Скачать 195.84 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» Факультет философии. Программа дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000.62 «Культурология»подготовки бакалавраАвтор: к. ист. наук, доцент кафедры наук о культуре философского факультета НИУ—ВШЭ С.М. Сергеев (ssms1@yandex.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Философия» наук о культуре Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой В.А.Куренной _____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета философии Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология» (033000.62), обучающихся специализации история культуры, изучающих дисциплину «История русской культуры» Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплиныКурс рассчитан на два модуля. Его цель – дать студентам 4 курса, сведения о развитии русской культуры X – нач. XX в., об эволюции её основных направлений (образования, литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и т.д.). Настоящий курс носит авторский характер. Его отличительными особенности являются, во-первых, проблемное изложение материала, а, во-вторых, рассмотрение русской культуры в широком контексте социально-политической и идейно-политической истории России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII - начала XX в.). Особое внимание уделяется проблематике связанной с социологией и идеологии русской культуры XVIII - начала XX в. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина является базовой для специализации «Культурология». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
сформировавшиеся в философии, искусствознании и языкознании, и социологии;
в исторической динамике;
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля знаний студентовИтоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Преподаватель оценивает работу студента на семинаре (активность, грамотность излагаемых мыслей, фактологическую точность), а также эссе или доклад. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. - итоговая оценка складывается из следующих составляющих: Оитоговая = 0, 5 Оэкзамен + Оаудиторная (0,2· Ок/р + 0,3 Оэссе/доклад). В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. Контрольная работы Контрольная работа выполняется в виде ответов на вопросы по пройденному материалу в конце 1-го модуля. Работа выполняется в аудитории. Работа выполняется письменно, в присутствии преподавателя. На следующем за контрольной работы семинарском занятии преподаватель обсуждает результаты. Время на написание контрольной работы – 60 мин. Эссе Эссе представляет собой систематическое, полное и аргументированное изложение соответствующей проблемы в рамках изучаемой исследуемой дисциплины на основе определенного минимума источников. Объём – 10-12 тыс. зн. Доклад Доклад является устным вариантом эссе, предполагающим аудиторное обсуждение, ответы на вопросы преподавателя и студентов. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫТЕМА 1. Введение. Проблема своеобразия русской культуры Русская культура – своеобразная часть европейской культуры или культура уникальной цивилизации? В чём своеобразие русской культуры? Каковы источники этого своеобразия? Влияние социально-исторического контекста. Историческая социология русской культуры. ТЕМА 2. Культура Киевской и Московской Руси. Особенности социально-исторического развития Киевской Руси. Культура верхов и культура низов. Русская культура и христианство. Духовенство как главный субъект древнерусской культуры. Святость как социокультурный феномен. Светские тенденции в древнерусской культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Образование. Культура Московской Руси. Социокультурное значение монгольского нашествия и монгольского ига. Русское «возрождение» XIV в. Святость в Московской Руси. «Нестяжатели» и «осифляне». Общественная мысль – формирование идеологии русского мессианизма. Возрастание роли государства и отражение этого процесса в культуре. Светские тенденции. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Образование. ТЕМА 3. Культурная политика русского самодержавия вт. пол XVII – нач. XX в. Социокультурный кризис середины XVII в. Попытка перехода от «Третьего Рима» к Вселенской православной империи. Церковный раскол, его идеологическое содержание и социокультурные последствия. Русское западничество/латинофильство вт. пол. XVII в. Западнорусские интеллектуалы – проводники западного влияния. Вытеснение старомосковской культуры. Культурные реформы Петра I. Новый вариант западничества – ориентация на протестантский Запад. Окончательный разрыв со старомосковской традицией. Секуляризация культуры. Сакрализация фигуры императора. Государство как проводник Просвещения и главный субъект культуры. Отрыв культуры верхов от культуры низов. Культурные реформы вт. пол. XVIII в. Особенности просветительства Екатерины II. Образовательный проект создания «новых людей». Переход к политике реакции. Реакционно-романтический миф Павла I. Культурные реформы пер. пол. XIX в. Образовательные реформы Александра I. Культурный сценарий «ангела на троне». Утопия христианской государственности и ее преломление в области культуры. Разрыв культурных стратегий самодержавия и дворянства. Консервативные культурные контррефомы Николая I. Идеология «православие, самодержавие, народность» и ее отражение в русской культуре. Культурные реформы вт. пол. XIX – нач. XXв. Александр II – «сценарий освободителя». Влияние великих реформ на русскую культуру. Реформы и контрреформы в сфере образования. Национализация самодержавия при Александре III и отражение этого процесса в культуре. «Возвращение в Московскую Русь» как культурный сценарий Николая II. ТЕМА 