий, истории литературы, истории искусств, истории культуры России.

В соответствии с учебными планами курс читается по программе специальности "Культурология" в 7 семестре.
Цели и задачи дисциплины
Цель спецкурса. Составить у студентов целостное, разностороннее представление о массовой культуре России современного времени, проблемах ее развития, основных феноменах и явлениях. Выработать представление об особенности т специфике массовой отечественной современной культуры, ее связи с тенденциями общего мирового развития, прояснить ее место и роль в системе европейской культуры современности. Отдельные явления современной массовой культуры Росии изучаются на конкретных примерах регионального уровня.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения курса студенты должны научиться:

  • анализировать явления и феномены современной массовой культуры России;

- анализировать основные идеи и заимствования отечественной современной массовой культуры;

- анализировать проблему взаимосвязи культуры прошлого и современное состояние отечественной массовой культуры

Студенты должны иметь представление:

  • о происхождении массовой культуры современности, ее видах и типологии;

  • о специфике современной массовой культуры, ее структуре и содержании;

  • об основных тенденциях развития современной отечесвтенной массовой культуры;

  • об основных феноменах, явлениях, средствах и формах современной отечественной массовой культуры.


Спецкурс содержит 36 аудиторных часов. В процессе обучения предусмотрены такие формы контроля знаний как подготовка сообщений, эссе, докладов и рефератов по отдельным темам, зачет.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ.

 

 

Семинар 1. Субкультуры в современном обществе

 

Вопросы:

1. Основные теории возникновения субкультур.

2. Методы изучения субкультур.

3. Общее и отличное субкультуры и контркультуры.

4. Особенности развития любой субкультуры (на выбор: ролевики, геймеры, флэшмобберы, панки, эмо, скинхэды, анимэ и проч.).

 

 

Литература

1.     Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: скинхэды. URL: http://psyfactor.org/vershinin3.htm (дата доступа 09.09.09)

2.     Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: хакеры. URL: http://psyfactor.org/lib/vershinin4.htm (дата доступа 09.09.09)

3.     Денисова А. Семантика субкультуры анимэ / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

4.     Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)

5.     Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.

6.     Костюков Л. Случай, когда оба неправы. URL: http://www.polit.ru/author/2009/01/29/subcult.html (дата доступа 09.09.09)

7.     Культура в общественной системе // Курс лекций. URL: http://gosuprava.narod.ru/exam/lection/sociologiya/sociologiya4.html (дата доступа 09.09.09)

8.     Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. – 2002. – №10.

9.     Молодежная культура. Специфика современных российских молодежных субкультур / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/smsb.htm (дата доступа 26.09.09)

10. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион».– М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

11. Омельченко Е.Л Про эмо, готов и нравственность // Полит.ру. URL: http://www.polit.ru/author/2009/01/23/subkult.html (дата доступа 09.09.09)

12. Омельченко Е.Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» // Полит.ру. URL: http://www.polit.ru/research/2006/10/26/omelchenko.html#_ednref1 (дата доступа 09.09.09)

13. Перминова Ю.В. Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты: Дипломная работа. / Сайт по культурологи. URL: http://www.countries.ru/library/typology/subc_barnaul.htm (дата доступа 09.09.09)

14. Семина М.В., Ганжа О.А. Визуальная социология и развитие социологического воображения // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – С. 147-161.

15. Сергеев В. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. - Институт социально-политических исследований РАН. - М., 2001. URL: http://synerg.narod.ru/SER_MEGA.htm (дата доступа 09.09.09)

16. Цапко М.С. Рок как социокультурный феномен. - М., 2002.

 

Семинар 2. Массовая культура и культура потребления

 

Вопросы:

1.      Виды массовой культуры.

2.      Массовое общество как социальное явление (формы проявления).

3.      Концепция элитарной и популярной культуры П. Бурдье.

4.      Общество массового потребления.

5.      Потребление как культурная традиция

6.      Массовая культура в виртуальном обществе

 
Литература

1.       Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999. – С. 225-235

2.       Бороноев А.О. Социология и социальная антропология. СПб., 1997. – С. 291-303

3.       Ерасов Б.С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2000. Электронная библиотека Славы Янко URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm (дата доступа 09.09.09)

4.       Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №9. – С. 3-16.