4. Влияние сословий и социальных групп на эволюцию русской культуры Социокультурные последствия Манифеста о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству. Дворянство как новый субъект культуры. Культура дворянской оппозиции: декабризм, идеализм 1830-40-х гг., либерализм. Ведущая роль дворянства в русской литературе и музыке. Дворянское самосознание Пушкина и Л. Толстого. Упадок дворянства в творчестве Бунина. Социальное положение русского духовенства и его маргинальная роль в русской культуре императорского периода. Культура «разночинцев» и «поповичи». Духовенство в русской литературе (Лесков, Гусев-Оренбургский, Чехов). Купечество и русская культура. Купцы в драматургии А. Островского. Меценатство. Крестьянство как объект изображения русской литературы. ТЕМА 5. Феномен русской интеллигенции Русская интеллигенция как социокультурный феномен и ее роль в истории русской культуры. Соотношение понятий «интеллигент» и «интеллектуал» в русском контексте. Контркультура разночинской интеллигенции 1860-х гг. Народничество как преобладающая интеллигентская идеология. Проблема отказа от «наследства 60-х гг.» и реабилитации ценностей дворянской культуры. Дискуссии об интеллигенции конца XIX – нач. XX в. ТЕМА 6. Институты русской культуры Церковь. Университет. Масонская ложа. Дворянская усадьба. Салон. Философский и политический кружок. Литературный журнал и газета. Театр как общественная трибуна. ТЕМА 7. Религия в системе культуры императорской России Православие как культура духовенства. Православие как культура низов. Культурный мир старообрядчества. Русское сектантство и его отражение в литературе Серебряного века. Религиозные искания элиты. Масонство и мистицизм. Русские католики. Проблема возвращения к «вере отцов». Оптина пустынь и русские писатели. «Толстовство». Религиозно-философские концепции конца XIX – нач. XX в. ТЕМА 8. Философия в системе культуры императорской России Просветительство и «вольтерьянство». Шеллингианство как идейная основа русского романтизма. Приключения Гегеля в России. Материализм и нигилизм в системе интеллигентской контркультуры. Позитивизм и русская наука. Шопенгауэр и русская литература. Русский образ Ницше. Русская философия как литература и русская литература как философия. Отражение философских исканий в музыке и живописи ТЕМА 9. Идеологии в системе русской культуры Консерватизм в литературе и общественной мысли от А.С. Шишкова и Н.М. Карамзина до Л.А. Тихомирова и Б.А. Садовского. Либерализм в литературе и общественной мысли от Т.Н. Грановского и И.С. Тургенева до П.Н. Милюкова и В.В. Набокова. Социализм в литературе и общественной мысли от А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского до В.И. Ленина и М. Горького. Русские утопии. Отражение идеологических влияний в живописи, архитектуре, музыке. Эволюция русского националистического дискурса от Ф.В. Ростопчина и декабристов до «нововременства» и П.Б. Струве. ТЕМА 10. Наука в системе культуры императорской России Наука и государство. Наука и общество. Развитие естественных и точных наук. Дарвинизм и русская культура. Расовая проблема в русской культуре. Географические экспедиции и их отражение в русской литературе. Развитие гуманитарных наук. Мифологическая и историческая школы в русской филологии. Русская историография и русская культура. Академия наук как культурный институт. Университетская корпорация. Научные общества. Образ ученого в русской культуре. ТЕМА 11. Литература и искусство в системе культуры императорской России. Литературоцентризм. Писатель как учитель жизни. Пушкинский миф. Писательские общества. Формирование русской музыкальной школы. Консерватория и русская музыка. «Могучая кучка». Живопись: от Академии к «передвижничеству». Русский музей и Третьяковская галерея: два подхода к формированию экспозиции. Архитектура государства и архитектура «общества». Театр – «императорский» и частный. Художественная культура Серебряного века и «Мир искусства». Проблема модернизма в русской культуре. ТЕМА 12. Проблема цивилизационного самоопределения. Западничество: Россия как часть Европы. Галломания, германофильство, англомания, италофильство. Славянофильство: Россия как особая цивилизация. Панславизм и «славянская взаимность» в русской культуре. Эллинизм в русской культуре. Ориентализм в русской культуре. Поиски русской самобытности в литературе и искусстве. ТЕМА 13. Культурные стили и культурно-исторические типы Проблема смены культурных стилей и их специфики на русской почве. Барокко. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Натурализм. Символизм. Культурно-исторические типы «петербургского периода». «Просвещенец». «Вольтерьянец». «Масон». «Декабрист». «Любомудр». «Идеалист». «Нигилист». «Народник». «Марксист». «Декадент». ТЕМА 14. Русская культура в контексте русской истории: подведение итогов. Литература:
ТЕМЫ ЭССЕ И ДОКЛАДОВ
|
Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | Программа дисциплины «История и методы исследования культуры» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Философия и теория современного искусства»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | Программа дисциплины «Современная архитектура» для направления 033000. 68 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины История религий для направления 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | Программа дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | ||
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | Программа дисциплины Всеобщая история для направления 033000. 62 «Культурология» Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51. 03. 01 «Культурология»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... |