5.       Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html (дата доступа 09.09.09)

6.       Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/ (дата доступа 09.09.09)

7.       Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата доступа 09.09.09)

8.       Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000. – С. 405-430. или электронный вариант URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)

9.       Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия, 2005, № 10. С.60-66. URL: http://www.courier.com.ru/energy/en1005kondratyev.htm (дата доступа 09.09.09)

10.   Малахин М. Клондайк потребления // Российская бизнес-газета, № 499, 15.03.2005, URL: http://www.rg.ru/2005/03/15/torgovlya.html (дата доступа 09.09.09)

11.   Массовая культура: ХХ век / Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1999. - с.155-159. / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/mascult.htm (дата доступа 26.09.09)

12.   Мишкинене Ю.Б. Основные методологические подходы к анализу феномена «массового общества» / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/fenomen_mass.htm (дата доступа 26.09.09)

13.   Мордовина Л.В., Шилова А. Феномен массовой культуры в современном обществе / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

1.       Найдорф М. К понятиям "толпа" и "масса" / сайт Культурология. URL: http://www.countries.ru/library/typology/tolpa_massa.htm (дата доступа 26.09.09)

2.       Омельченко Н.В. Человек в современных философских концепциях // Человек. – 2005. – №4

3.       Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 (дата доступа 09.09.09)

4.       Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – №1. – С. 5-17.

5.       Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

6.       Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

 

Дополнительная

1.     Бодрийяр Ж. Система вещей. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php (дата доступа 09.09.09)

2.     Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995. URL: http://www.gumer.info/authors.php?name=%CB%E5%E1%EE%ED+%C3. (дата доступа 09.09.09)

3.     Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mosk/index.php (дата доступа 09.09.09)

4.     Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Пер. с исп. // Сайт « Библиотека Гумер «. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_voss/index.php (дата доступа 09.09.09)

5.     Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. URL: http://www.gumer.info/authors.php?name=%D4%F0%EE%EC%EC+%DD. (дата доступа 09.09.09)

6.     Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. М: ИФ РАН, 2001. URL: http://www.gumer.info/authors.php?name=%D5%E5%E2%E5%F8%E8+%CC.+ (дата доступа 09.09.09)

 

Семинар 3. Реклама в современном мире

 

Вопросы:
1.     Цель и задачи рекламного сообщения или образа.

2.     Роль рекламы в жизни общества (социально-психологические факторы).

3.     Воздействие рекламы на привычки людей.

4.     Реклама как «создатель» новых потребностей человека.

 

Литература

1.     Бодрийяр Ж. Система вещей. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/index.php (дата доступа 09.09.09)

2.     Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. – 2003. – №9. – С. 3-16.

3.     Ильин В.И. Феномен потребления // Личный сайт автора, URL: http://www.consumers.narod.ru/lections/introduction.html (дата доступа 09.09.09)

4.     Ильин В.И. Социология потребления. Дистанционный курс лекций // Там же, URL: http://www.consumers.narod.ru/ (дата доступа 09.09.09)

5.     Ильин В.И. Общество потребления в России: Миф или реальность? // Фонд научных исследований (ФНИ) «Прагматика культуры». URL: http://artpragmatica.ru/hse/?uid=459 (дата доступа 09.09.09)

6.     Потребление, сформировавшее США // Независимая информация и аналитика из США, 15.12.2006. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/5678 (дата доступа 09.09.09)

7.     Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – №1. – С. 5-17.

8.     Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

9.     Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

10. Ходяков В.В. Информация как объект повседневности / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. – №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

 

Семинар 4. Коммуникативные сферы культуры

 

Вопросы:

1.     Основные теории коммуникаций.

2.     Роль коммуникации в формировании социально-культурной идентичности.

3.     Общее и отличное в понятиях «сетевая культура», «виртуальная культура», «цифровая культура», «интернет-культура».

4.     Виртуализация современного общества: плюсы и минусы.

5.     Динамика коммуникативной сферы (советское общество и российское общество).

6.     «Информационное общество» как социальное явление.

 

Литература

1.     Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. // Сайт «Evartist». URL: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm (дата доступа 09.09.09)

2.     Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-Французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб: Алетейя, 1999, С. 193-226.

3.     Карпов Е.Б., Фридланд А.Я., Фридланд И.А. Информационное общество и информатика // Сайт «Инфосоц». URL: http://conf.infosoc.ru/03-r1f09.html (дата доступа 09.09.09)

4.     Кирилина А. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания. М.: «Рудомино». – 2000. – С. 47-81

5.     Луман Н. Реальность массмедиа. – М.: Праксис, 2005. – 256 с.

6.     Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

7.     Пригожин И.Р. Сетевое общество // Социологические исследования. – 2008. – №1.

8.     Сидорова М.Ю. Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) // Сибирский филологический журнал. – 2004. – №1.

9.     Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять» // Персональная страница Марины Сидоровой на сайте Narod.ru URL: http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html (дата доступа 09.09.09)

10. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

11. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология. Вып.1. Хабермас Ю. // Реферат.- М., 1992. – С.57-101.

12. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования, 2001. – № 8. – С. 52-61.

 

Семинар 5. Развлечения в советской и современной культуре

(на основе анализа визуальных и печатных текстов)

 

Вопросы:

1.     Сравнение способов и моделей развлечения в советское время и сейчас

2.     Образы семейного досуга и развлечений в СССР и современной России (по материалам СМИ – как журналов и газет, так и фильмов (по выбору студентов)

3.     Развлечения родителей и современной молодежи – общее и отличное (по материалам практического задания 3 данного семинара).

4.     Глянцевый журнал – смысл и задачи

5.     Образы развлечений в современных СМИ (анализ визуального ряда – музыкальных программ, развлекательных и информационных программ, фильмов и проч.)

 

Литература

 

1.     Белякова, Е.П. Новая культура России – глянец URL: http://www.a-s-t.ru/index.php?page=new1&line=1 (дата доступа 09.09.09)

2.     Ванштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс. 2000. С.30-43

3.     Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. – 2003. – № 11-12.

4.     Дашкова Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920-х – 30-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века. Форум немецких и российских исследователей. Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова и И. Гарбовского. М.: «АИРО-ХХ». – 2002. – С. 103-128

5.     Дуков Е.В. Развлечение как историко-культурная проблема / Концерт в истории западноевропейской культуры. – М.: «Классика-XXI». – 2003. – С. 35-49.

6.     Идлис, Ю. О грязи, глянце и гламуре URL: http://polit.ru/culture/2006/03/01/glamuridlis.html (дата доступа 09.09.09)

7.     Захаров А.В. Развлечение sub specia социологии // Социологические исследования. – 2008. – № 1. – С. 106-114

8.     Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. – Минск: Пропилеи. – 2000. –С. 280-287

9.     Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования, 2005. – №11. – С. 37-46.

10. Никитина, И.В. Маски массовой культуры // Человек. – 2004. - №6.

11. Патрушев В.Д. Динамика использования бюджетов времени городским и сельским населением // Социологические исследования, 2005. – № 8.

12. Ромах О.В., Слепцова А. Потребительский сектор глянцевого журнала / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

13. Ромах О.В., Слепцова А. Содержание и структура глянцевых журналов / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

14. Тартаковская И. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. – 2000. – №5. С.168-241 URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/10644; (дата доступа 09.09.09) URL: http://www.socnet.narod.ru/Rubez/15/TARTAK.zip (дата доступа 09.09.09)

15. Чернова Ж. «Корпоративный стандарт» современной мужественности. Инструкции по созданию // Социологические исследования, 2003, № 2

16. Чернышова, В. Глянцевый мир URL: http://www.gazeta.ru/style/2006/11/a_1102254.shtml (дата доступа 09.09.09)

17. ФОМ / Где и как хотели бы отдыхать россияне? URL: http://bd.fom.ru/report/map/of052405 (дата доступа 09.09.09)

18. ФОМ / Поездки за границу. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d081922 (дата доступа 09.09.09)

19. ФОМ / Телевизор в нашей жизни. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d083623 (дата доступа 09.09.09)

20. Фрумкина, Р. Ода глянцевым журналам // Русский журнал. – 2000. – 14 марта.

 

Дополнительная

 

1.     Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. /пер. с фр. – М.: Ad Marginem, 1997. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php (дата доступа 09.09.09)

2.     Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. А. Гараджи. – М.: Изд-во Ad Marginem, 2000. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodriy/index.php (дата доступа 09.09.09)

3.     Ильин В. Поведение потребителей. – Сыктывкар, 1998. – URL: http://socnet.narod.ru/library/authors/Ilyin/consumption/content.htm (дата доступа 09.09.09)

4.     Хейзинга Й. Homo ludens // Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: «Прогресс-Академия», 1992. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heiz/index.php (дата доступа 09.09.09)

 

Семинар 6. Образы успешного человека советского общества и современного общества

(на основе анализа визуальных и печатных текстов)

 

Вопросы:

1.     Определите стереотипы социального «успеха» для мужчин и женщин (Успешный человек – какой он?).

2.     Рассмотрите способы саморепрезентации человека.

3.     Портрет «успешного» человека в советском обществе и в российском обществе. В чем общее и отличное.

4.     Причины стирания и/или конструирования новых различий между «успехом» мужчин и женщин в современном обществе.

 

 

Литература

1.     Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. /пер. с фр. – М.: Ad Marginem, 1997. // Сайт «Библиотека Гумер». URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php (дата доступа 09.09.09)

2.     Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. – 2007. – № 4.

3.     Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле». – 2000. – С. 296-392.

4.     Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.

5.     Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1950-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

6.     Семишова Е.П. Средства массовой информации в современном социокультурном пространстве / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

7.     Семишова Е.П. Средства массовой информации как фактор смыслопостроения в современном поле культуры / Электронный журнал «Аналитика культурологии». – 2009. - №2. URL: http://analiculturolog.ru/index.php (дата доступа 09.09.09)

8.     Усманова. А. «Визуальный поворот» и гендерная история // Гендерные исследования, – 2000. – С.149-176.

9.     Христофорова О.Б. Полевые методы в визуальной антропологии // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova3.htm (дата доступа 09.09.09)

10. Чернова Ж.В. Медиа-репрезентации пола: российские варианты. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149602/2763 (дата доступа 09.09.09)

11. Штомпка П. Введение в визуальную социологию / INTER (интеракция, интервью, интерпретация). – 2007. – № 4., – С. 6-12.

12. Sontag Susan. On photography URL: http://www.susansontag.com Русский перевод статьи см.: Мир фотографии / Сост. В. Стигнеев и А. Липков. – М.: Планета, 1998. URL: http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=401 (дата доступа 09.09.09)

 

Семинар 7. Изменение образов родного города

(на основе анализа фотографий из личного альбома, газетных и журнальных публикаций и фото- и видеосъемки или непосредственного реального наблюдения элементов городской среды – архитектурных ансамблей, памятников и монументов, флагов, плакатов, рекламы, элементов художественного оформления улиц, эмблем, фотографий, открыток и т.п.)

 

Вопросы:

(во всех докладах желательно использовать материалы практического задания №1 данного семинара)

1.     Подходы к раскрытию понятия «облик города».

2.     Городская среда как объект исследования (примеры анализа городской среды).

3.     Методы изучения городского пространства и среды.

4.     Символы городов – фантазия или реальность.

5.     Городская культура и образ города. Взаимодействие и/или противоборство.

 

 

Литература

 

1.     Аурова Н. Образ русского города // Свободная мысль. – 2008. – №5. – C. 215-218

2.     Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность; Сб. науч. ст. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007. – 528 с.

3.     Захарова Н.Ю. Фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т.11. – №1. – С. 147-161.

4.     Каганов Г.З. Горожанин в городе: идентификация с землей и небом // Человек. – 2001. – № 4. – С. 28-38.

5.     Каганов Г.З. Городская среда: преемство и наследование // Человек. – 2000. – № 4. – С. 49-62.

6.     Каганов Г.З. Город и «культ личности» горожанина // Звезда. – 2001. – № 6. – С. 194-203.

7.     Каганов Г.З. Душа и тело города // Человек. – 2002. – № 1. – С. 88-103.

8.     Торшева С.Ю. Смыслы городского пространства. – М.: ДеКа, 2008. – 426 с.

 

Семинар 8. Социальная динамика культурных процессов (сравнение советского и российского общества)

 

Вопросы:

1.     Типы и формы социокультурных изменений.

2.     Эпоха модерна и постмодерна в советском и российском обществе. Теоретическое обоснование различного протекания культурных процессов.

3.     Портрет «советского» человека и Портрет «российского» человека.

4.     Социально-культурные ценности человека советского и человека российского.

5.     Влияние социально-политических событий на культурные процессы.

 

Литература

1.     Абельс Х. Ирвинг Гофман: Техники презентации // Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 272 с.

2.     Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2000 (в особенности предисловие Александра Ковалева и Введение).

3.     Гофман А.Б. Люди и мода, или новая теория моды и модного поведения. – М.: ГНОМ и Д., 2000. (Электронная копия в архие BookAll.ru. URL: http://bookall.ru/savered.php?file=101578 (дата доступа 09.09.09)

4.     Захаров А.В. Массовое общество и культура в России // Вопросы философии. – 2003. – № 9. – С. 3-16

5.     Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 105 -115.

6.     Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Параграфы «Праздник как институт культуры», С. 170-171; «Игровая функция культуры», С. 122). URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf (дата доступа 09.09.09)

7.     Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. Глава 5 «Традиция – канон - стиль». URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php (дата доступа 09.09.09)

8.     Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. - М.: Ключ-С, 1998. (Тема 8. Советский человек).

9.     Козлова Н. Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. - Том 2. - № 3.

10. Козлова Н. Н., Сандомирская И. И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М., Гнозис; Русское феноменологическое общество, 1996.

11. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. – М.: Издательство «Европа», 2005.

12.  Левада, Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. / Ю.А. Левада – М.: Московская школа политических исследований, 2000. –108 с.

13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера.- СПб.: "Искусство-СПБ", 2004, С.12-147. (Электронная копия в библиотеке Александра Белоусенко. URL: http://www.belousenko.com/books/Lotman/lotman_semiosfera.rar

) (дата доступа 09.09.09)

14. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. – 2005. – № 11. – С. 37-46.

15. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования. – 2002. – № 10.

16. Романов П. По-братски: мужественность в постсоветском кино // О муже(N)ственности. Под ред. С. Ушакина. М.: НЛО. 2002. С.609-630. URL http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/main25.html (дата доступа 09.09.09)

17. Сайт ИС РАН / Российская идентичность в социологическом измерении. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident_1.html (дата обращения 09.09.09)

18. Сайт ИС РАН / «Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить». Август 2007 г. URL: http://www.isras.ru (дата обращения 09.09.09)

19. Саркисова О. Скажи мне кто твой враг… Чеченская война в российском кино // Неприкосновенный запас. 2002. №6 (26). URL http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/jrec67.html (дата доступа 09.09.09)

20. Хейзинга Й. Homo ludens // Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: «Прогресс-Академия», 1992. URL: http://www.philosophy.ru/library/huizinga/homo.html (дата доступа 09.09.09)

21. Чередниченко Т. Россия 90-х: в слоганах, рейтингах, имиджах. Актуальный лексикон культуры. М.: НЛО. 1999

22. ФОМ / Ценности «детей» - с точки зрения «отцов». URL: http://bd.fom.ru/report/map/of022203 (дата доступа 09.09.09)

23. ФОМ / Воспитание: модернизация ценностей. URL: http://bd.fom.ru/report/map/of042004 (дата доступа 09.09.09)

24. ФОМ / Трудолюбие, честность и порядочность - самые ценные качества. URL: http://bd.fom.ru/report/map/of041506 (дата доступа 09.09.09)

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ. ЗАЧЕТ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconМетодические материалы для студентов –культурологов (бак) по спецсеминару...
Магнитогорского государственного университета, обучающихся по специальности №020600 «Культурология», относится к факультативным дисциплинам....
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры icon«Хабаровский торгово-экономический техникум» методические рекомендации...
Методические рекомендации студентам по текущему контролю знаний разработаны на основании следующих документов
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconМатериалы для подготовки к текущему и промежуточному контролю знаний...
По курсу «Функциональный менеджмент» предусматривается две формы промежуточного контроля – зачет в устной форме и написание реферата....
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconПрограмма спецкурса по теории русской культуры Особенности построения...
В программе и рекомендациях использованы материалы учебно-методического пособия «Введение в киноведение», автор Н. Б. Кириллова....
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconУчебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические...
Методические материалы для студентов дневного отделения
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconПрограмма дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconРабочая программа По русской литературе 8класс
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconКнига в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая...
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconКонспект лекций 12 материалы практических занятий 18 материалы для...
В соответствии с назначением учебной дисциплины, ее основной целью является изучение теории и практики этики деловых отношений, позволяющие...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconАттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология»
Целью преподавания дисциплины «Культурная антропология» является формирование у студентов-культурологов системы знаний о человеке,...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconУрок по истории Отечества. Тема: Золотой век русской культуры
Цели: Дать учащимся представление о том, что XIX век, стал эпохой культурного развития страны и за бурное развитие культуры и искусства...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconРоссийской федерации
Сфера культуры как одна из наиболее динамично развивающихся отраслей постиндустриальной экономики предъявляет новые требования к...
Материалы по контролю знаний для студентов –культурологов по спецсеминару по теории русской культуры iconВопросы к экзамену по теории и методике физического воспитания развития детей
Методические материалы для студентов дневного отделения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск